Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Попурри 3. Провокации и розыгрыши


Информационный Канал Subscribe.Ru

Сетевые провокации, конфликты и розыгрыши
Попурри 3. Экспериментальный выпуск


Добрейшее всем время суток!

А знаете, эти самые Попурри просто затягивают. Так удобно говорить сразу обо всём... Да и к собранным диковинам подбираются всё новые и новые. Например, в Попурри 1 мы говорили о вычислении второй важнейшей даты биографии. И вот вам ещё один способ расчета, основанный уже не на таинствах нумерологии, а на социологических данных и медицинской статистике (что выглядит гораздо убедительнее) - http://www.osp.ru/prc/2002/01/011_t.htm или в ускоренном варианте - http://www.infamed.com/psy/alt01.html
И ещё один, уже прикольный вариант (особенно забавен крези-выбор) - http://www.deathclock.com/ 

Но этот выпуск Попурри последний. С ним заканчиваются отпускные вольности нашей рассылки, и мы возвращаемся к ранее объявленному циклу "IQ" об усилителях интеллекта. Темой же настоящего обзора являются рассылочные сериалы о провокациях и розыгрышах (ссылки даются на сайты-накопители, чтобы не будить лихо у хозяев рассылочного сервиса). 

Таких рассылок, как выяснилось, намного меньше, чем эзотерических. Т.е. их просто нет, и только по родству тематики можно собрать несколько представителей. Это 2 сериала о ловушках на переговорах ("Школа лжи" http://lie.kulichki.net/index.htm и "Неориторика" http://www.ritorika.hobi.ru/). Было ещё обозрение скандальных сайтов, но оно два месяца назад уснуло, и сайт его недоступен. Так что, увы (или ура! ;0), единственная рассылка, где обсуждаются игровые, тусовочные и даже интеллектуальные провокации, - это та, подписчиком которой вы являетесь.

Правда, есть несколько сайтов, где коллекционируются розыгрыши. Вот их координаты: 

http://uchitelya.narod.ru/vstuplenie.htm  /  http://mozgosos.narod.ru/zlo/---/1.htm  /  http://pricoll.boom.ru/f_rozigrish.html (среди массы тупых издевательств, вроде кнопки на стуле училки или кирпича в сумку отъезжающему, там встречаются временами и действительно остроумные розыгрыши).

Как и в предыдущем выпуске, я постараюсь уйти от простого перечисления примеров. Провокация ведь, в нашем понимании, - это экспериментальная история, внесение возмущений в изучаемые процессы ради выявления сущностей. Это практическое создание одних тайн ради раскрытия других.

Мы с вами разберем простейшую и самую распространенную ловушку-двухходовку. В ней жертву или, скажем корректнее, участника эксперимента заманивают в 2-слойную ситуацию, где явлен один слой смыслов, а второй, радикально отличный от него, спрятан. В первом слое ситуация выстраивается так, что участник по собственной воле совершает некие действия, адекватные этому слою. А далее проявляется второй слой отношений, и смысл действий участника переиначивается.

Так, например, устроены все мышеловки - от безжалостных, продающихся в хозмагах, до шутливых и даже сентиментально-рождественских (один из лучших моментов в мультиках про Тома и Джерри - когда увитая мишурой скоба подарочной мышеловки плавно движется под мелодию музыкальной шкатулки).

Вот несколько ситуаций:

В бесснежное время года, в тесной компании (лучше, если эту шутку знает как можно меньше народу) выбрать жертву. Поставить ее посередине чего-либо (комнаты, кухни, сарая, лесной поляны, озера - где собственно все и собрались). Попросить вытянуть вперед руки, и в каждую руку, между большим и указательным пальцем дать по спичке головкой вниз. А потом еще по одной спичке положить под носок ботинка или туфельки таким образом, чтобы больше половины спички торчало вперед. И спросить:
- Какой сейчас месяц?
- ........ - бодро ответит жертва.
- А почему ты на лыжах?????
Эффект просто поразительный!!!! Несколько минут смеха обеспечено!

На автоответчик записывается сообщение: "Здравствуйте! С вами говорит автоответчик ........ (подставляете своё имя). Сейчас я не могу подойти к телефону, оставьте своё сообщение после сигнала (подаётся высокий звук, например от часов). (Подождать 10 сек.) Помедленнее - я записываю". После 3-х недельного отпуска я первым делом прослушал сообщения. После последнего слова "абоненты" напрочь забывали, что хотели сказать, а только истерически ржали.

Был у нас какой-то "Осенний бал студентов", что ли. Скука жуткая. Мы с подругой решили развлечься. Всем предлагалась простая игра-пари. За выполнение (не выполнение) правил - бутылка шампанского. Загадывающий произносит Игроку условия: Загадывающий: "Я говорю раз, два, три. Ты повторяешь "три" и ровно минуту молчишь". После этого, как правило, следует вопрос типа, а ты смешить, щекотать не будешь, честно говорят нет.
Загадывающий: "Раз, два, три".
Игрок : "Три"
Загадывающий: "Ну вот ты и проиграл, не надо было повторять".
Игрок: "Да ты сам сказал (или что-то в этом роде)".
В результате, если игрок не совсем тормоз, минута молчания прервана. О чем Игроку тут же сообщается. Должна заметить, три ящика шампанского за вечер - заработали.

Случилось это на сочинении, когда я заканчивал 8 класс. Мой лучший друг Саня решил подшутить над препом. Короче, заготовил он себе шпаргалки и сунул в пенал. Началось сочинение, все пишут, ручками скрипят, а Саня периодически и ОЧЕНЬ ДЕМОНСТРАТИВНО заглядывает в пенал, списывает типа. Наконец, учительша засекла это безобразие и с грозным видом решительным шагом двинулась в нашу сторону. С воинственно-победоносным выражением на лице она изымает пенал, достает шпаргалку, разворачивает ее... и видит следующее: "ЖИ-ШИ пиши через букву И". Такого оттенка красного, каким было лицо нашей училки в тот момент, я больше не видел.

Этот розыгрыш мы с успехом применяли на первых курсах Технического Универа. Жертве объявляется, что сейчас ей погадают на судьбу. Берется лист бумаги, на нем пишется в столбик:
ГДС
МДС
НДС
ДДС
ДС
ДПС
НПС
МПС
ГПС
-------------
ДД
ДЛ
ДП
ДЖ
После этого жертве предлагают написать по одной строчке ( напротив каждого сокращения ) из песен - до черты и по одной пословице - после. После того, как человек все это написал, с листа читается с расшифровкой. Например, год до свадьбы: вихри враждебные веют над нами..., месяц до свадьбы: вместе весело шагать по просторам... и т.д., что человек написал. Соответственно, дальше идут неделя, день до свадьбы, день свадьбы, потом все то же самое - после свадьбы. После черты: девиз дружбы, девиз любви, девиз постели, девиз жизни. Довольно часто на девиз постели попадает что-нибудь типа "На бога надейся, а сам не плошай" или "Любишь кататься - люби и саночки возить".

Берется картинка эротического содержания, желательно цветная и яркая. С обратной стороны ее делается надпись типа: "Улыбнитесь, вас снимает скрытая камера". Далее картинку лицевой стороной вверх вешаете на достаточно проходимом месте и начинаете наблюдать. При этом лучше действительно снимать, так как реакция людей, снявших картинку и увидевших надпись на обратной стороне, порой бывает просто непредсказуемой (как правило, на приманку клюют группы ребят).

Нужно свернуть дугой толстую проволоку, в виде лука. Небольшую дугу, меньше ладони. На проволоку нужно надеть резинку, типа для волос. Как бы тетиву. В эту тетиву нужно впутать пятирублевую монету и закрутить ее до упора. Причем надо держать, чтобы она не раскрутилась. Потом все это сооружение упаковать в бумагу наподобие аптечного конвертика для порошков, чтобы монета не раскрутилась. Подойдя к "жертве", сказать, что это сувенир, мол друг привез из Египта или еще откуда-нибудь. Что это сушеный скорпион и дать в руки, что бы посмотреть, жертве. Жертва же, начав разворачивать бумагу, отпускает "зажим", и монета начинает бешено разматываться. Впечатление такое, будто скорпион "засушенный" ожил и зашевелился.

* * *

Все эти примеры имеют сходную структуру. Она уже была представлена выше. Но назвать что-то - это полдела. Гораздо интереснее увидеть за моделью реальный мир, да ещё в саморазвитии (или фрактальном самопорождении, если угодно). Если мы проделаем эту работу, то освоим ловушку-двухходовку как метод мышления - сможем распознавать такие приколы в жизни и сами их придумывать в различных ситуациях.

Вот моё видение этого универсума вкратце.

Люди ловятся на розыгрыши потому, что в них мы попадаем в ситуации, требующие иного склада мышления, чем тот, что присущ обычной жизни. Наш здравый смысл рассчитан в основном на среду типа "домашнее хозяйство" или "охота в лесу". Там целостные объекты - это выделяемые органами чувств комплексы сигналов, а события соединены в варьируемые цепочки ассоциациями смежности. Такое мышление часто называют функциональным - его ключевой объект "черный ящик", характеризуемый свойствами и функциями (мы пользуемся вещами как таковыми, не копаясь в их внутреннем устройстве). Следующий тип - системное мышление. Это когда мы сочетаем видение целого объекта с пониманием его строения. Для освоения этого мышления люди учатся годами, приобретая профессиональные знания о закономерностях и механизмах какого-то класса объектов. Но розыгрыши системным мышлением не понять и не сочинить. Нужно видение совмещенных и пересекающихся целостностей. А это уже диалектическое мышление. Единство и борьба противоположностей, о которой в советские времена всем школярам прожужжали уши, - эта песня как раз о провокациях и розыгрышах. Недаром эту теорию так любили великие революционеры - от Маркса до Ленина, Сталина и Мао.

Диалектика со времен Гегеля утверждала, что всё существующее движется и развивается через единство и борьбу противоположностей. Но это, ИМХО, - явный перебор. Объекты с совмещенными и конфликтующими целостностями В.Лефевр предложил называть конфигураторами. Вот для конфигураторов, а ситуации с розыгрышами прямо к ним относятся, диалектика хорошо подходят. Борьба классов в обществе - тоже тепло, а в революционной ситуации даже горячо. Но вот сотрудничество классов - уже холодно. (Ради полноты картины замечу в скобках, что есть ещё теороидное мышление, в котором целое существует в потенции как возможное объединение множества элементов. Языковое мышление - типичный пример. Но и детская игрушка-конструктор подойдет в качестве примера. Будем называть такие объекты конструкторами)

Важно понять место конфигураторов в нашей жизни. Итак, по видам представления целого мы обозначили 4 вида ключевых объектов: черные ящики - системы - конфигураторы - конструкторы.

Люди стремятся свести ситуацию к привычной, а свою деятельность к освоенным реакциям на стимулы. Это функциональное мышление - самое распространенное и именно то, которое обыгрывается в розыгрышах..

Системное - это инженерное мышление. Систематизация объектов и связей, поиск целостных образований, адаптация к функциональному запросу и самоорганизация.

Диалектическое мышление - это стихия политиков, интриганов, заговорщиков и революционеров, а также юмористов и авантюристов, увлекающихся поиском и разжиганием противоречий. Знаменитая политика сдержек и противовесов, искусство флирта, бюрократические битвы бульдогов под ковром - миры современной диалектики.

Нельзя не упомянуть и теороидное мышление - это создание новых миров - в воображении, как у литераторов и кинематографистов, деятелей театра и эстрады, или наяву, если вспомнить крупных организаторов, создающих новые области общественной деятельности, или основателей научных школ.

Как же работает диалектическое мышление применительно к розыгрышам? Да довольно просто. Все окружающие представляются участниками реальных или возможных интриг. По каждому определяются слабости, на которых можно сыграть, и перечень возможных подвохов, которые от него можно ожидать. Свято место пусто не бывает - поэтому инициативу упускать нельзя. Надо вести свою интригу и подавлять интриги конкурентов. Вот такой боевой мир. Стоит проникнуться его духом, как сценарии ловушек-двухходовок по схеме, описанной выше, сами собой будут рождаться в вашем воображении.


А теперь о результатах опроса - для тех, кого заинтересовали модели Мак-Грегора. Таковых за неделю набралось 35 респондентов.

Сначала напомню суть анкеты. Всего вопросов было 5 (довольно-таки абстрактных). * Первый касался направления перемен в вашем мире и делил участников опроса на оптимистов (27%), скептиков (18%) и реалистов (55%). * Второй вопрос определял ваше отношение к событиям. "Ученики" только готовились к будущему участию (49%), "деятели" были погружены в пучину дел (30%), а "учителя" подытоживали прожитое и были озабочены реализацией накопленного потенциала ((21%). * Третий любопытствовал относительно вашей трактовки мотивов интересных вам людей. Идеалистов оказалось довольно много (30%), материалистов мало (15%), а больше всего прагматиков (55%). * Четвертый и пятый вопросы касались реальной и желаемой тактик информационного присутствия в Сети. Важнейший результат опроса состоит в том, что более 2/3 участников хотели бы от пассивного сбора информации перейти к обмену мнениями (55%) и даже к собственному вещанию на базе имеющейся информации (12%). Справедливости надо заметить, что велика доля и тех, кто хотел бы ограничиться сбором новых впечатлений и знаний (25%).

Общее впечатление - какие же мы все разные! Присланные пятизначные числа с ответами довольно равномерно распределились по всему диапазону, но на вашу комбинацию 1-2 аналога существует среди других ответов. Так что давайте общаться - от этого всем будет хорошо! ;0)

Что касается модели Мак-Грегора, то в ней зафиксировано качественное отличие концепций человека-работника, основанных на принуждении к труду и на поощрении творческого труда. (Мы здесь опустим очевидные соображения о влиянии самого характера труда. Ясно, что командуя рабами-гребцами на галере вы о творчестве будете думать в последнюю очередь ;0)

Х-концепция: * Человек не склонен к работе. * Работника нужно стимулировать, контролировать и направлять, чтобы заставить прилагать адекватные усилия к достижению целей организации. * Человек не любит ответственности; у него нет честолюбия и превыше всего он ставит покой. * При этих предположениях роль руководителя состоит в том, чтобы принуждать и контролировать подчиненных.

Y-концепция: * Затраты физических и умственных усилий так же естественны, как игра или отдых. * Работники проявляют самстоятельность и самоконтроль при достижении целей, которые перед ними поставлены. Преданность целям - это результат положительных перспектив, ассоциированных с ними. * Средний человек может научиться не только принимать, но искать ответственности. Большая часть людей внутренне склонна к изобретательской работе. * При этих предположениях роль руководителя состоит в том, чтобы развивать способности подчиненных и помогать им применять эти способности к достижению общих целей.


Повторюсь, что со следующего выпуска мы возвращаемся к циклу 'IQ' и сначала займемся интеллектуальными провокациями времен Сократа - майевтикой. А пока хочу в порядке налаживания обмена информацией спросить об адресе сайта, который вы нашли для себя самым полезным в Интернете за последнее время (в плане увеселения или для более серьезных дел - это на ваш выбор). Не скупитесь - пришлите адресок на бланке письма по адресу yes314@mail.ru Авось ещё кому пригодится... ;0)


До новых встреч! Двуглавый Юл (для друзей Юл ;0)

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное