Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

СПО и Linux для школы и вуза

  Все выпуски  

СПО и Linux для школы и вуза: Серебро. ДО в школе. Программы


Серебро

Радостная новость - наша рассылка стала, наконец, серебряной. Это на самом деле значит всего-навсего, что из яслей она перешла в первую группу детского сада. Но я надеюсь, что вопросы, которые обсуждаются в рассылке и на нашем сайте http://www.linformatika.ru, будут актуальны, интересны и необходимы все большему количество учителей, работающих со свободным ПО, и мы быстро станем золотыми :)

Статья

В оригинале статья носит название "Приехали?", взята с сайта http://campustechnology.com/ и переведена мной. Статья посвящена проблемам того, как использование технологий дистанционного образования, Интернет и e-Learning в школах и  вузах  может в корне изменить общий подход к образованию.

Много лет мы старались «восполнить» нехватку синхронного взаимодействия лицом к лицу с учениками в процессе дистанционного обучения. На удивление быстро мы достигли момента синхронности, близкого к общению «с глаза на глаз». Хотя мы все еще не можем протянуть руку и прикоснуться к собеседнику, но мы уже можем преподавать и учиться дистанционно, сотрудничая естественными способами, видя и слыша друг друга в режиме реального времени. [...]
Это значит, что надоевшие всем вопросы начинающих преподавателей дистанционного обучения - "Да, но как я буду читать лекции? Как я буду проводить в классе обсуждения?" и "Как я смогу оценить усвоение материала, когда я не вижу студентов?" – по большей части получили ответы. Вы уже догадались, что дальше? Теперь мы задались новым вопросом – «а так уж важны, на самом деле, лекции?» Основываясь на сегодняшнем возросшем понимании процесса обучения, мы спрашиваем: «А какие процессы, на самом деле, отличают индивидуальное и коллективное обучение?"
Инновационная модель, представленная в 1999 году R.S. Rosenbloom (Harvard Business School Press) описывает три стадии развития любой новой технологии: имитация, возрастающее улучшение, и преобразование. Проецируя эти стадии на текущее состояние развития инструментов дистанционного взаимодействия, можно предположить, что мы определенно достигли стадии имитации (добившись того, что онлайн-класс и аудитория в школе или университете фактически эквивалентны), и теперь мы находимся в гуще нововведений, постоянно расширяющих возможности этой учебной среды. [...]

Инструменты процессов преобразования

[...] Из исследования K.N. Hayles мы знаем, что ученики особенно вовлечены в процесс обучения тогда, когда они испытывают чувства «автономии, компетентности, и общности (связанности с другими людьми)» (см. «Socializing the CMS» CT July 2008). Таким образом, более точно вопрос мог бы быть сформулирован следующим образом: «Какие инструменты преобразований, помогающие дистанционному взаимодействию, развивают подобные чувства среди учеников и поддерживают эти чувства в учебном заведении?»

Два преобразующих сдвига

Два преобразующих сдвига в обучении и изучении (в значительной степени из-за инструментов дистанционного взаимодействия) теперь кажутся почти ясными. Первый – углубленное сосредоточение на процессе обучения, а не на продукте. Это значит, что процессы обучения становятся наглядными; в прошлом учитель говорил – «покажите вашу работу», сегодня он всегда ее видит. Второй сдвиг – расширение самого понятия «ученик». Он означает, что на смену «обучения, направленного на ученика» пришло «обучение направленное на ученика, как элемента сообщества». Этот второй сдвиг увеличивает важность контекстов изучения, включая социальные влияния и глобальные потрясения. Давайте рассмотрим более подробно каждый из этих сдвигов.

1) Сдвиг в процессах обучения

Традиционная стратегия оценивания основной упор делала на материальных результатах обучения, как на способах определения уровня развития навыков, отношений и знаний. В большинстве случаев мы обращали внимание в первую очередь на продукт (экзамены, письменные работы, табели и награды), по той простой причине, что эти вещи мы могли видеть и оценить. У нас не было инструментов, чтобы зафиксировать индивидуальный процесс обучения или индивидуальный вклад в общественную работу учащихся. Определенной характеристикой новых технологий Web 2.0 является то, что они позволяют зафиксировать сам процесс обучения в реальном времени. Дистантные технологии взаимодействия открывают черный ящик процесса обучения.
Теперь мы можем видеть, что обучение происходит посредством блогов, Wiki, программ голосовой связи, форумов, видеозаписей занятий в классе и аудиозаписей. У этих инструментов, так же как у инструментов новой "личной информатики", таких как Mycrocosm (который позволяет сохранять информационные фрагменты в виде графов) и Daytum (сервис для сбора и просмотра ежедневных данных) есть все возможности для того, чтобы зафиксировать мелкие подробности процесса обучения. Вместо обсуждения или подсчетов любимых фильмов, книг или продуктов питания, новая личная информатика, при помощи обучающих приложений, могла бы помочь нащупать и зафиксировать связи, аналогии и способности, развитые во время учебы. Фактически, эти инструменты могли бы помочь найти ответ на интригующий вопрос: «Какие части данных должны сложиться в вашей голове, чтобы вызывать понимание?» Все больше и больше в центре обучения будут находится творческие процессы и обучающие действия.
Одна из пяти тем проекта «Как люди учаться» (Как люди учатся: мозг, мысль, опыт, и школа; The National Academies Press, 19), была сосредоточена на познании учениками собственных метапознавательных процессов. Новые инструменты позволяют студентам зафиксировать a) что они знают и думают в начале курса обучения, а затем b) зафиксировать способы, которыми их мышление расширяется, перестраивается и наполняется новыми идеями и информацией во время взаимодействия с другими студентами. Как часто замечают сыщики в детективах: «Одна деталь может изменить всю картину!»

2) Сдвиг к восприятию «ученика в рамках сообщества»

Сдвиг от восприятия учащегося как отдельной личности к социальному восприятию его как «ученика в рамках сообщества» происходит из-за социальной природы инструментов дистанционного взаимодействия, которые являются неотъемлемой частью учебных онлайн-курсов. Ученики создают учебные дневники с блогами, которые открыты для их друзей, позволяя делать комментарии и дополнения. Факультеты правописания, в частности, находят, что блоги объединяют в себе наглядность размышления перед написанием, с мощной реакцией аудитории (которая создает петлю обратной связи) в процессе формирования мыслей ученика. Это еще сильнее сосредотачивает нас не на результате, а на процессе обучения, когда учащийся черпает свой опыт в коллективном знании сообщества. Сдвиг к восприятию «ученика в рамках сообщества» хорошо поддерживается инструментарием Wiki. Ученики могут сплотиться в работе над проектом, в котором используется множество инструментов видео и аудио взаимодействия, создавая свой коллективный продукт, такой как wiki.
Поскольку учеба все усложняется, инструменты дистанционного взаимодействия отражают эту сложность. Новые инструменты взаимодействия делают коллективные проекты, проблемное обучение и развитие навыков более подлинными. Ученики становятся cо-учениками и, когда хорошо учатся, cо-учителями, принимающими ответственность за других в пределах учебного сообщества. В этом процессе студенты развивают мета-познание, понимание их собственных процессов обучения, достигая автономии; они развивают компетентность в процессе совместной работы над задачами и продуктами других учеников; и они развивают чувство общности, связанности с другими при взаимодействии в пределах сообщества.
Теперь мы подошли к моменту, когда пора поставить новый вопрос: «Какие именно процессы обучения и преподавания должны быть изменены, и что должно быть результатом этого изменения?»

Мои комментарии:

Вероятно, трудно читать перевод, сделанный не профессиональным переводчиком. Если это так, приношу свои извинения. Несмотря на это, надеюсь, что кто-то все же дочитает эту статью до конца, и прочитает эти комментарии. В этой статье, кроме описания воздействия новых инструментов обучения (таких, как wiki), есть одна, очень важная для нашего образования вещь. Эта вещь особенно важна тем, что в нашем образовании она отсутствует как таковая. В статье несколько раз упоминается термин «metacognitive» (метакогнитивный). Речь идет о том, что для успешного обучения ученику необходимо понять, как он (лично он, а не абстрактное человеческое существо) усваивает знания. Знание о процессах собственного познания (именно это обозначается термином «метакогнитивный») это просто переиначивание древнейшей формулы «человек, познай самого себя». Самые драгоценные возможности теряются в школе от того, что кто-то от природы более приспособлен к принятой системе изложения знаний, а кто-то менее. Но у каждого из нас в голове находится чудесный биокомпьютер с самым открытым и свободным для нас программным продуктом: нашими навыками мышления и познания. Эти навыки нужно изучать, их можно менять в весьма широких пределах и улучшать на протяжении всей жизни. Почему школа не учит этому? – как и автор статьи, я позволю себе остановиться на этом полуриторическом вопросе. Может быть, кто-то прочитает эту статью, доберется до этого вопроса и напишет мне письмо, в котором даст ответ. Я буду очень рад.
Пишите мне на: shkoliar [sobaka] gmail [tochka] com

Полный вариант перевода статьи на сайте 

Программы

Mahara

Mahara это ePortfolio со встроенными функциями социальной сети. То есть это готовый портал, в котором пользователи могут создавать свои собственные хранилища информации. Кроме этого, они могут объединяться в различного рода группы и ассоциации по интересам, вести блоги и посылать друг другу сообщения, открывать друг другу доступ к своим хранилищам, а так же оставлять друг другу отзывы после посещения хранилищ информации друзей.

Кроме этого, сайт дает возможность каждому составлять и публиковать подробные сведения о себе, и включает неплохой мастер резюме. Таким образом, зарегистрировавшись на сайте под управлением Mahara вы получаете возможность публиковать свои работы, начиная от простых текстов и заканчивая мультимедийными блоками, а так же оповестить мир о своем уникальном рабочем опыте, планах на будущее и пожеланиях.

Такие программы, как Mahara имеют особенное значение в процессе e-Learning, и самым непосредственным образом связаны с темой статьи, опубликованной выше. Полное описание и установка на Школьном сервере на сайте рассылки.

PPCIS

 PPCIS это простейшей средство группового взаимодействия. Очень небольшой по объему код (всего около 200 кб) дает возможность быстро развернуть интранет-портальчик (автор предлагает использовать его систему именно для этого, хотя сам создал под ее управлением интернет-сайт). Портальчик хорошо подходит для выкладывания файлов, публикации новостей и различных учебных материалов (в разделе FAQ), а так же ответов на вопросы пользователей (helpdesk).
Собственно этим и исчерпывается как таковая функциональность сайта. Можно добавить еще тот факт, что пользователей можно группировать по тематикам в группы, но поскольку данная группировка помогает только в процессе фильтрации пользователей при поиске, ее трудно отнести к серьезному функционалу. Никаких средств общения пользователей между собой (кроме предмодерированной публикации новостей) практически нет. Зато функциональность сайта очень легко расширяется, просто добавляете файл .php, и делаете на него ссылку в меню. В файле, конечно же, должен быть соответствующий код. Полное описание и установка на Школьном сервере на сайте рассылки.

NetBeans

 Великолепная среда разработки от SUN. е стану утверждать наверняка, что NetBeans лучше, чем Eclipse, полагаю, что у каждой среды разработки есть свои сильные и слабые стороны. Но, как застарелому Дельфийцу, NetBeans мне нравится больше.Дело в том, что этот проект когда-то стартовал в Чехии под девизом "сделаем Delphi для Java". Начатый чешскими студентами в 1997 году под именем Xelfi, это проект быстро стал бизнес-предприятием, и был частично открытым и условно бесплатным до 1999 года, когда им заинтересовалась корпорация Sun.
Сначала Sun Microsystem вложила деньги в NetBeans, решив сделать его проприетарным проектом (Forte for Java), но затем концепция Sun поменялась, и в июне 2000 года NetBeans стал open source проектом.
На сегодняшний день NetBeans представляет собой открытую многофункциональную блочную расширяемую многоязыковую среду для быстрой разработки приложений (в случае с Java это еще и визуальная среда разработки). Полное описание на сайте рассылки.

Xara XL

Ооо...!!! - это вовсе не открытое окционерное общество... Это стон восторга! И в проприетарном варианте под Windows это был один из наиболее любимых моих графических редакторов. А тут нате вам - свободная программа, которая уже на стадии версии 0.7 полностью воспроизвела функциональность своей проприетарной прародительницы. Удивительная легкость, с которой в Xara создаются объекты - это, безусловно, самое сладкое из преимуществ. На сайте рассылки - полное описание программы.

На сегодня все. Пишите мне на адрес shkoliar [sobaka] gmail [tochka] com, я буду рад предложениям и отзывам.

 

 


 

 

 


В избранное