← Январь 2010 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
11
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
|
18
|
19
|
20
|
22
|
23
|
24
|
|
26
|
27
|
28
|
30
|
31
|
За последние 60 дней 4 выпусков (1-2 раза в месяц)
Сайт рассылки:
http://www.cntd.ru/458200855.html
Открыта:
10-09-2009
Статистика
+2 за неделю
Интернет-магазин Центра нормативно-технической документации "Техэксперт"!
| Кодексы РФ| Правовой журнал "Kodeks-Info" | Бюллетень "Загляни в Кодекс"Тексты этих и других документов можно получить на Информационно-правовом сервере 'Кодекс' (www.kodeks.ru)
Состоялись Российско-американские технические консультации по вопросам безопасности поставок продукции американского птицеводства на российский рынок Состоялись Российско-американские технические консультации по вопросам безопасности поставок продукции американского птицеводства на российский рынок
19 января 2009 года в РСПП состоялись двусторонние консультации, посвященные обсуждению конкретных условий, на которых американские производители птицы смогут продолжить поставки в Россию. В консультациях с российской стороны принял участие Президент РСПП А.Н.Шохин, председатель Комиссии РСПП по агропромышленному комплексу, председатель Агропромышленного союза России (Росагропромсоюз) Иван Оболенцев, президент Ассоциации операторов российского рынка мяса птицы (АОРРМП) Андрей Терехин и глава исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин; с американской - президент Совета США по экспорту домашней птицы и яиц (USAPEEC), президент Международной программы развития птицеводства Джим Самнер, глава российского представительства USAPEEC Альберт Давлеев и др. По итогам встречи Президент РСПП отметил тенденцию роста производства продукции российского птицепрома в объемах, позволяющих не только в ближайшие годы обеспечить внутренний спрос, но и выйти на ее экспорт. «В этой связи квоты и объем импорта мяса птицы, в том числе из США, - сказал А.Н. Шохин, - будут последовательно и неуклонно сокращаться. Сохраняющаяся потребность в импорте должна полностью соответствовать техническим регламентам и требованиям по безопасности, введенным с 2010 года». Применительно к американской птице, с точки зрения А.Н. Шохина, возможно соблюдение указанных требований безопасности с обязательным тестированием и подтверждением соответствия на различных стадиях технологического цикла производства мяса птицы (с выборочными проверками с участием российских специалистов) и официальными гарантиями со стороны Минсельхоза США.
По материалам РСПП
TMK объявляет итоги производственной и операционной деятельности за 4 квартал и 2009 год TMK объявляет итоги производственной и операционной деятельности за 4 квартал и 2009 годИнформация, содержащаяся в данном пресс-релизе, включает заявления, касающиеся будущих событий. Данные заявления основываются на текущих мнениях и предположениях руководства Компании и содержат известные и неизвестные факторы риска, которые могут привести к тому, что результаты деятельности ТМК будут значительно отличаться от тех показателей, которые отображены в этих заявлениях. Данные факторы риска включают, но не ограничиваются, риски, вызванные неопределенностью, такие как будущие цены на углеводородное сырье и их влияние на инвестиционные программы нефтяных и газовых компаний. OAO "TMK" («TMK» или «Компания»), один из крупнейших мировых производителей труб нефтегазового сортамента, объявляет производственные и операционные результаты за 2009 год.
Производственные результаты Вслед за увеличением объемов отгрузки продукции в 3 квартале 2009г. на 15% по сравнению с 2 кварталом, Компания продолжила наращивать объемы отгрузок и в 4 квартале, отгрузив потребителям 874 тыс. тонн трубной продукции, что на 22% больше, чем в предыдущем квартале. Объемы отгрузки трубной продукции
Рост объемов в 4 квартале был в основном обусловлен ростом спроса на OCTG и линейные трубы на основных рынках ТМК, а также реализацией ряда крупномасштабных проектов магистральных трубопроводов в России. В то же время, наблюдалось некоторое улучшение ситуации в отношении спроса со стороны российского машиностроительного сектора и компаний строительной отрасли. Продолжившийся рост отгрузок в 4 квартале позволил Компании компенсировать значительную часть падения отгрузок в 1 полугодии 2009 года, уменьшив снижение отгрузок относительно 2008 года. Основываясь на текущих рыночных трендах и ожиданиях дальнейшего развития ситуации на рынке, Компания ожидает, что объемы продаж в 2010 году превысят уровень 2008 года. OCTG и линейные трубы Отгрузки OCTG и линейных труб
продолжили увеличиваться в 4 квартале 2009г. и достигли 498 тыс. тонн,
на 32% больше по сравнению с 3 кварталом, в котором Компания отгрузила
потребителям 377 тыс. тонн OCTG и линейных труб. Мы связываем данные
изменения с ростом спроса со стороны ключевых покупателей нефтегазовой
отрасли, вызванным увеличением производства нефти в 4 квартале, а также
сезонными факторами. Во 2 полугодии 2009 года российские покупатели трубной продукции демонстрировали более стабильный спрос, чем компании из других регионов мира, что было вызвано развитием стратегических взаимоотношений с нашими покупателями, увеличением объемов бурения и ограниченным влиянием конкуренции со стороны китайских производителей на российском рынке. В целом, мы ожидаем увеличение спроса на продукцию OCTG в России и в 2010 году вследствие планируемого роста инвестиционных бюджетов крупнейших российских нефтегазовых компаний и активизацией буровых работ на существующих и новых месторождениях. Опубликованные планы по росту капиталовложений в 2010 году на 15-20% таких крупнейших компаний как Газпром, Лукойл, Роснефть и ТНК-BP, по нашим оценкам, приведут к увеличению отгрузок ТМК в адрес данных потребителей, поскольку Компания является для них основным поставщиком трубной продукции. После значительного снижения объемов отгрузок в первом полугодии, в 4 квартале TMK IPSCO увеличила объемы поставок на 35% по сравнению с 3 кварталом до 129 тыс. тонн, благодаря возросшему спросу со стороны нефтегазовых компаний, особенно на продукцию OCTG. Согласно данным Baker Hughes, количество активных буровых установок в США возросло с минимальных 876 в июне 2009г. до 1248 на 15 января 2010г. Кроме того, продолжает снижаться уровень складских запасов дистрибьюторов OCTG в США: на текущий момент общий объем продукции на складах составляет около 9 месяцев потребления, в сравнении с более чем 15 месяцами запасов в марте 2009 года. Несмотря на экономический спад, спрос на трубы ТМК с соединениями класса «Премиум» продолжает оставаться на высоком уровне благодаря газодобывающим компаниям, использующим наклонное и горизонтальное бурение и являющимся важными покупателями труб с соединениями семейства «ULTRA» в Северной Америке. По итогам 2009 года ТМК увеличила долю рынка в сегменте соединений класса «Премиум», по нашим оценкам, до 30% на рынке бурения месторождений сланцевого газа (gas shales) в США. Цены на природный газ в США в 4 квартале восстанавливались после достижения своих минимумов в сентябре, что благоприятно влияет на спрос на продукцию ТМК IPSCO. Устойчивый спрос на продукцию с Премиум-соединениями TMK FMC и GF в России поддерживается за счет поставок на месторождения Западной и Восточной Сибири, включая ключевой проект Роснефти - Ванкорское месторождение. Трубы большого диаметра Спрос на трубы большого диаметра (ТБД) стабильно увеличивался с мая 2009 года ввиду реализации основных трубопроводных проектов, осуществляемых Газпромом (Сахалин-Хабаровск-Владивосток и Починки-Грязовец) и Транснефтью (ВСТО-2 и БТС-2). Со 2 квартала 2009 года объемы отгрузок ТБД также растут благодаря выходу на проектную мощность прямошовного стана ТБД на ВТЗ. Объем отгрузок ТБД, составлявший 19 тыс. тонн в 1 квартале и 70 тыс. тонн во 2 и 3 кварталах, продолжил увеличиваться и составил более 150 тыс. тонн в 4 квартале 2009 года. Компания имеет значительный объем подтвержденных заказов на ТБД до 2 полугодия 2010 года. В конце декабря 2009 года Компания завершила сертификацию выпускаемых прямошовных ТБД на соответствие стандарту Det Norske Veritas (DNV) для подводных трубопроводов, что расширяет возможности участия Компании в проектах по прокладке морских участков масштабных трубопроводных проектов. В результате, Компания ожидает, что объемы отгрузок ТБД возрастут в 2010 году более чем в полтора раза. Динамика цен и затрат Средние цены на нашу продукцию оставались в целом стабильными во второй половине 2009г. после значительного снижения в 1 полугодии. Подобная динамика неоднородна в различных географических регионах. Цены на трубную продукцию в США только недавно начали стабилизироваться и демонстрировать небольшой рост по сравнению с минимальными показателями последнего года. Мы ожидаем постепенное восстановление цен как в России, так и США, в 2010 году, поддерживаемое продолжающимся ростом спроса и увеличением степени загрузки мощностей промышленности. Мы также ожидаем определенного восстановления цен в Европе, поддерживаемого аналогичной динамикой рынка. Затраты на тонну отгруженной продукции ТМК оставались в целом стабильными во втором полугодии 2009 года по сравнению с 1 полугодием. В целом, мы наблюдали незначительное увеличение цен на различное сырье (исключая цены на стальную заготовку, которые остались приблизительно на прежних уровнях) с начала 2009 года. Основываясь на текущей динамике цен на сырье и прогнозируемом изменении ключевых статей затрат, Компания ожидает, что в 2010 году рентабельность отгружаемой продукции улучшится. Мы также ожидаем, что административные и общие затраты во 2 половине 2009 года и 2010 году будут оставаться примерно на уровне 1 полугодия 2009 года. Инвестиционные проекты В 2009 г. ТМК осуществляла активную деятельность по освоению масштабных производственных объектов, введенных в эксплуатацию в 2008 г. C запуском в конце 2008 г. стана по производству прямошовных труб большого диаметра на Волжском трубном заводе ТМК получила возможность участия в поставках востребованной рынком продукции, широко используемой в строительстве магистральных нефте- и газопроводов. В 2009 г. Компания проводила освоение выпуска прямошовных ТБД на новом стане, наращивала объемы их производства и приступила к поставкам этой продукции компаниям «Газпром» и «Транснефть». Всего за год потребителям было поставлено более 176 тыс. тонн прямошовных ТБД. ТМК ожидает, что в 2010 г. объем поставок этой продукции составит более 400 тыс. тонн, что будет соответствовать уровню оптимальной загрузки имеющихся мощностей по производству этих труб при существующей структуре заказов на них. В 2009 г. ТМК проводила освоение производства продукции на введенном в строй в конце 2008 г. непрерывном стане PQF на Тагмете. Новый стан позволяет выпускать трубы с повышенными качественными характеристиками, предназначенные для использования в сложных, в том числе шельфовых условиях бурения и добычи углеводородов. В 2009 г. были завершены технические испытания оборудования трубопрокатного комплекса PQF и на стане было произведено 238 тыс. тонн труб. В свете улучшения рыночной ситуации и роста спроса на качественную трубную продукцию, ТМК ожидает существенно нарастить выпуск труб на стане PQF в 2010 году. В ноябре 2009 г. на Северском трубном заводе была введена в эксплуатацию установка вакуумирования стали. С ее запуском завершено строительство современного электросталеплавильного комплекса на СТЗ, основу которого составляет запущенная в 2008 г. электропечь мощностью 1 млн. тонн стали в год. Таким образом, ТМК получила возможность на 95% обеспечивать собственные потребности в стальной заготовке для производства бесшовных труб, а также контролировать качество на всех этапах их производства. В 2009 году на заводах Baytown и Blytheville в США были введены в эксплуатацию новые комплексы по термообработке труб мощностью до 100 тыс. тонн каждый. Данные комплексы уникальны тем, что все процессы, начиная от нагрева трубы и заканчивая испытаниями, связаны друг с другом и полностью автоматизированы. Кроме того, в 2009 году проходило освоение линий термообработки труб на российских заводах Компании: ВТЗ, СинТЗ и Тагмете. Освоенные линии российских заводов также полностью автоматизированы и имеют суммарную мощность до 740 тыс. тонн. Завершение данных проектов позволит Компании укрепить позиции на рынке труб с повышенными техническими свойствами, использующимися, в том числе, при горизонтальном и наклонном бурении газовых месторождений. Реструктуризация финансовой задолженности Общий объем кредитного портфеля ТМК на
31 декабря 2009г. составил 3 729 млн. долларов США, включая 66%
долгосрочного долга и 34% краткосрочного долга. При этом денежные
средства и краткосрочные депозиты составили на конец года 243 млн.
долларов. Краткосрочный долг Компании включает кредиты Банка ВТБ
(«ВТБ») на сумму 750 млн. долларов, в которых предусмотрена возможность
пролонгации на срок до пяти лет.
• Кредиты
Газпромбанка и ВТБ в эквиваленте 341 млн. долларов в рамках заключенных
кредитных соглашений на сумму 5 млрд. руб. на срок 3 года и 10 млрд.
руб. на срок 5 лет соответственно, на 50% обеспеченных государственными
гарантиями РФ.
В течение следующих 12 месяцев Компания рассчитывает значительно увеличить объемы производства и улучшить показатели 2009 года, что обусловлено освоением новых производственных мощностей в 2009 году и ожидаемым ростом спроса на трубную продукцию ТМК, который наблюдался во 2 полугодии 2009 года и, по оценкам Компании, продолжится и в 2010 году. Компания планирует компенсировать рост сырьевых цен повышением цен на свою продукцию в 2010 году. Более высокие цены реализации вместе с большей загрузкой производственных мощностей и улучшением продуктового сортамента должны привести к повышению рентабельности бизнеса в 2010 году.
По материалам РСПП
30 мегаватт новой энергии на Лесогорской ГЭС 30 мегаватт новой энергии на Лесогорской ГЭС19 января 2010 года на Лесогорской ГЭС
ОАО «ТГК-1» в Ленинградской области введён в эксплуатацию новый
гидроагрегат мощностью 30 МВт, спроектированный и произведенный на
предприятиях ОАО «Силовые машины». После ввода нового оборудования в
работу общая мощность станции возросла до 100 МВт. Каскад Вуоксинских ГЭС ОАО «ТГК-1»
расположен в Выборгском районе Ленинградской области на реке Вуокса
(наиболее мощная река Карельского перешейка, вытекает из озера Сайма на
территории Финляндии и впадает в Ладожское озеро). Образован в августе
1949 года на базе Лесогорской и Светогорской гидроэлектростанций.
Предприятие является базовым источником электроснабжения Карельского
перешейка, осуществляя выработку электроэнергии для передачи в единую
энергосистему региона и покрытия пиков суточного графика нагрузки
энергосистемы. Плотины ГЭС выполняют также функцию своеобразных мостов
- по ним проложены автомобильные переправы. Реконструкция гидроэлектростанций
Вуоксинского Каскада началась в мае 2007 года. Проект комплексной
модернизации оборудования предусматривает замену всех восьми
гидроагрегатов Светогорской и Лесогорской ГЭС. Лесогорская ГЭС (бывш. Роухиала) после
ввода нового гидроагрегата №1 имеет установленную мощность 100 МВт.
Среднегодовая выработка электроэнергии - около 630 млн. кВтч.
Численность персонала - 20 человек.
По материалам РСПП
«Евро-4» - кирпичик в стену, ограждающую Россию от въезда иномарок? «Евро-4» - кирпичик в стену, ограждающую Россию от въезда иномарок?
Введя новые нормы, российское правительство запретило использовать автомобили, выбрасывающие в атмосферу более 0,1 г/км углеводорода, до 1,0 г/км оксида углерода и до 0,08 г/км оксида азота. По информации Читинской таможни, техрегламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории России, вредных, загрязняющих веществ» правительство утвердило ещё в октябре 2005 года. Согласно этому документу стандарт «Евро-3» был введён с 2008 года, «Евро-4» с 1 января 2010 года, «Евро-5» будет введён в 2014 году. По словам главного государственного таможенного инспектора отдела товарной номенклатуры и торговых ограничений Романа Корепанова, определить соответствие автомобиля новым нормам можно либо по приложениям к техрегламенту, либо на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. «Система определения класса простая - это уровень выброса двигателями загрязняющих веществ - оксида углерода, углеводороды, оксида азота и дисперсных частицы. Согласно «Евро-4» этот уровень должен быть ниже, чем того требовал стандарт «Евро-3», действовавший в 2008-2009 годах», - рассказал Корепанов. Сказать, какие автомобили из ныне действующих в России подходят под стандарт, он затруднился. Но пояснил, что машины, привезённые или выпущенные до 2010 года, под действие регламента не попадают. Корепанов также отметил, что сертификат соответствия нормам «Евро-4» не даёт представления об уровне выброса. Лаборатории, которые проводят испытания техники, дают сертификаты на основании документации производителя машины. То есть исследований содержания выхлопа они не проводят. «Грузовики «Howo» требования новых норм не выполняют, - привёл пример Корепанов. - Может быть, эти машины подходят и под «Евро-4». Но мы не знаем реальный уровень их выбросов. Сертификат говорит только о соответствии машины определённому классу, но не приводит конкретных показателей». С требованиями к содержанию выхлопа можно ознакомиться на портале «Гарант», где размещён текст регламента. В приложениях к тексту говорится, что масса оксида углерода (CO) должна быть не выше 4 граммов на киловатт-час, углеводородов (CmHn) - 0,55 граммов и окиси азота (NOx) - 2 грамма. Понятно, что определить, сколько веществ содержится в выхлопных газах автомобиля самостоятельно, невозможно. На сайте агентства по техническому регулированию и метрологии автомобилям «Howo» проставлен второй класс. Большинству изделий «Toyota» - третий. Отечественные машины, как и китайские грузовики, тоже получили «двойки» и «тройки». Тем не менее, автомобили, соответствующие стандарту «Евро-3», будут выпускаться в течение 2010 и 2011 годов. Об этом в июле прошлого года сообщал сайт «РБК» со ссылкой на директора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения министерства промышленности и торговли РФ Алексея Рахманова. «Учитывая европейский опыт, а также более поздний срок введения ограничений по выпуску в оборот топлива низких классов, было принято решение о введении двухлетнего переходного периода на стандарт «Евро-4». Это означает, что в течение 2010 и 2011 годов могут выпускаться в обращение автомобили, соответствующие стандарту «Евро-3», но только те, на которые были оформлены одобрения типа транспортного средства до 31 декабря 2009 года», - процитировал «РБК» слова чиновника. Для всех новых и подержанных иномарок, а также для российских автомобилей, произведённых после 2009 года, требования экологического класса не изменились. Что не могло не вызвать недовольства у любителей иностранных авто. Предприниматель и руководитель клуба любителей внедорожников Семён Шифрин считает, что введение в России норм «Евро-4» очень хорошо вписываются в поэтапный план защиты российского автопрома. «Отечественные производители автомобилей - «ВАЗ», «ГАЗ» и «КАМАЗ» утверждают, что их машины в эти нормы вписываются. Однако никто из международных органов сертификации этих машин не видел. В интернете информации о испытаниях российских двигателей на иностранных рынках тоже нет», - говорит Шифрин. Это, по его словам, можно объяснить тем, что за счёт автозавода живут большие города, которые могут пострадать, если прекратится выпуск машин, не соответствующих экологическому классу. В таком случае делаются заявления о соответствии, подкрепляемые сертификатами научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) или свидетельством центра стандартизации. Ещё одной целью «Евро-4» в России Шифрин назвал выбивание с рынка дешёвых импортных машин: «По моему давнему убеждению, власть, которая сидит в Москве, не думает про регионы. И чем меньше будет ввезено барахла, как считают чиновники, тем меньше будет аварий и вредных выбросов в атмосферу. Но они не думают о народе, который должен на чём-то ездить. Проблема масштабна. Сначала нас лишили ввоза отличных праворуких автомобилей на Дальний Восток, а теперь - машин, не подходящих под «Евро-4». Чтобы понять, нужны ли новые нормы всей стране, Семён Шифрин предлагает сравнить западную и восточную части России по плотности населения, уровню выбросов и экологической обстановке. «Нормы, которые даже называются евро, ориентированы на европейскую часть страны. Это определённый популизм и показатель того, как Россия хочет стать европейской страной. Все, кто живут в Москве и Питере, думают про экологию, считают себя европейцами и говорят нам, читинцам - вы тоже европейцы. Но мы, глядя на карту, просто смеёмся. Это ещё раз подтверждает слова о том, что московская власть о регионах не думает. Нам просто не завести «тазики» зимой, и дороги у нас не такие, как в Москве. А центр думает только о себе, хочет хорошо выглядеть на саммитах, дружить с Евросоюзом. О том, что мы азиатская страна, вспоминают только тогда когда нужно съездить на саммит Шанхайской организации сотрудничества». В очередной раз Шифрин поставил под сомнение соответствие нормам безопасности российских автомобилей. Краш-тесты, по его словам, не проводились, ни в американских, ни в европейских центрах. Такие испытания провёл журнал «Авторевю» и выставил «Жигулям» твёрдые «четвёрки». Но джиппер не уверен, что таких оценок добились бы автомобили, взятые в обычных салонах, а не предоставленные автозаводом. «Тесты превратились в показуху, - возмущается он. - То же самое произойдёт и с «Евро-4». Выбрали программу, сказали, что этот двигатель будет соответствовать, провели испытания в НАМИ, натянули нормы и сказали - ладно, выпускайте. В регламенте чётко говорится о ввозимых автомобилях, а по поводу производимых в России есть обходы - если соответствуете, то молодцы, не соответствуете - подтянетесь позже». В целом, своё отношение к нормам Шифрин выразил так: «Это ещё один кирпичик в стену, ограждающую Россию от въезда иномарок». Нормы приняты, таможня готова заворачивать автомобили, не соответствующие им. А по России продолжают ездить «ГАЗы» коммунальных служб, «КамАЗы» дальнобойщиков и крестьянские тракторы. Дымить им, судя по всему, ещё долго. Но, к счастью, не запрещено.
По материалам Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия
Заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики Заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики
Первое в 2010 году заседание Комиссии было посвящено вопросам технического регулирования. Открывая заседание, Дмитрий Медведев подчеркнул, что современной российской экономике нужна стройная и реально действующая система технического регулирования. Технические регламенты и стандарты относятся к ключевым инструментам, которыми определяется конкурентоспособность экономики. Они позволят российским производителям высокотехнологичной продукции успешно конкурировать на современном мировом рынке. В ходе заседания Президент поручил Правительству активизировать работу в сфере технического регулирования, и доложить через два месяца о достигнутых результатах. Кроме того, необходимо определить профильное ведомство, которое будет заниматься вопросами стандартов безопасности производства и охраны труда. Глава государства также принял решение ввести в состав Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России Заместителя Председателя Правительства - Министра финансов Алексея Кудрина. * * * Д.МЕДВЕДЕВ: Сегодня мы с вами в очередной раз занимаемся одной из тем, которая стала традиционной для наших встреч. Эта тема связана с техническим регулированием. Я специально предложил посвятить одно из заседаний Комиссии именно этому вопросу. Вы понимаете, насколько важна эта тема для модернизации нашей экономики, ведь технические регламенты, стандарты относятся к ключевым инструментам, которыми определяется и конкурентоспособность нашей экономики, и её инновационная привлекательность. Мы с вами много раз, просто неоднократно обращались к этому вопросу, я вынужден был давать довольно резкие поручения, которые, как у нас обычно, в нашей стране, и происходит, всё-таки завершились определёнными результатами. Я говорю о законодательстве, о техническом регулировании. Закон, который был принят в начале этого десятилетия, к сожалению, в том виде, в котором он действовал, доказал свою полную неэффективность, и нам пришлось предпринять безотлагательные усилия для того, чтобы его привести в соответствие с требованиями дня. Это сделано, изменения к закону мною подписаны. И я надеюсь, что теперь новая версия закона позволит присутствующим здесь коллегам, а это, прежде всего, наше Правительство, это Министерство, которое возглавляет Виктор Борисович Христенко, соответствующее профильное агентство, принимать решения, принимать их быстро и качественно, принимать их в большом количестве. Это, наверное, самое главное. Я поручаю Правительству развернуть работу на этом направлении и в самой ближайшей перспективе, скажем через два месяца, доложить мне о том, что сделано, какое количество документов принято. Это первое. Второе, с чем нам нужно разобраться, - общее количество технических регламентов. Цифры постоянно прыгают. Мы сегодня уже говорили об этом с коллегами. Сначала сказали - нужно 40-50, потом какая-то другая цифра всплыла, потом мне сказали - нужно 400. Давайте определимся, сколько всё-таки этих регламентов должно быть. Потому что, я понимаю, для тех, кто этим занимается, это профильная деятельность, бизнес, а для всех остальных - это правило регулирования, от состояния которого зависят их успехи. Поэтому я хочу, чтобы мне доложили, сколько нужно технических регламентов для того, чтобы этот процесс получил своё окончательное развитие. Причём нам не нужно мельчить. Я понимаю, что можно написать технический регламент практически под любую позицию. Нужно сделать укрупнённые регламенты, сделать и принять их на уровне Министерства - так, как мы и договаривались это сделать, на уровне Министерства и подконтрольного ему агентства. Это самое главное. Третье. Мы не должны оставаться в стороне от тех принципов, которыми сегодня руководствуются другие государства. Нам нельзя отказываться от того опыта, который уже накопили за последние десятилетия развитые, как принято говорить, экономики. Ещё в 1985 году в Евросоюзе был реализован принцип так называемого нового подхода. А уже с начала текущего десятилетия действует национальная стратегия стандартизации в Соединённых Штатах, в Англии, в Германии, во Франции. Мы же все эти годы как будто бы находились вне всех этих международных тенденций, жили как бы на каком-то своём острове и никого к себе не подпускали. Надо проанализировать, насколько для нас это приемлемо. Тем более что и в Послании Президента, и в законе, который изменил действующий закон о техническом регулировании, об этом сказано. По-настоящему заинтересованными в этих процессах являются представители бизнеса, те, кому приходится заниматься созданием и продажей своей высокотехнологичной продукции, и те, кому приходится собственно конкурировать на этом рынке. Поэтому я считаю, что наш российский бизнес, наш ответственный российский бизнес должен принять участие в создании соответствующих национальных стандартов. Это крайне необходимо. Затраты предприятий на стандартизацию, на эти работы вполне могли бы учитываться в затратах на производство товаров и услуг. Об этом нужно подумать и принять необходимые финансовые акты. В конце концов, стандартизация должна вести к снижению издержек, и в этом есть прямая выгода для наших предпринимателей. Ещё одна тема, которую мы сегодня обсуждали в ходе посещения металлургического комбината, - мы говорили не только о стандартах технического регулирования, но и о стандартах безопасности. Ведь стандартами технического регулирования под нажимом жизненных обстоятельств и под нажимом с самого верхнего уровня, что называется, мы начали заниматься. А вот стандарты безопасности - это отдельная большая тема (стандарты безопасности производства, охраны труда), мы по-настоящему сейчас ею не занимаемся, и, насколько я понимаю, у нас отсутствует полноценная нормативная база. То есть она разрозненная, она противоречивая, нет базового документа, вокруг которого бы происходила консолидация нормативного материала. Надо этим заняться, заняться точно так же, как мы сейчас занимаемся вопросами технического регулирования: нужно определить профильное ведомство, которое будет эти вопросы вести. Я не знаю, будет ли это Министерство промышленности и торговли или какой-то другой орган. Я думаю, что Правительство должно определиться, кому это поручить, и нужно провести инвентаризацию нормативного материала, что происходило в последние годы. Потому что мы сегодня, когда беседовали с коллегами, вышли на то, что, если в области технического регулирования у нас сейчас хотя бы понятен механизм, как мы будем действовать, в этой сфере вообще непонятно, что будет происходить. Здесь разрыва быть не должно, это две стороны одной медали. И, собственно говоря, если мы вытащим одну часть, связанную с техническим регулированием, но не сможем принять решение по второй части, у нас точно так же будут блокироваться вопросы развития экономики, развития конкретных производств и бизнеса. Ряд наших компаний сегодня разрабатывают собственные корпоративные технические условия, это нормальная практика, это можно приветствовать. Естественно, её нельзя использовать в противозаконных и монополистических целях. И здесь я тоже полагаю, что мы должны ориентироваться на ответственность бизнеса и на его эффективную самоорганизацию. Можно было бы подумать и о создании соответствующих общественных структур, которые бы в режиме саморегуляции этим занимались и следили бы за этим. Несоблюдение требований технических регламентов, как и недостоверное декларирование соответствия продукции, является нарушением закона, об этом забывать не следует. Ещё одна проблема: в существующей системе техрегулирования разработку стандартов осуществляют технические комитеты. Но нам необходимо, чтобы в их работе участвовали не только производители, не только бизнес, о котором я только что сказал, но и потребители. Ведь при оформлении стандартов должны учитываться интересы обеих сторон, и мы не должны разрушать баланс в этом смысле. Следующая тема. Нам необходимо навести порядок в области аккредитации. Отсутствие единых правил при самой аккредитации, единых требований, о чём я уже говорил, к качеству и безопасности товара мешает формированию свободного рынка сертификационных услуг, ну и, конечно, развитию конкуренции. Сегодня большинство сертификационных центров - это в основном фиктивные конторы, конторы, которые имеют договоры на обслуживание с испытательными лабораториями, а эти лаборатории либо не существуют, либо их технологическая база не обновлялась с советского периода. Зачастую аккредитацией и надзором занимаются одни и те же люди, которые сидят в одних и тех же стенах. Это просто нарушение законодательства. Последнее. В качестве такого тренда или вектора развития на ближайшее время я хотел бы назвать необходимость гармонизации законодательства, норм и правил в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также действия, которые направлены на эффективную поддержку экспорта отечественных товаров. В общем, несмотря на то, что мы раскачали этот вопрос, я благодарен всем, кстати, кто здесь присутствует, кто принимал в этом участие, кто быстро подготовил и продвинул через Федеральное Собрание нашего государства изменения к закону, но сейчас задача в другом - в том, чтобы в соответствии с этим законом начать реализацию заложенных в нём облегчённых процедур и быстро подготовить необходимое количество регламентов и навести порядок в области соответствующего законодательства по стандартам безопасности.
Справка Государственно-правового управления к Федеральному закону По материалам Комитета РСПП по техническому
регулированию, стандартизации и оценке соответствия Обзор подготовлен специалистами консорциума "Кодекс" с использованием информационно-правовых систем "Кодекс". |
В избранное | ||