Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск 11. Гипертекстовые машины развития мысли


Информационный Канал Subscribe.Ru

IQ: Гипертекстовые машины развития мысли
Сетевые провокации, конфликты и розыгрыши
Цикл # IQ

Выпуск 11

Гипертекстовые машины развития мысли

Мысль - это нечто эфемерное и мимолетное: раз - и промелькнула в уме. Не зря же говорят "быстрее мысли", когда хотят подчеркнуть экстра-супер-быстроту процесса. Но иногда мысль кажется такой неповоротливой. Приходится её раскачивать как застрявшую в яме машину, чтобы вытолкнуть на гладкую дорогу. Вот в таких случаях вам могут помочь гипертекстовые машины.

Принцип работы таких машин прост, и наверняка хорошо вам знаком. Вы вступаете в диалог с собой: задаете вопросы и сами же отвечаете на них. Правильно поставленные вопросы, как заметил еще Сократ, могут привести человека к неожиданным для него выводам и даже открытию глубоких истин.

Эту процедуру автодопроса вряд ли можно отнести к приятному времяпрепровождению. Обычно мы прибегаем к ней в критических ситуациях, под давлением обстоятельств, когда приходится резко умнеть, чтобы выпутаться из ещё больших неприятностей. Вот как описывал это состояние А.С. Грин: "Надо было что-то придумать. Огненный клубок прыгал в голове Геника, развертываясь и сжимаясь в ослепительно блестящую точку, которая плыла перед его глазами по аллее и зеленым кустам".

Так и собеседники Сократа ежились от его вопросов: подводя их к истине, он одновременно наживал себе врагов и, как известно, в итоге плохо кончил - его обвинили в отрицании старых богов и приговорили к смерти в мае 399 года. Но сократические беседы остались в истории мировой культуры, а изобретенный им метод майевтики (греч. maieutike, повивальное искусство) вот уже 17 веков помогает извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощь искусных наводящих вопросов.

 Вообще говоря, каждый философ, предлагая свой метод понимания мира, выстраивает систему вопросов, отвечая на которые мы можем упорядочить свое мировоззрение. И таких систем тьма тьмущая, причем многие создавались людьми гениально одаренными и обладают мощнейшей эвристической силой. Одна диалектика Гегеля чего стоит! А ведь есть кроме философов еще и великолепные педагоги и методологи. В их трудах, посвященных развитию мышления, заданы схемы, позволяющие эффективно решать задачи и синтезировать новые идеи. Пойа, Лакатос, Цвикки, де Боно, Розеншток-Хюсси, Макаренко, Мельников, Тейлор, Эмерсон, Карнеги, Альтшуллер, Сыроежин, Чавчанидзе... - сотни имен! 

Так что систем вопросов, развивающих мысль, накоплено множество для самых разных проблемных ситуаций. Но ничто не мешает вам придумать свою собственную систему - самую для вас эффективную, учитывающую уникальные особенности вашего мышления и специфику тех проблем, которые вам предстоит решать.

В докомпьютерные времена такие вопросы записывались на карточки - и в процессе размышлений человек тасовал карты, отвечая на очередной вопрос и переходя к следующему. Но теперь эту процедуру гораздо удобнее выполнять в электронном виде. Возьмем повсеместно распространенный текстовый редактор Word, в меню "Вид" выберем режимы "Структура" и "Схема документа" - и вот перед вами готовый инструмент для разговора с собой. Задайте в виде оглавления выбранную вами систему вопросов (она появится списком в левом окошке) и печатайте свои ответы в левом окошке, которое представляет собой рабочее поле активного вопроса. Когда вы закончите работать с вопросником, то перейдя в том же меню в режим "Обычный", получите суммарный текст ваших размышлений, который можно распечатать, переслать в виде файла и т.п. 

Такое использование Word'a в качестве усилителя интеллекта удобно, когда вопросы следуют последовательно один за другим. Если же логика переходов в принятой вами схеме хитрее, то имеет смысл воспользоваться механизмом гипертекста. На рабочих страничках вопросов размещаем гиперссылки с вариантами переходов на другие странички, что позволяет реализовать более сложные (циклические, ветвящиеся) схемы развития мысли.

В качестве примера работы такой гипертекстовой машины хочу предложить вашему вниманию схему гегелевской триады (тезис-антитезис-синтез), реализованную для троекратного обобщения (кто знаком с терминологией, это трехзвенная узловая линия меры). Файл с этой машиной выложен в архиве форума Зареалье, а здесь представлен результат работы с нею для темы "Усилители интеллекта".

1. Тезис (Раскройте важную для вас сторону объекта)

Интеллект определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности (Словарь практического психолога. Минск, 2001, с. 196)

Основные критерии, по коим оценивается развитие интеллекта, - это глубина, обобщенность и подвижность знаний, владение способами кодирования, перекодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий.

В мировой психологии распространено понимание интеллекта как психической адаптации к наличным обстоятельствам жизни.

Далее

2. Антитезис (Раскройте обратную сторону тезиса, его изнанку и отрицание)

Проблема - осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта (там же, с. 444).

Проблема есть осознание тупика в работе с проблемной ситуацией, когда последнюю не удается свести к задаче, методы решения которой известны.

Вернуться к тезису / Далее

3. Синтез (Что лежит в основе сочетания тезиса и антитезиса? В чем может заключаться механизм их гармоничного сочетания (вместо ИЛИ-ИЛИ сочетание И-И)?)

Усилитель интеллекта привлекаемое средство, инструмент, с помощью которого удается решить проблему и т.о. перевести ее в разряд задач.

Примеры УИ: справочник (при отсутствии необходимых знаний), калькулятор при сложных расчетах (поиск ошибок может вести в бесконечность), карты, схемы и чертежи (для пространственного соотнесения деталей), морфологические таблицы Цвикки и метод мозгового штурма (для стимуляции творческого воображения).

А вот примеры компьютерных УИ:

Наращивать оперативную память пользователя - смысловые значки и их связи выводятся на общий экран. Примеры: Explain, TheBrain, но подойдет и TreePad.

Через смысловые срезы текста - выборки цитат по ключевым словам (Фильтратор, TextAnalyst).

Через визуализацию вычислений (Advanced Grapher).

Через использование эвристик - наиболее эффективных автоматизированных алгоритмов поиска решений + базы типовых решений (программы фирмы ТРИЗ-Шанс).

....

Вернуться к тезису / Вернуться к антитезису / Далее

4. А-синтез (В чем слабость проделанного синтеза и какие противоположные выводы можно получить на том же материале?)

Компенсатор интеллекта средство снижения силы интеллекта в тех случаях, когда излишние любознательность и проницательность оказываются невыгодными или опасными.

Основными компенсаторами служат стереотипы (здесь проблемная ситуация подменяется привычной) и мифы (проблемная ситуация преобразуется в виртуальную реальность, поддерживающую интересы и ценности субъекта, либо передающую информацию о ситуации в форме иносказания).

Вернуться к синтезу / Далее

5. С-Синтез (Что лежит в основе синтеза и а-синтеза, и как можно гармонично увязать эти позиции?)

Арсенал - это набор усилителей и компенсаторов интеллекта, которым располагает субъект для работы с проблемами (их решения, изоляции или компенсации).

Основными КИ служат заученные профессиональные знания о проблемной области, опыт работы и репутация, а главными УИ - освоенный инструментарий (общие методы решения задач, владение техническими и программными средствами).

Вернуться к Синтезу / Вернуться к А-Синтезу / Далее

6. А-С-Синтез (Можно ли предложить логику или придумать особые условия, в которых выстраивается опровержение С-Синтеза? Что в этом случае будет утверждаться относительно объекта?)

Изобретательность (смекалка) - способность субъекта придумывать новые усилители или компенсаторы интеллекта, когда арсенал отсутствует или неприменим к данной проблемной ситуации.

Это качество в психологии называют еще креативностью. Исследования Дж. Гилфорда, В. Лоуэнфельда и К. Бейттела выявили 8 факторов креативности:

умение видеть проблему;

умение увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей;

гибкость как умение понять новую точку зрения и отказаться от ошибочных взглядов;

оригинальность, нешаблонность мышления;

способность к перегруппировке идей и связей;

способность к абстрагированию и анализу;

способность к конкретизации и синтезу;

ощущение стройности организации идей.

Вернуться к С-Синтезу / Далее

7. С-С-Синтез (Какая логика и какие условия снимают противоречие с-синтеза и а-с-синтеза? Как эта мера соотносится с мерами синтеза и с-синтеза?)

Профессиональный интеллект - это интеллект, оснащенный арсеналом и развитой смекалкой для решения проблем в определенной проблемной области.

Для раскрытия этого понятия большое значение имеют работы А. Маслоу, который провел психологические исследования суперпрофессионалов - людей, добившихся выдающихся успехов в своих областях деятельности. Все они отличались высоким уровнем самоактуализации.

Вот как пишет об этом А. Маслоу: "Главными мотивами самоактyализированного человека являются не потребности дефициентных уровней, а мотивы роста, и потому эти люди почти не зависят от внешних обстоятельств, от других людей и от культуры в целом. Источники удовлетворения потребности в росте и развитии находятся не во внешней среде, а внутри человека - в его потенциях и скрытых ресурсах". "Если изложить кратко мое отношение к этой проблеме, то можно сказать, что, на мой взгляд, здоровые, самоактyализированные люди, не достигшие пределов высшего переживания, живущие на уровне житейского постижения мира, еще не прошли весь путь к истинной человечности. Они практичны и эффективны, они живут в реальном мире и успешно взаимодействуют с ним, но полностью самоактyализированные люди, которым знакомы высшие переживания, живут не только в реальном мире, но и в более высокой реальности, в реальности Бытия, в символическом мире поэзии, эстетики, трансцендирования, в мире религии в ее мистическом, очень личном, не канонизированном значении, в реальности высших переживаний".

Можно предположить, что самоактуализация и является высшей формой УИ - развитие и применение способностей ради служения высшим ценностям.

Вернуться к А-С-Синтезу / Вернуться к С-Синтезу / Вернуться к Синтезу / Далее

Резюме (Не пожалейте нескольких минут и дайте свободное описание впечатлений от проделанной работы и некоторые практические наметки на будущее.)

Эта работа позволила прояснить место усилителей интеллекта как средств профессионального освоения проблемной области. 

Возможности гипертекстовых машин отнюдь не исчерпываются только задачами развития мысли. Есть модели, предназначенные для управления мотивацией, - там реализована уже 2-мерная машина. Подробности - в приложении на сайте рассылки. 

Для освоения метода майевтики вам может пригодиться следующая формула самовнушения:

Я рассматриваю все проблемы как возможности для роста.   Я открываю новые пути решения стоящих предо мною задач.  Расширяя горизонты своего сознания, я реализую заложенный во мне потенциал.  Я люблю сложные ситуации, которые стимулируют мое творческое мышление, и побуждают упорно трудиться.  Я обретаю силу, наполняя свое сознание позитивными идеями.  Изменяя свое мышление, я изменяю свою судьбу.

* * *

Если вас заинтересовали гипертекстовые машины развития мысли, пошлите этот выпуск тем,  кто сможет их с пользой применить. Чтобы идея прирастала воплощениями. Возьмемся за руки, друзья...

* * *

Увлекательных приключений всем в Зареалье Сети!

Вопрос недели

Уважаемые друзья! Время нас, конечно, торопит - все мы люди весьма занятые... Но проскакивать на скорости заявленные классы усилителей интеллекта, а тем более замечательные во всех смыслах майевтические машины, было бы кощунственно. Поэтому мы слегка притормозим разбег и в дополнение к этому выпуску сделаем несколько вспомогательных (допустим, три), где разберем другие примеры.

Ссылку на машину "Гегель" я вам дал выше, и вы можете апробировать её на интересующей вас проблематике. Я же для общего обсуждения готов раскрыть с помощью этой машины следующие цепочки понятий:

1. Я - Ты - Мы - Они - Общество - Природа - Вселенная

2. Я - Организм - Судьба - Случай - Жизнь - Смерть - Воплощение

3. Здоровье - Болезнь - Образ жизни - Новации - Развитие - Деградация - Судьба

4. Учеба - Забывание - Избирательная память - "Забытое" - Виртуальная память - Отчужденная память - Культура

5. Знание - Заблуждение - Рабочая истина - Ошибка - Уместная истина - Неуместные истины - Канон

6. Зареалье - Реальность - Мир возможностей - Мир иллюзий - Мир планов - Запределье - Пограничье

7. Рассылка - Переписка - Форум - Сайт-накопитель - Проектная группа - Игровая тусовка - Сетевое сообщество

8. Бог Интернета - Хаос Погибели - Жизнь Духа - Крушение Духа - Катарсис - Путь духовного роста - Сверхличность

9. Справедливость - Преступление - Закон - Сговор - Устав фирмы - Дух фирмы - Смысл жизни 

Какие из этих цепочек попадут в следующие три выпуска - зависит от вашего выбора. Отметьте три предпочтительных цепочки, составьте из их номеров трехзначное число и отправьте как тему на бланке письма по адресу mailto:yes314@mail.ru

Постскриптум

Спасибо всем, кто прислал полезные ссылки. Я каждого автора поблагодарил персонально, а здесь приведу лучшее из присланного:

http://futura.ru/ - кладезь знаний и гипотез о будущем (скачал 42 очень любопытных статьи)

http://ulha.boom.ru/ - размышления о таинственном в нашей жизни и приглашение к диалогу (писем 9 и действительно глубоких; запущу их в машину "Гегель").  

http://www.aldebaran.com.ru/lib.shtml - библиотека художественной литературы (скачал оттуда 7 мб классных книжек)

Архив выпусков - на http://subscribe.ru/archive/inet.region.comcon/
Если вас заинтересовала какая-то тема, то дополнительные материалы к ней можно найти в приложениях к выпускам, размещенных на сайте http://hhh.h1.ru/

Обсудить на форуме Зареалье http://groups.yahoo.com/group/zarealie/messages

Для Вас пишет историк-экспериментатор
Двуглавый Юл
E-mail:feod@narod.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное