Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Электронный журнал "Спамтест". Все о борьбе со спамом


Информационный Канал Subscribe.Ru

Лаборатория КасперскогоSubscribe.ru
Электронный журнал "Спамтест" No. 132

Спам 2005: аналитический отчет

Девиз года: СТАБИЛИЗАЦИЯ спам-индустрии

Данные этого отчета можно без ограничений цитировать и использовать в публикациях, при условии указания его названия и ссылки на ЗАО "Лаборатория Касперского".

Оглавление

Часть 1

Введение

2005: стабилизация спам-индустрии

"Политизация" спама и превращение его в инструмент информационных войн

Криминализация спама

Часть 2

Количественная характеристика спама: стабилизация доли спама в почтовом трафике

Тематическая характеристика спама в 2005 году

    Тематические различия спама в Рунете и в "западном" сегменте Интернета
    Маскировка под личные сообщения - новинка 2005
    Тематические лидеры спама в Рунете

Технологии рассылки спама в 2005 году

    Основные способы доставки спама
        Использование сетей зомби-компьютеров
        Открытые релеи
        Выделенные сервера
    Организация спамерских рассылок
        Быстрые рассылки
        Обратная связь
    Программное обеспечение
    Разделение труда

Прогнозы


Введение

Настоящий документ представляет собой аналитический обзор основных тенденций и направлений в развитии одного из видов компьютерных угроз - спама1 - за прошедший 2005 г.

Все исследования и аналитика выполнены сотрудниками Департамента Инновационных Технологий компании "Лаборатория Касперского" - ведущего производителя систем защиты от вирусов, спама и хакерских атак. Система фильтрации спама под маркой Kaspersky® Anti-Spam установлена на серверах многих крупных российских корпораций и организаций, например, на серверах Национальной почтовой службы Mail.ru, ОАО "Мобильные ТелеСистемы", ОАО "Ростелеком", ОАО "Вымпелком", ОАО ГМК "Норильский Никель", CBOSS и многих других. В числе пользователей фильтра также есть и международные организации.

Фильтры Kaspersky® Anti-Spam только в России защищают более 20 миллионов почтовых ящиков и обрабатывают более 50 миллионов писем в день (до полутора миллиардов в месяц).

Группа спам-аналитиков - подразделение компании - получает и анализирует примерно 200-300 тысяч новых спамерских рассылок в день. Источником анализируемого спам-трафика служат специальные ящики-"ловушки" и срезы различных по качеству и плотности почтовых потоков, предоставляемые нашими клиентами и партнерами. Весь входящий в систему спамерский трафик автоматически классифицируется. Часть входящего потока дополнительно анализируется вручную. Уникальный рубрикатор спама, разработанный сотрудниками группы, включает в себя около 550 тематических категорий спама, что позволяет во всех деталях исследовать количественное и тематическое распределение спамерских сообщений.

1  Законодательного или закрепленного в стандартах РФ определения спама пока не существует. Аналитики "Лаборатории Касперского" определяют спам как "анонимную массовую непрошенную рассылку средствами электронной связи". Таким образом, под это понятие подпадает не только товарная реклама средствами электронных почтовых рассылок, но и такие виды компьютерного мошенничества, как фишинг и фарминг. >>


2005: стабилизация спам-индустрии

Прошедший 2005 год продемонстрировал дальнейшее развитие тенденций, наметившихся в 2003 и 2004 годах. Наблюдался небольшой, хотя и уверенный рост доли спама в электронной почте (см. разделы "Количественная характеристика спама: стабилизация доли спама в почтовом трафике" и "Тематическая характеристика спама в 2005 году"). Речь идет именно о соотношении долей - в абсолютных значениях к концу 2005 года количество спама возросло в 1,5-2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2004 года, но растет и количество нормальной почты, поэтому соотношение спам/нормальная почта остается практически неизменным.

Продолжилась криминализация и "политизация" спама (подробнее см. разделы Криминализация спама и "Политизация" спама и превращение его в инструмент информационных войн).

В 2005 году не было выявлено ни одного принципиально нового спамерского приема или методики рассылки. В основном спамеры идут по пути наращивания мощностей и развития зомби-сетей. Соответственно, рынок антиспамерского ПО также усиливает уже имеющиеся средства защиты, практически не предлагая принципиально новых решений.

В целом это означает, что спам как бизнес определился со своей экономической нишей на рынке и уверенно занял ее. Основных игроков этого бизнеса ситуация экономически устраивает, даже при том условии, что им приходится смещать фокус деятельности с хорошо защищенных крупных корпоративных серверов на более мелкие и слабозащищенные.

В количественном и содержательном плане тенденция к стабилизации также находит выражение:

  • в фиксации объемов спама в почтовых потоках на уровне от 60% (в трафике небольших организаций) до 85% и даже выше (на серверах почтовых служб);
  • в стабилизации количественного распределения спама по календарным месяцам, связанной с сезонными колебаниями этого рынка;
  • в закреплении списка тематических (содержательных) категорий спамерских сообщений: состав лидирующих категорий не меняется в течение последних трех лет;
  • в фиксации схемы "типовой спам-машины";
  • в определении этапов организации спам-рассылок (например, сбора и верификации баз электронных адресов для проведения рассылок) и превращении обслуживания и поддержки этих этапов в самостоятельный бизнес.

Тем не менее, рынок спам-индустрии Рунета продемонстрировал и некоторые новинки. В содержательном плане это превращение эпизодических "политических" и информационных спамерских рассылок в инструмент пролонгированных и профессионально подготовленных политических и PR-кампаний. Политики и имидж-мейкеры осваивают спам как средство формирования общественного мнения. Пока это только тенденция, а не характерная черта современного спама, но тенденция яркая и способная к быстрому развитию (подробнее см. раздел "Политизация" спама и превращение его в инструмент информационных войн).

В техническом плане в 2005 году у спамеров появились возможности для организации "быстрых" рассылок, то есть скорость отдельно взятой рассылки возросла в 3-4 раза по сравнению с прошлыми годами (подробнее см. раздел "Технологии рассылки спама в 2005 году").


"Политизация" спама и превращение его в инструмент информационных войн

Политпропаганда средствами спама

Уже не первый год спам активно используется как инструмент воздействия на общественное сознание и формирования общественного мнения. Во многих странах предвыборные кампании сопровождаются волнами агитационных спамерских рассылок. Такое "спам-сопровождение" выборов было зафиксировано, например, в Германии и на Украине.

Даже локальные выборы могут сопровождаться массированными спам-атаками, что наглядно продемонстрировали выборы в Московскую городскую Думу, прошедшие в декабре 2005 года (Москва, Россия). Несколько агитационных рассылок в последние две недели перед выборами практически "замусорили" все почтовое пространство Рунета. Призывы голосовать за одного из кандидатов, актуальные только для жителей Москвы, так как только они участвуют в выборах своей городской думы, были разосланы миллионам русскоговорящих пользователей не только в России, но и в Белоруссии, на Украине.

С одной стороны, этот пример демонстрирует тот факт, что спамеры не умеют или не хотят сужать аудиторию, на которую направлены рассылки, с целью повысить эффективность рекламы (в том числе - и политической рекламы). С другой стороны, этот же пример свидетельствует о том, что в 2005 году в Рунете "политический" спам вышел на качественно новый уровень. Из эпизодических рассылок, в основном носящих огульно-ругательный характер, он превратился в настоящие многоступенчатые PR-кампании, отличительными особенностями которых являются:

  • пролонгированность (то есть это кампании, состоящие из нескольких тематически связанных между собой атак);
  • направленность на создание "положительного" имиджа людей, партий и/или событий (в прошлые годы спам по преимуществу использовался для "черного PR").

В 2005 году в Рунете был зафиксирован всплеск "политических" информационных спам-кампаний. Речь идет не о предвыборной агитации, а о спамерских кампаниях, направленных на формирование общественного мнения по вопросам внутренней политики государства. По сравнению с предыдущими попытками новые спам-атаки отличаются продолжительностью, настойчивостью и хорошим планированием.

Примером такой информационной кампании может служить спам со ссылками на небезызвестный сайт "Кавказ-центр", который российские спецслужбы нередко называют рупором международного терроризма.

Эта информационная кампания прошла в октябре 2005 года: за две недели было зафиксировано несколько тематически связанных спам-рассылок, целью которых было привлечение внимания к событиям в Нальчике и сайту "Кавказ-центр" как информационному источнику. Первые две атаки представляли собой анонс новостных материалов на сайте "Кавказ-центр". Следующая атака была оформлена как реакция администрации "Кавказ-центра" на спам-рассылку от имени сайта. Тем не менее, в этой рассылке также содержались анонсы новостей о событиях в Нальчике с предложениями "узнать об этом всю правду". В нескольких последующих рассылках спамеры отказались от тактики анонсирования новостей и маскировали атаки либо под автоматические уведомления технических служб, либо под личные сообщения разной стилистики (от поздравления до призывов "изменить свою жизнь"). Но во всех случаях при переходе по ссылке в теле сообщения пользователь путем нескольких редиректов попадал на английскую версию сайта "Кавказ-центр". Судя по языку рассылок и открывающейся страницы сайта, в данном случае целью спамерских атак являлся не Рунет, а западные пользователи. Ниже приведен образец2 одной из рассылок этой информационной кампании:

Putin and Bosh - TWO LOSERS!

If you want to change your life,
If you want to live in freedom,
If you want to take off money from rich guys
And give it out to poor people,
It's time to big war!
Join to us!
{LINK}

Для проведения рассылки спамеры использовали то же программное обеспечение, которое обычно применяется для распространения вредоносных программ - вирусов и троянцев. Это ПО подставляет в сообщение фальшивые заголовки и генерирует текст письма с учетом доменного имени, на который идет рассылка.

Как всегда, нет возможности однозначно определить инициатора информационно-политической рассылки. Наличие в заголовке FROM значения kavkaz.uk.com не является ни доказательством, ни свидетельством того, что рассылка была организована администрацией сайта или кем-то, кто имеет отношение к этому информационному ресурсу.

Если политизация спама продолжится, то это может иметь самые неожиданные последствия как для развития электронной почты, так и для всего Сетевого сообщества. Увеличение доли "политического" спама до серьезных величин незамедлительно спровоцирует новый виток законодательных инициатив, направленных против спамерской деятельности. При гарантированной поддержке пользователей - а отношение к "политическому" и PR-спаму у большинства пользователей резко отрицательное - могут быть приняты достаточно жесткие законы против спама и его заказчиков.

Спам как инструмент "черного PR"

Поводом для PR-спама служат не только выборы, а информационные войны разворачиваются не только во время предвыборных и прочих агитационных кампаний. Спам - это отличный информационный инструмент для большинства кампаний, целью которых является формирование общественного мнения. По эффективности воздействия спам вполне сравним с телевизионной рекламой - и по частоте повторений (если атака спамеров "пробила" спам-фильтры), и по численности аудитории, которая становится объектом рассылок.

Несмотря на попытки придать спаму положительную эмоциональную окраску в некоторых предвыборных агитационных рассылках, он по-прежнему активно используется как средство дискредитации конкурентов и снижения имиджа организации или конкретного лица.

В 2005 году спам-аналитики "Лаборатории Касперского" зафиксировали в спаме Рунета около 20 "черных" PR-кампаний. Правда, часть этих кампаний была направлена на одни и те же организации. Традиционно объектами "черного PR" являются вендоры антиспамерского, антивирусного и антихакерского ПО. Например, две поддельные рассылки от имени Антиспамерской коалиции и компании "Ашманов и Партнеры" были зафиксированы в июне 2005 года. Рассылки были оформлены как предложения услуг по борьбе со спамом и вызвали вполне понятное возмущение пользователей электронной почты: создавалось ложное впечатление, что разработчики спам-фильтров предлагают свои услуги... с помощью спама.

Скандал, развернувшийся вокруг компании DepotWPF и портала Sostav.ru и продолжавшийся с перерывами с весны по осень 2005 года, в котором компании и руководству портала инкриминировались нечестные методы конкурентной борьбы и нарушение форумной этики3, также был инициирован спамерскими рассылками и поддерживался ими же. Один из образцов такой рассылки приведен ниже (текст сообщения публикуется частично):

Обращаюсь к Вам с Открытым письмом

Уважаемые господа,

Я, вебмастер компании DepotWPF и администратор портала Sostav.ru обращаюсь к Вам с Открытым письмом.

По моей инициативе компании DepotWPF нанесен серьезный репутационный ущерб. По этой причине я вынужден покинуть компанию по личной просьбе Алексея Андреева - Президента компании DepotWPF.

Я готов принести публичные извинения компаниям, которые в результате моей недальновидности подверглись клеветнической атаке летом и осенью этого года.

Я хочу публично сказать, что лично Алексей Андреев - Президент компании DepotWPF - высказывал серьезные сомнения в целесообразности такой акции, однако я настоял на ее осуществлении.

Строго говоря, цель подобных скандальных рассылок не совсем ясна, и инициатор их обычно тоже неизвестен. Можно строить различные предположения, кому это выгодно - то ли конкурентам компании, то ли, наоборот, ей самой как PR-повод. Но это специфика спама: сама техника спамерских рассылок подразумевает их анонимность и не позволяет однозначно идентифицировать отправителя/организатора спама.

Опасность подобных рассылок кроется в простоте их организации, дешевизне (особенно если сравнить стоимость рассылок со стоимостью заказных рекламных публикаций в печатных СМИ или рекламы на ТВ) и анонимности (то есть в отсутствии наказания за клевету и моральный ущерб). Появляется соблазн ответить на "черный PR" теми же методами. Наличие и постоянное развитие антиспамерского ПО - это, пожалуй, единственный фактор, сдерживающий начало настоящих PR-войн в электронной почте.

2  Здесь и ниже во всех примерах спамерских сообщений удалена информация о получателе спама и контактная информация спамеров. >>

3  См. например, обращение Сетевого сообщества к руководству портала http://www.webplanet.ru/news/opinion/2005/4/5/sostav.html>>


Криминализация спама

Криминализация спама - это процесс, развивающийся практически с момента становления спамерской индустрии. Предпосылками криминализации является как сама идеология спамерских рассылок (точнее, такие их черты, как анонимность и отсутствие законодательного контроля), так и общие тенденции развития Сетевого сообщества, а наиболее заметная из этих тенденций - криминализация Интернета в целом. Об этом свидетельствуют многочисленные отчеты и обзоры за прошлые годы от ведущих вендоров антивирусного, антихакерского и антиспамерского ПО. "Лаборатория Касперского" неоднократно освещала эту тенденцию в своих публикациях4.

Стремительный рост электронных рассылок криминального характера произошел с конца 2003 года до конца 2004 года. К концу 2004 года доля криминализированных спам-атак достигла 8-10% и в течение всего 2005 года оставалась на этом уровне, демонстрируя лишь незначительные колебания вокруг этих значений.

Основными признаками криминализации спама в 2005 году являются:

  • стабильно высокая суммарная доля криминализированных спам-атак (6-11%);
  • постепенный, но уверенный, рост количества атак, целью которых является кража финансовой информации (фишинг-атаки);
  • появление в спаме тематик криминального бизнеса, не связанных с компьютерными технологиями (предложения наркотиков, устройств для "обмана" игровых автоматов и т.п.);
  • рост доли контрафактных и/или контрабандных товаров в спамерской товарной рекламе;
  • использование спам-рассылок для распространения компромата и клеветы (подробнее см. раздел Спам как инструмент "черного PR");
  • использование сетей зараженных персональных компьютеров (зомби-сетей) для рассылки спама или аренда серверов по украденным номерам кредитных карточек, то есть использование криминальных способов организации спам-атак.

Доля криминализированного спама: 6-12%

На графике ниже отражено количественное распределение криминализированных спам-атак5 в общем объеме спама в Рунете в 2005 году.

Доля криминализированных атак в спаме в 2005 году">

<p>Как видно по графику, <b>уровень криминализации спама остается стабильно высоким в течение всего года</b>. Наметившееся в конце лета - начале осени снижение доли мошеннических атак оказалось непродолжительным, и конец года (ноябрь и декабрь) снова демонстрирует рост криминальной активности.
<h3><a name=42></a>Основная цель мошенников - это деньги или доступ к финансовой информации</h3>
<p><b>Большинство криминализированных спам-атак имеет целью получение финансовой информации</b> или доступа к банковскому счету. <b>Объектами атаки чаще всего являются отдельные пользователи</b>, то есть мошенников интересует личная конфиденциальная информация (чаще всего - финансовая) или возможность вымогательства денег у отдельного физического лица. Тем не менее, многие организации, предоставляющие своим пользователям доступ к финансовой информации в режиме on-line, расценивают фишинг как более масштабную
угрозу. Банки и платежные системы, которые чаще других подвергаются атакам фишеров, разъясняют своим пользователям, как отличить поддельные уведомления фишеров от настоящих, а также вывешивают на своих сайтах предупреждения об атаках и описания основных признаков фишинга. В качестве примера организаций, которые постоянно подвергаются фишинг-атакам, можно назвать немецкий "Дойчебанк", американский и российский "Ситибанк", платежную систему "PayPal" и электронную торговую систему "E-bay". 
<p>"Новинкой года" в компьютерном мошенничестве можно назвать фарминг - подмену URL страницы (чаще - на персональной машине пользователя), в результате которой пользователь, намереваясь зайти на известный сайт, на самом деле, оказывается на мошенническом сайте. Обычно спамерский сайт полностью копирует внешний вид оригинальной страницы легитимного сайта-мишени. Таким образом, можно воровать пароли и логины (если на сайте есть формы, куда нужно вводить свои личные данные), а можно, например, зарабатывать деньги
на баннерной рекламе. Однако масштабный бизнес на баннерах возможен только в тех случаях, когда "фармеры" сумели напрямую атаковать DNS-сервер и подменить данные сайта на DNS-сервере.
<p>Атаки фишеров требуют тщательной подготовки, регистрации и оформления поддельных сайтов, написания текста поддельного сообщения так, чтобы оно было похоже на настоящее, то есть это деятельность, требующая финансовых и ресурсных затрат. Но спамеры не брезгуют и более примитивными атаками, такими как банальное попрошайничество и грубые фальсификации. Ниже приведен образец попрошайничества с помощью спама.

<p><b><small><none></b></small>
<p><div align=center><table border=1 width=90% cellpadding=5 cellspacing=0>
<tr><td><font face="Courier New">
<b><font size=+1>Помогите бедному студенту. </font>
<p>     кошелек в Яндекс деньги: {NUM}
<p>        имя:Сергей
<br>        Email:{MAILTO}</b></font>
<p><font face="Times New Roman">--- Отправлено ПРОБНОЙ ВЕРСИЕЙ <b>ePochta Mailer</b> 
</font></td></tr></table></div>

 
<p>Следующий пример - это фальсификация уведомления от администрации почтовой службы. Цель атаки - сбор логинов и паролей от почтовых ящиков пользователей Национальной почтовой службы Mail.ru. Спамеры-мошенники не потрудились ни имитировать легитимные извещения почтовой службы, ни скопировать оформление и логотипы почтовой службы. Они просто сфабриковали грубую подделку. В итоге получился интересный образчик "фишинга по-русски":

<p><b><small>Администрация M@il.ru</b></small>
<p><div align=center><table border=1 width=90% cellpadding=5 cellspacing=0>
<tr><td><font face="Arial">
<p>Добрый день.
<p>В связи с проблемами, возникшими на нашем сервере, DNS сервер перезагрузился, чем вызвал сбой в работе MYSQL базы данных. Возникла проблема с отправкой и получением писем через Web интерфейс. Просим вас выслать на наш резервный адрес: {MAILTO} пароль вашей почты для восстановления нормальной работы прокси клиента. 
<p>Надеемся на ваше понимание администрация <u><font color=blue>M@il.ru</u></font>
</font></td></tr></table></div>

<h3><a name=43></a>Контрабанда и контрафакт как признак криминализации спама</h3>
<p>Еще одна тенденция 2005 года - это <b>уменьшение доли предложений легитимных товаров и услуг</b>. Огромное количество рекламируемых товаров - от виагры до дешевых "Ролексов" и сигарет "Мальборо" - контрафактный или контрабандный товар. Эта тенденция характерна для "западного" спама, то есть для спам-атак, объектом которых являются жители Европы и США. В русскоязычном спаме данная тенденция пока не прослеживается.
<h3><a name=44></a>"Реальный" криминальный бизнес демонстрирует интерес к спаму</h3>
<p>Настораживает появление в спаме тематик, характерных для "традиционного" криминального бизнеса, в частности предложений по продаже наркотиков, электронных устройств, имитирующих поступление денег в игровой автомат (так называемые "устройства для обмана игровых автоматов") и т.п. Пока таких предложений не много, но если их количество увеличится,  это будет означать приток серьезного криминального бизнеса в Интернет. 
<p>Конечно, надо учитывать, что аналитики "Лаборатории Касперского" не имеют возможности проверить, что реально стоит за такими предложениями - действительно продажа наркотиков, или же это просто способ "сбора денег" с тех, кто рискнет перевести деньги на анонимный кошелек web-money, рассчитывая на честность продавцов (в которой, впрочем, есть все основания сомневаться).
<p>В любом случае, <b>криминальный спам вышел на новый уровень</b>. Если раньше компьютерное мошенничество всегда маскировалось под легитимную деятельность, неважно, идет ли речь о фишинге (маскируется под реальные сообщения банковских систем) или о "нигерийских" письмах (всегда подчеркивается легальность перевода денег), то теперь спамеры напрямую декларируют нарушение закона и предлагают товары/услуги для незаконной деятельности. Ниже приведен образчик этого типа спама:

<p><b><small>Re:Устройство для обмана игровых аппаратов</b></small>
<p><div align=center><table border=1 width=90% cellpadding=5 cellspacing=0>
<tr><td><font face="Arial">
<p>Предлагается устройство для обмана игровых аппаратов.
<br>Аналогов в интернете ещё не было !!!!!!!
<br>а он дает игры.
<p>Принцип работы :
<br>Устройство эмитирует поступление денег в аппарат ,
<br>Обычно за 15-20 минут  игры,  1 500 - 4 000 тысячи набирается.
<p>я работаю более 4-х лет на крупнейшем заводе-изготовителе игровых
<br>аппаратов , могу Вас полностью уверить в том , что все устройства
<br>которые  нам предлагают в Интернете  ПОЛНЫЙ БРЕД
<p>В письме не будет предложено много описаний  о прелестях этого
<br>устройства.  Я обещаю Вам только одно, это устройство есть, и оно работает.
<p>Стоимость устройства с доставкой в любой город
<br>России  - 4 000 рублей (оплата при получении)
<p>Стоимость схемы устройства 2000 руб.
<br>оплата  WebMoney (<u><font color=blue>www.webmoney.ru</u></font>)
<p>Задать вопрос и сделать заказ можно написав смс
<br>со своим емэйлом на номер {PHONE NUM}
<br>или
<p>сообщение на WMID {NUM} ((<u><font color=blue>www.webmoney.ru</u></font>)
</font></td></tr></table></div>
 

<p><i><a name="ref4"></a><small><sup>4</sup> 
См., например, <a href= http://www.kaspersky.ru/news?id=156730524>Развитие вредоносных программ в 2004 году</a><a href="#txt4">>></a></small> </i></p> 

<p><i><a name="ref5"></a><small><sup>5</sup> 
По мнению спам-аналитиков "Лаборатории Касперского", под определение криминализированных спам-атак подпадают: 
<br>- фишинг и фарминг,
<br>- "нигерийский" спам или предложения за комиссионные обналичить/перевести крупную сумму денег,
<br>- фальшивые уведомления о выигрыше в лотерею,
<br>- попрошайничество,
<br>- любые другие попытки компьютерного мошенничества.
<a href="#txt5">>></a></small> </i></p>

<p><hr width=70% size=1 color=black noshade>

<p>Полный текст Отчета - на сайте <a target=_blank href=http://www.spamtest.ru/document.html?pubid=178371715&context=9562>Спамтест</a>.
<br>часть 2 аналитического отчета "Спам 2005" будет опубликована в следующем выпуске журнала Спамтест.
        
<!-- end -->        
<br><br>        
<p><a href="mailto:spamtestmag@kaspersky.com?subject=Spamtest #132">Написать письмо</a></p>        
<p><a href="mailto:Olga.Emelyanova@kaspersky.com?subject=autor+articles">Прислать статью редактору</a></p>        
<p><font size=1><small>Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов материалов.<br>        
Редакция оставляет за собой право не публиковать присланную статью без объяснения причин.<br>        
Присланные статьи не рецензируются.<br></small></font></font></td></tr>        
<tr><td bgcolor=#314C9B align=center><b>        
<font face="Verdana,Arial,sans-serif" size=1 color=white>(C) </font><a href="http://www.kaspersky.ru"><font face="Verdana,Arial,sans-serif" size=1 color=white>"Лаборатория Касперского"</font></a><font face="Verdana,Arial,sans-serif" size=1 color=white>, 1997 - 2005</font></b></td></tr>        
</table>        
</td></tr></table>        
</p><!-- --><!--noindex-->
<center><hr noshade="noshade" />
<table summary="" style="background-color: #d0d0d0; background-image: ;"  bgcolor="#d0d0d0" cellpadding="7" cellspacing="0" border="0" width="100%"><tr>
<td align="left" valign="top"><a target="_top" href="http://subscribe.ru/"><font size="2" color="#000000" style="color: #000000; font-size: 10pt;">Subscribe.Ru</font></a>
<br /><a target="_top" href="http://subscribe.ru/feedback/"><font size="2" color="#000000" style="color: #000000; font-size: 10pt;">Поддержка подписчиков</font></a>
<br /><a target="_top" href="http://subscribe.ru/catalog/comp/inet/safety?email="><font size="2" color="#000000" style="color: #000000; font-size: 10pt;">Другие рассылки этой тематики</font></a>
<br /><a target="_top" href="http://subscribe.ru/author/5272"><font size="2" color="#000000" style="color: #000000; font-size: 10pt;">Другие рассылки этого автора</font></a></td>
<td align="center" valign="top"><font size="2" color="#000000" style="color: #000000; font-size: 10pt;">Подписан адрес:</font>
<a href="http://subscribe.ru/member"><font size="2" color="#000000" style="color: #000000; font-size: 10pt;"></font></a>
<br /><font size="2" color="#000000" style="color: #000000; font-size: 10pt;">Код этой рассылки:</font>
<a href="http://subscribe.ru/catalog/inet.safety.spamtest"><font size="2" color="#000000" style="color: #000000; font-size: 10pt;">inet.safety.spamtest</font></a>
<br /><a href="http://subscribe.ru/archive/inet.safety.spamtest"><font size="2" color="#000000" style="color: #000000; font-size: 10pt;">Архив рассылки</font></a></td>
<td align="right" valign="top">
<font size="2" color="#000000" style="color: #000000; font-size: 10pt;">Отписаться</font>
<a target="_top" href="http://subscribe.ru/member/unsub?grp=inet.safety.spamtest&email="><font size="2" color="#000000" style="color: #000000; font-size: 10pt;">Вебом</font></a>
<a target="_top" href="mailto:inet.safety.spamtest-unsub@subscribe.ru"><font size="2" color="#000000" style="color: #000000; font-size: 10pt;">Почтой</font></a>
<br /><a target="_top" href="http://subscribe.ru/member/info?"><font size="2" color="#000000" style="color: #000000; font-size: 10pt;">Вспомнить пароль</font></a></td>
</tr></table></center>
<!-- # include virtual="/archive/footer.issue.shtml"-->
<!--/noindex-->


        <x-base href="http://subscribe.ru/archive/inet.safety.spamtest/200602/02100521.html/">
        </span>

        <div class="clear"></div>
        <hr noshade color="#cccccc" size="1"/>

        <table border=0><tr>
         <td style="vertical-align: middle;">

                                                                  <a rel="nofollow" href="/member/love?what=add&type=issue&content=inet.safety.spamtest,20060202100521" class="subscriberu_love subscriberu_unlove subscriberu_unknown article_bottomlike subscriberu_bookmark" id="b337" title="В избранное">
    <span class="noPhones">В избранное</span></a>

             
        </td>
         <td valign=top>
            <script type="text/javascript" src="http://userapi.com/js/api/openapi.js?34"></script>
             <script type="text/javascript">
             VK.init({apiId: 2641035, onlyWidgets: true});
             </script>
            <div id="vk_like"></div>
             <script type="text/javascript">
             VK.Widgets.Like("vk_like", {type: "button", verb: 1});
             </script>
        </td>
        <td valign="top" class="noPhones">
        </td>
        </tr>
            <tr class="noComps noTabletsPort noTabletsLand"><td></td><td>
            </td></tr>
        </table>
        <br>

        
        <!-- GiN hands -->
        <script type="text/javascript" src="/js/blog/ajax_comment.js?20241120083801-684855-458584"></script>
        <span id="comments">
         <span id="xmlObj">
          <span id="commentblock">
          <script type="text/javascript">
          $(document).ready(function()
           {
           var comment_href =