Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Журнал "Новости из мира Компьютерной Безопасности, Интернет"


Все самые заметные новости из Мира Интернет в полном варианте

 

Выпуск No. 57 

Underground

 

Электронный журнал

Security Computers & Internet

 

  от 08.03.2007

 

..:: Intro ::..


Впервые я познакомился с трекерной музыкой еще на спектруме в 1995 г. После жужжания бипера это было настоящее откровение. Зная наизусть все демки и интры, прочитав по нескольку раз емаги, которые у меня были, я запускал их снова и снова, чтобы послушать эту музыку. Потом, когда я пересел на PC, довольно быстро узнал, что подобные вещи есть и тут. И все свои деньги тратил на скачивание .mod, .s3m, .it-файлов. Я и сейчас периодически запускаю плейлист с любимыми треками от Purple Motion, FBY, Butch и десятков других музыкантов. Немногие знают, что за этими музыкальными произведениями стоит целое сообщество, которое берет свое начало в 80-х годах и которое известно в узких кругах как трекерная сцена.

..:: История и реалии трекерной музыки ::..


Необходимые сведения

Сэмплы – это звуки, записанные в файл. Модули – это файлы, содержащие сэмплы и информацию о том, когда и как проигрывать тот или иной звук. Трекеры - это музыкальные редакторы, которые музыканты (трекерщики) используют для создания модулей. Если с этим все ясно - можно читать :).

Karsten Obarski, Electronic Arts & The Ultimate Soundtracker

Трекерная сцена началась с одной-единственной программы. Она называлась The Ultimate Soundtracker («Совершенный трекер»), а написал ее Karsten Obarski - 21-летний немец из компании Electronic Arts. Это произошло в 1987 году, как раз к релизу новой Amiga. Чуть позже EA выпустила The Ultimate Soundtracker как коммерческий продукт. Да, его можно было найти на прилавках магазинов!

Взгляни на скриншот. Сейчас трудно поверить, что такое продавали в магазинах. Несмотря на ужасную внешность, Soundtracker был на тот момент самым удобным и самым мощным музыкальным редактором. Старые музыкальные программы на C64 создавали звук и управляли им через SID-чип, передавая соответствующие команды. А новый Soundtracker умел работать с сэмплами, хотя и не сохранял их в запускаемый файл. В этом файле хранились ноты и информация о том, как и когда их играть, сами же звуки шли на отдельных дискетах, которые нужно было вставлять каждый раз в дисковод. Имена сэмплов начинались с ST-, и через много-много лет Necros, кумир PC-сцены 90-х, будет советовать начинающим никогда не использовать сэмплы с именем, начинающимся на ST-, так как это очень старые амижные сэмплы и звучат они просто ужасно.

После релиза The Ultimate Soundtracker'а появилось огромное количество его клонов и переделок. Из них в жесткой конкуренции выжил только Protracker, написанный сценерами Mahoney и Kaktus. Эти двое зарекомендовали себя на сцене, выпустив Noisetracker - клон Soundtracker'а, базировавшийся на другом клоне от Mnemotron'а, который, в свою очередь, тоже был чьим-то клоном. В общем, Protracker стал новой версией Noisetracker’a и был намного удобнее, стабильнее, навороченнее остальных трекеров. Не буду вдаваться в технические подробности, скажу только, что в оригинальном Soundtracker’е поддерживалось до 16 инструментов, а в Protracker'е их число выросло до 31. Также появились сжатие модулей, редактор сэмплов и поддержка большинства существующих на тот момент форматов. Protracker 3.61 (релиз 1996 года) стал последней официальной версией этого трекера.

Революция .MOD

Формат .MOD - это 4 канала, 3 октавы, 31 инструмент и куча других технических ограничений. Но он оказался настолько удобным, что сцена быстро за него ухватилась. Музыканты из демосценерских групп первыми начали в MOD'ах делать что-то, заслуживающее внимания. Обычно это были саундтреки к демам. Авторов сейчас помнят только старые амижные сценеры: Future Freak/Dexion, Frog/DOC, Pat/Wild Copper, SLL, Bit Arts. Чуть позже, когда демы стали красивее, а музыканты лучше освоили трекеры, на сцене начали появляться зачатки трекерного движения. Было несколько человек, которые внесли в развитие трековой сцены особенный вклад.

Matthew «4-mat» Simmonds, английский музыкант, вошел в историю как первый, кто догадался зациклить маленькие кусочки звуков и получить таким образом простые волны. Они пищали, трещали и чем-то напоминали старые C64-вещи. Это были первые чип-тюны (chiptunes), и идею 4-mat'а, понятное дело, позаимствовали практически все амижные музыканты, работающие с чип-тюнами. Еще 4-mat был одним из первых, кто начал пользоваться возможностями новых трекеров и создавать свои собственные сэмплы. Его сэмплы были очень удобными, хорошо подходили для написания трекерной музыки, поэтому воровали их у него безбожно. 4-mat злился, писал оскорбительные сообщения в своих модулях, но это не помогало. Так родился конфликт «Использовать чужие сэмплы или использовать только свои?», которому в 2005 году будет около 15 лет. 4-mat ушел со сцены в 1994-ом, чтобы позже появиться с новыми вещами на PC- и C64-сценах.

Норвежец Tor «Walkman» Gausen писал в основном музыку для дем, а также ремиксы на старые C64-вещи Rob Hubbard'а. Но известность и место в зале славы трекерной сцены ему принесла вещь «Klisje paa Klisje» («Клише за клише»), которая до сих пор является одной из лучших трекерных работ, когда либо написанных. Часть сэмплов в «Klisje paa Klisje» Walkman взял у Moby (Frederic «Moby» Motte) – другого легендарного амижного музыканта, который одним из первых принялся делать в трекере подобие реалистичной музыки вместо распространенных тогда электронных тем, получивших название techno.

Кроме Moby, реалистичной музыкой занималось еще несколько человек, среди них Peter Salomonsen из Pure Metal Coders и Bruno. Последний был финским музыкантом, известным своими потрясающими околоджазовыми вещами вроде «B.S.T.» и футуристскими модулями вроде «Sonar» или «Stor och Liten». Bruno тогда потряс сцену своим переходом из Anarchy - известнейшей и самой большой в то время команды - в маленькую Scup, о которой до сих пор почти ничего не известно.

Финская школа

Финляндия дала сцене ОЧЕНЬ много талантливых музыкантов, как на амижной, так и на PC-сцене. Первыми были Fleshbrain и вышеупомянутый Bruno. В 1992 году из двух финских групп образовалась CNCD (Carillon and Cyberiad Institutes), в которой в разное время писали музыку:

Sami «Groo» Jarvinen - плавающие lead'ы, джазовые гармонии и что-то невыразимо странное, что Facet/Anarchy называл «финским стилем». Groo писал буквально во всех направлениях, от зажигательных demostyle-песенок с энергичным басом и быстрыми переливами мелодий («Towards Immortality») до искаженного электропианино, тонущего в шуме («Itkeva Partakone»), от бешеных гитарных вещей («#») до тихих тонов («Sysi» и «Italy»). В 1996-ом, когда Gryzor собирал свою четырехдисковую «MODS Anthology», Groo играл «очень прогрессивную музыку, смешивающую фанк, ирландский фолк, серф, танго, панк и греческий фолк» в своей группе Radar.

Mikko «Dean» Lipiainen - трекерный авангард: клубная techno-музыка, построенная на очень маленьких сэмплах, но совершенно не похожая на чип-тюны («Superhorse vs. Earth»); раздирающий колонки шум, сменяющийся зацикленными кусками из никому не известных композиций (цикл «Robot.exe»); мягкие околоджазовые композиции («Frozen Butterfly»), в которой слышны отголоски стиля позднего Bruno.

Juha «Dizzy» Kujanpaa - воплощенный финский джаз, очень хорошее музыкальное образование, великолепные сэмплы, которые использовались на протяжении всей истории амижной и PC-сцены. Dizzy, по сути, образец легендарного амижного музыканта. «Banana Split», основанная на «Axel F» - известнейшей мелодии из фильма «Полицейский из Беверли-Хиллз», была настолько качественно сделана, что до сих пор добиться такого уровня могут единицы, имея в своем распоряжении 64 канала и море качественных сэмплов. Из других вещей Dizzy, которые сделали сцену лучше, можно назвать «Alternative Samba», «Allnite Groove» и «Pathway». Dizzy говорил, что на него сильно повлияли Fleshbrain и Bruno - финские трекерные легенды, и не понимал всеобщего увлечения музыкой Moby и Nuke - двух трекерщиков, которых считали чуть ли не богами «реалистичной», «сложной» музыки.

Aleksi «Heatbeat» Eeben - наверное, самый малоизвестный широкому слушателю, но удивительно талантливый и однозначно самый оригинальный из всех амижных трекерщиков. Heatbeat был одним из основателей Carillon, состав которой перешел в CNCD. Какого-то конкретного стиля у него не было: его вещи вроде «Scrambled Mind» и «Street Jungle» (на них выросли 911, Supernao, Nuke, U4ia и множество других трекерщиков) - что-то вроде личного demostyle, а более поздние «Awakening, Later» и «Bonn 1449 The Human» - долбежка, но разительно отличающаяся от всякого techno и gabber'а. Heatbeat писал вещи любой сложности, мог вообще обходиться без команд трекера, мог писать музыку на старых C64 и Vic20 (и, кстати, до сих пор ее пишет). В его модуле «Silence», например, мужской голос объявляет: «Five… four... three... two... one... silence!», затем следует тишина. Как личность Heatbeat был настолько же оригинален. Его интервью в R.A.W. пришлось очищать от мата и ругани, да и после редактирования там мало что было понятно - на вопросы Heatbeat отвечал, кажется, первое, что приходило ему в голову. Когда Heatbeat'а спросили, что он может сказать о собственной трекерной музыке, он ответил: «Я показал, насколько плохи все остальные». В середине 90-х он сменил имя с Antti Mikkonen на Aleksi Eeben, и потом выяснилось, что Eeben - его настоящее имя. Antti Mikkonen оказалось именем какого-то водителя автобуса в Kajaani. Этого музыканта до сих пор вспоминают как самого странного амижного сценера.

Помимо этой четверки, в Финляндии были известны следующие трекерщики: Strobo (очень много мелодичной клубной музыки), Nutcase (приджазованная музыка на «глухих» инструментах, очень необычная), Andy (брат Dizzy, опять авангард от финского стиля), Ukulele (наверное, самый недооцененный финский трекерщик - мастер финских чип-тюнов, не хуже Dizzy в трекерном джазе), Toneless (очень специфический чип-тюн стиль), Oxyde, Grim и Stargazer (все трое писали очень много чип-тюнов, которые потом становились легендарными: «Tapiiri» от Stargazer'а, «Agnostic» от Oxyde и «Shorty-2» от Grim), Captain, чьи «Space Debris» и «Beyond Music» сейчас, наверное, самые известные амижные вещи, Delorean и Turtle, Yolk и Legend.

Европа

Помимо Финляндии, сообщество талантливых трекерщиков существовало в Норвегии. Оттуда можно смело выделить Jogeir Liljedahl'а с его «Dizzy Tunes»-дисками и известнейшим «Guitar Slinger» - первой трекерной вещью, которая смогла хорошо использовать большие сэмплы гитары. Позже то же сделает на PC Stargazer в композиции «Walkaway», которая выиграет Assembly-94, - ее потом долго вспоминали нехорошими словами, но было уже поздно. Jogeir прежде всего ценил из C64-композиторов не Hubbard'а, о котором мы уже говорили и который был кумиром почти всех амижных музыкантов, а Martin Galway'я, который тоже был очень известен. У него даже есть PC-композиция с названием «GOD = MARTIN GALWAY».

Другие норвежские музыканты - Chris Meland, Shorty, Scott, Tim - были гораздо менее известны на сцене, хотя все писали ничуть не хуже признанных мастеров. Дело в том, что никто из них почти ничего не релизил. Да и само понятие релиза в те времена было очень размытым. Тем не менее, Scott и Tim писали очень красивую, сложную музыку, тоже околоджазовую, но совершенно не такую, как в Финляндии. Норвежский трекерный фьюжн - это очень много острых углов, slap-bass и беспокойная структура, финский же - спокойная музыка с отшлифованным звучанием. Из Норвегии вышли Vinnie и Lizard, два совершенно обалденных музыканта, владеющих сложной техникой и имеющих хорошее музыкальное образование. Они не переваривали techno, их музыка была очень продвинутая, но... скучная. Самые известные вещи Vinnie: «Bangin' Cindy» и «Jammin' Cindy», которые он сам считал своими худшими работами. Последняя, впрочем, победила на The Gathering-93 и принесла автору $1500.

Трекерщики других стран

В других странах не существовало такого рода сообществ, только отдельные талантливые музыканты. В Нидерландах самыми известными были Facet, Supernao и 911. Эта троица делала свою, ни на что не похожую музыку, черпавшую вдохновение в клубных стилях вроде разного house, и очень-очень милые чип-тюны.

Француз Raphael «Audiomonster» Gesqua был в каком-то смысле действительно аудиомонстром - у него были чудовищные сэмплы с отвратительным звучанием и треском. Все это он исправлял прямо в трекере через эффекты - у него, наверное, была самая сложная техника трекинга из всех амижных музыкантов. Известным он стал после двух своих вещей: саундтрека к деме «Ice» и баллады «Florence». В 1991 году «Florence» казалась чудом – имея размер всего 250 килобайт, она обладала удивительной структурой и реалистичными, настоящими гитарными сэмплами. Схожую технику через много лет будут использовать Scorpik и Unreal, но «Florence» остается эталоном, первой и лучшей гитарной трекерной балладой. Из других французских амижных трекерщиков нужно вспомнить SHAD'а - этот музыкант писал смесь этнической музыки непонятно с чем, получалось очень оригинально и слушать его хотелось бесконечно. Названия сэмплов и сообщения в своих модулях он писал исключительно заглавными буквами.

Немцы Virgill и Jester специализировались на быстрой, энергичной музыке, отлично подходившей для дем. Virgill'овская «Interference» стала одной из первых классических demostyle-вещей, а Jester'овские «Stardust Memories» и саундтрек к эпохальной «Roots» от Sanity (в двух частях, одна удивительнее другой) произвели что-то вроде маленькой революции на трекерной сцене. Пуристы, кстати, терпеть не могут Jester'а. Говорят, что он, мол, слишком обычный, слишком танцевальный. В Германии еще жил Mel-o-dee/Shining, придумавший, за неимением нормальных сэмплов, собственный стиль для чип-тюнов и написавший несколько классических вещей этого жанра. Например «Trainer».

Существовала также итальянская версия Nuke/Moby – Filippetto. Поляк Scorpik позже станет одним из наиболее известных PC-трекерщиков. Норвежец Don Cato писал музыку вместе с Groo. Не говоря уже о таких легендах сцены, как Uncle Tom, Jesper Kyd, Romeo Knight, французы Mindfuck и Clawz, англичане U4ia, Jam & Spoon, американец Swampfox, и... черт, я забыл 2-Pac'а из Германии, который писал обалденные чип-тюны на очень медленных ритмах, и еще Chorus & Sid, писавших блюз и джаз, и, конечно, Lizardking с его doskpop-стилем, и Zodiak, и...

Об амижной трекерной сцене можно говорить долго. Размах того, что устроил The Ultimate Soundtracker, впечатляет. До сих пор число только зарелиженных .mod'ов превышает число зарелиженных модулей всех остальных форматов, вместе взятых. Возможностью писать музыку на домашнем компьютере безо всяких музыкальных инструментов воспользовался чуть ли не каждый, кто имел Amiga.

Future Crew

До выпуска в 1993 году Scream Tracker 3 от Future Crew трекерной сцены на PC не существовало. За эти слова меня наверняка будут бить всевозможные трекерщики, но если я сейчас начну рассказывать о всяких форматах вроде .669, .hsc, adlib-музыке и жалких попытках перенести .mod на PC, меня будет бить редактор. Поэтому остановимся на том, что трекерная сцена на PC началась с релиза ST3. Это был продвинутый сиквел Scream Tracker 2. Обе программы писал PSI из группы Future Crew. Про эту легендарную команду ты читал в предыдущем номере «Хакера», поэтому подробно рассказывать о ней не буду. В FC было два музыканта: Jonne «Purple Motion» Valtonen и Peter «Skaven» Hajba. Оба не имели никакого отношения к амижным традициям и начинали писать сразу в Scream Tracker 2. Это важно, потому что многие амижные музыканты впоследствии перешли на PC, а мы говорим об истоках PC-сцены.

Skaven'а любили решительно все. У него был очень оригинальный стиль, что-то наивное в структуре композиций и неповторимый, мощный звук, который затмевал мелочи вроде грязных, шумящих сэмплов чистой энергией и потрясающими мелодиями. Флейты и энергичный бас в «Amazonas», колокола и режущие лиды в «Ice Frontier», чистая синтетика в «Mercury Rain» и, конечно, грандиозная концовка «Second Reality» - космический корабль на экране улетал в пространство под мелодию, которая была и остается одной из лучших в трекерной и коммерческой музыке. К сожалению, любовь к industrial дала о себе знать: когда Skaven после долгого затишья вернулся на трекерную сцену в конце 1990-х, он писал жесткие, ритмичные вещи. Очень хорошо сделанные, но уже не так выделяющиеся и без тех самых мелодий, за которые его любили. Он и сейчас активно трекерит и пишет музыку для игр.

Purple Motion в свое время считался богом трекерной сцены. Его musicdisk'и «Journey 1» и «Journey 2» содержали в себе вещи, намного опередившие свое время.

В 1993 году этот музыкант писал free jazz («Day of the Lollipop»), который был лучше любого амижного модуля, и чип-тюны с сэмплами Heatbeat'а («Satellite One»), которые были едва ли не лучше чип-тюнов самого Heatbeat'а. Первой зарелиженной им вещью была «Future Brain», написанная для слайдшоу FC. После чего в группу его взяли сразу же, даже не спрашивая, согласен ли он. Вторая релизнутая работа - саундтрек к «Water», маленькой intro к предстоящему Assembly. Сценеры соглашались, что вещь очень-очень красивая, что бас играет отличную мелодию, одну из лучших, которую они слышали. Позже кто-то заметил, что все звуки в этом треке играются только в левом канале. Но это не имело никакого значения - настолько хороша была музыка. С композицией «A Touch of Spring» та же история. Божественная мелодия, и только через много дней понимаешь, что сэмплы очень сильно шумят и что шум этот чуть ли не громче музыки.

В середине 90-х FC начинали люто ненавидеть, Second Reality - называть глупой и переоцененной демой, а Purple Motion'а - переоцененным и «талантливым, но не настолько» музыкантом. К концу 90-х многие были абсолютно уверены, что Jonne никогда не писал ничего, кроме техно и музыки к демам, хотя у него был и free jazz, и jazz-rock, и чип-тюны. Пресловутый джаз у него получался сложнее Vinnie'вских самых извращенных модулей, но элегантным, запоминающимся и совсем не скучным, в отличие от всего того, что сделал Vinnie. В 1995-1996 годах Purple Motion написал свои последние трековые работы - для «Death Rally», игры Remedy Entertainment - и после релиза игры окончательно ушел со сцены.

Живая музыка

В 1993 году американец Necros начал писать .MOD-ы и рассказывать остальным, как их писать, в своем журнале «Signals». Журнал был так себе, .MOD'ы – паршивенькими, особенно по сравнению с другими амижными работами того времени, но к 1994 году уровень Necros’а вырос на порядок. А в 1995 году он организовал группу FM и выпустил musicdisk под названием «Progression». Это был третий в истории трекерной сцены релиз, опередивший свое время (первыми двумя были «Journey» 1 и 2). На диске была вовсе не синтетическая demostyle-музыка типа «я хочу звучать, как Purple Motion», а две гитарных баллады («The Crossing» и «Collage»), «Metroplex» - имитация живого джаз-выступления «The Grey Note», теплый джаз с электропианино и органами а-ля Hammond, и только одна работа, которую можно было бы назвать синтетической, - «Isotoxin», чем-то похожая на буйствовавший тогда в Европе коммерческий IDM. Живая музыка на трекере - ничего подобного на PC-сцене до этого не существовало, как, собственно, и техники, которую использовал Necros для живых партий саксофона в «The Grey Note». Влияние «Progression» на историю трекерной музыки трудно переоценить. С тех пор музыканты на протяжении многих лет пытались - и иногда успешно - имитировать живое звучание настоящей музыки.

Группа, которая выпустила «Progression», - FM (сначала «Four Musicians», потом «Five Musicians») - была организована в 1995 году Necros'ом и Mellow-D. В ряды FM входили в разное время такие личности, как:

Andrew «Necros» Sega - к сказанному можно добавить, что в 1994-1996 годах он писал музыку для игр («Crusader: No Remorse», «Crusader: No Regret», «Iron Seed», «Greed»), а в 1997 году выпустил еще один musicdisk «System», состоявший полностью из электронных вещей. Некоторое время он трудился программистом сначала в Origin, потом в Digital Anvil и работал над сольным электронным проектом «The Alpha Conspiracy». А сейчас участвует в другом музыкальном проекте под названием «Iris».

Dan «Basehead» Grandpre - американец, один из немногих трекерщиков на PC, черпавших вдохновение от амижных музыкантов (Dizzy, Audiomonster и др.). Он начинал еще на C64, а на PC писал по большей части околоэлектронную музыку и что-то вроде трекерной версии фанка. С ним был связан первый большой скандал на PC-сцене: в «Can't Fake the Funk» BaseHead использовал длинные сэмплы мелодий, и, хотя он сделал это только для того, чтобы брать кусочки этих мелодий и добавлять живой звук в музыку, его обвинили в плагиате. Баталии происходили на канале #trax и в журнале TraxWeekly, о которых я еще упомяну. Поздний Basehead писал экспериментальный ambient и minimal techno, используя кучу студийного оборудования. А после ухода со сцены получил музыкальное образование в Беркли.

Jaakko «Mellow-D» Manninen - финский музыкант, пришедший с амижной сцены. У него, наверное, самая интересная эволюция стиля: старые модули - некое подобие норвежского амижного стиля, шумноватое, технически не очень сложное, в то время как поздний Mellow-D писал экспериментальную электронику, подобной которой на сцене никогда не было. Он выпустил несколько musicdisk'ов такой электроники («Emotion Blur», «Blur Green», «Disk», последний - «Appelsap») и несколько саундтреков к разным демам.

Jonne «Purple Motion» Valtonen - про него мы уже все сказали; он действительно был членом FM, куда его пригласил, кажется, Basehead, но его выпнули (!!!) из группы, поскольку связи с ним не было никакой, к тому же он никогда не сделал ни одного релиза под маркой FM.

Jeroen «WAVE» Tel - очень известный музыкант, начавший карьеру еще на C64, в частности писал музыку для игр. Каким-то мистическим способом попал в FM и сделал там несколько релизов. Стиль WAVE узнается сразу же, с первых нот - очень чистые сэмплы и в то же время механически звучащая музыка. Это не то чтобы плохо, к этой механике быстро привыкаешь. Он писал все в своем особом стиле, который описать совершенно нереально; иногда с уклоном в электронику, иногда - в фанк.

Hans «Hunz» van Vliet - лучший мужской вокал на трекерной сцене :) Тоже четкий, почти механический стиль, который нельзя описать. Hunz зарелизил много разной музыки: от клубных вещей вроде «Possum» и электроники «Add Then Subtract» до синтетического фанка «Clone It» и demostyle «Promise Me». В его поздних вещах звучит уже упомянутый мужской вокал, к которому нужно привыкнуть, но это действительно сильный голос и единственный пример по-настоящему профессиональных модулей с вокалом. Звездный час Hunz'а настал с выходом модуля «Volume», у которого нет аналогов ни в трекерной, ни в современной коммерческой, ни в академической музыке. Виртуозная работа с вокалом и структурой.

...и еще несколько человек: Stalker (своеобразный demostyle), Big Jim (то же и гитарные баллады), Leviathan (опять гитарные баллады), Vic (эксперименты с клубной электроникой; помимо FM, состоял еще и в Acme и приложил руку к созданию одной из лучших PC-дем - «303»).

В 1995 году случилось еще одно важное событие: стартовал проект TraxWeekly - еженедельный журнал, посвященный трекерной музыке. В TW публиковалось все, относящееся к трекерам: реклама групп, обзоры последних релизов, советы начинающим трекерам, споры типа «Использовать чужие сэмплы или нет?», а после релиза Progression - «Реализм в трекерной музыке: возможно или нет?». К 1996 году у TW была армия читателей, а у трекерной сцены - своя субкультура на IRC-канале #trax, где известные музыканты часами болтали о трекерах, музыке и жизни вообще. TraxWeekly выходил вплоть до 1998 года.

От KFMF к сетевым лейблам

В том же 1995 году стали быстро развиваться трекерные группы KFMF (Kosmic Free Music Foundation) и RR (Radical Rhythms). Обе специализировались на клубных стилях и танцевальной электронике, хотя KFMF иногда выпускали другую музыку.

RR - малоизвестная широким сценическим массам команда, которая, тем не менее, придумала новый формат, .DMF, и зарелизила трекер X-Tracker. KFMF - гораздо более известная группа, первая, посвященная именно музыке, хотя у них были и демы. Ее мемберами были Necros, Leviathan и Basehead, а основной костяк состоял из Maelcum (основатель), Chuck Biscuits, Mental Floss, Karl (будущий Bogdan Raczynski с лейбла Rephlex) и Oona.

После того как KFMF, по выражению Manwe/SandS, слегка «испортились» (к 1997-1998 году их релизы были уже не так интересны, как раньше), на сцене начали появляться новые группы, посвященные исключительно музыке: Tokyo Dawn, Level-D, Theralite. К 2000 году компы были уже повсюду и групп разрослось как грибов после дождя. Впоследствии многие из них образовывали net labels - что-то вроде звукозаписывающих лейблов, только некоммерческих и малоизвестных. А когда net labels начали появляться вне сцены, граница между сценой и multimedia community окончательно стерлась.

Аутсайдеры

Осталось рассказать про аутсайдеров западной сцены. Таких было очень много на амижной сцене, больше, чем на PC. Например, финская группа Orange, делавшая необычные, странные демы, которые не были похожи ни на что другое. Их музыкант Lassi «Dune» Nikko тоже делал необычную, странную музыку. Писал он ее во второй половине девяностых, и в Европе такую музыку уже давно называли IDM. Но сцена это явление игнорировала, как и музыку Dune. В конце 90-х уже существовало что-то вроде культа этого человека - его называли пионером экспериментальной электроники на сцене. Dune писал не только разные ломаные ритмы с безумными мелодиями, но и мелодичные почти чип-тюны, и джаз. В Orange также были Cybelius (acidjazz, punk с закосом под NOFX), Sulphur (очень красивые трекерные вариации на тему джаза, вроде «Warble» или - самая известная - «Sort of..») и куча совершенно непонятных людей (99, Postman-Pat), которые вроде бы писали музыку, а вроде бы и нет. Существовало мнение, что они - виртуалы Dune.

Во времена Future Crew существовала группа, похожая на Orange, – EMF. Ее мемберами было несколько музыкантов, из которых стоит отметить Edge (знал Purple Motion'а и вместе с ним иногда писал музыку, получались очень красивые вещи вроде «Open Skies») и Prism (опять трекерные вариации на тему джаза, очень интересные).

В Финляндии в 1995-1996 годах писал музыку Elwood. Его работы в основном носили танцевальный и demostyle, с пронзительными, быстрыми мелодиями. У Elwood'а долгое время не было доступа в интернет, и модули его попали в Сеть благодаря Rage, еще одному финскому музыканту. Rage залил сразу несколько вещей (кажется, что-то в районе 8-9), и появление Elwood'а было столь же неожиданным, как его исчезновение. Всего он зарелизил 15 модулей, из которых самый известный - «Sweet Dreams». Elwood'овский стиль и теплые мелодии надолго остались в памяти читателей TraxWeekly.

В 1998 году из Испании начали появляться отличные модули Victor «Awesome» Vergara. Стилистически он напоминал Elwood'а, но с бОльшими амбициями, и музыка отдавала оркестровой направленностью. Сейчас Awesome помогает работать над Skale Tracker’ом. В Польше в том же году стал известным Jacek «Falcon» Dojwa, писавший экспериментальную электронику с уклоном в trip-hop и downtempo. Awesome и Falcon ничуть не стеснялись громадных по сценическим меркам размеров своих модулей, Awesome с уважением отзывался о Purple Motion, Falcon легко использовал в композициях здоровые куски из Bjork и Vangelis'а. Пожалуй, Awesome и Falcon были последними великими трекерщиками (они писали действительно потрясающие треки. Послушайте, например, трек «Cosmic outflow» от Falcon.

Трекерная музыка в России

Российская трекерная сцена зародилась году в 1995-м, с первых релизов Jay Dee (клубная музыка) и самого первого musicdisk'а группы SandS. Если быстро перепрыгнуть через пару лет, то к 1997 году обнаружится уже несколько групп, занимающихся трекерной музыкой, из которых легко можно выделить одну - все ту же SandS. С течением времени в ней так или иначе засветились практически все известные российские трекерщики, среди которых:

Александр «Manwe» Мачуговский - один из основателей SandS; с 1995 года прошел путь от вещей сомнительной ценности из «Sands-95», написанных древними сэмплами Skaven'а и Purple Motion'а, до оригинальной, очень личной разновидности трекерной околоджазовой музыки. Прорывными композициями были «Waiting For Julia» и «P.S.», первая - беспокойная electronic symphony, вторая получила высший балл на ныне покойном трекерном портале «Trax In Space». Последние вещи - большей частью треки для игр, гладкие, с отшлифованным звуком и кучей деталей. В недавно вышедшей коллекции «MODest Disk» зарелижены старые .MOD'ы: «Happy Birthday, Xanah!», «Sexual Aggression 2» (обе - джаз и фанк в лучших амижных традициях, маленькие, но очень милые).

Филипп «Tangerine» Барский - наверное, самый прозападный трекерщик среди российских. У Tangerine есть много амижных модулей - он был членом Looker House, известной амижной группы, участвовал в Music Contest'ах и 20 Minute конкурсах. В общем, его музыка лично для моих ушей звучит больше по-западному, чем по-русски. Как и Manwe, начинал с посредственных работ и прошел период странной музыки, созданной, по-видимому, сэмплами его Yamaha PSR500. Поздний Tangerine, года так с 1996-1997-го, - это много прекрасной, вдохновляющей музыки. Самый известный модуль этого периода - «Early Fall», одна из самых красивых трекерных вещей, когда-либо написанных в нашей стране. Позже были «Hip-Hop Lullaby» (не имеющая никакого отношения к hip-hop'у), саундтрек к деме «Overmind» группы T-Rex (совершенно потрясающая вещь), «Toy Summer» (один из десяти самых оригинальных модулей всех времен) и ряд амижных треков, сделанных в 1999 и 2000 годах (к примеру, «Sentimental Wilderness»).

Антон «Treks» Кудин - начал с трекерной реалистической музыки в очень известной Once In A Lifetime, позже каким-то образом пришел к электронике около-ambient'ной разновидности. Это ощущается в musicdisk'е «Alternative Selection» 99 года и работе «City of Hundred Moons». В том же электронно-ambient'ном направлении работает еще один музыкант SandS, Павел «Xanah» Яковлев.

Помимо участников SandS, которых можно еще долго перечислять, нужно сказать о Slightly Magic. Лучшие мелодии на российской сцене - его. Массивная и по-Skaven'овски наивная «Ball Lightning», удивительно красивая «Forgotten», которую зарелизили, по слухам, против воли автора, и «Kaleidoscope» в «7 Years», с трогательным прозрачным соло на электрогитаре. Slightly Magic никогда не писал ничего экспериментального - в лучшем случае, что-нибудь более электронное, чем обычно. Обычно это была инструментальная трекерная поп-музыка, в которой были очень красивые мелодии и простая техника.

Вкратце о некоторых других. Tone, Amgorb - оба из T-Rex, одной из лучших российских демо-команд. Xpeh - амижный трекерщик, большей частью клубные стили. Красиво, чем-то напоминает KFMF образца 1995-го, только в .MOD'ах. Flux - еще один музыкант T-Rex, написавший безумно красивую «Out In the Fog» и саундтрек к «Sexual Aggression». Agent Orange - первый его трек - acid-jazz, потом – что-то неописуемое, но очень милое. Agent Orange вместе с Tangerine разрабатывали первый сценерский software-синтезатор «Orangator». Vanapoo – сделал очень многообещающие вещи вроде «Post» (1996), но потом куда-то пропал. Keen - украинец, владеющий очень продвинутой техникой. Делал красивые вещи, но релизов у него было совсем мало. И совершенно непонятно, где этот человек теперь. И конечно же, стоит упомянуть музыкантов Hellraiser Group (главным образом, Corpse), которые занимались тяжелой музыкой.

Перспективы

Старые трекеры сейчас потихоньку умирают, их заменили новые modular-трекеры, начавшиеся с Buzz Tracker'а и закончившиеся Psycle'ом и Mad Tracker'ом. Но это уже не совсем трекеры, скорее, меганавороченные пакеты по созданию музыки. Сейчас существует огромное количество net labels, которые выпускают музыку в .mp3. Часть этой музыки - трекерная, но уже другая, по сравнению с девяностыми. Старые легенды пишут музыку для игр, некоторые пытаются создавать собственные музыкальные проекты (Purple Motion, Necros), а некоторые отошли от музыки вообще. Из активных сейчас, пожалуй, только Nagz и Vhiiula (оба когда-то были в Analogik, куда входил и наш Keen). Есть еще Virt - наверное, единственный из новых трекерщиков, кто по-настоящему понимает, что такое трекер. Трекерная сцена смешалась с быстро выросшим за последние несколько лет multimedia community, сценический архив scene.org теперь помогает Soulseek Records, старые трекерные группы стали net label'ами и выпускают в mp3 музыку как своих музыкантов, так и их друзей и знакомых. Старая сцена умерла, дав рождение новой музыкальной культуре.


mindw0rk
 


..:: Опрос ::..


Как вам Underground выпуск?

Отлично.
Нормально.
Меня очень увлекает
.
А я думаю...



..:: Как найти меня? ::..


Ведущий журнала: dean777
e-mail: dj-dean777@mail.ru
ICQ: 865-810
Skype: dean-777

Портал: скоро будет


Вы можете прислать свою статью в СПЕЦ выпуск журнала. Отправить
Написать ведущему журнала



Security Computers & Internet by dean777
Журнал начал свою жизнь с 12.08.2006


В избранное