Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интернет-магазин Центра нормативно-технической документации "Техэксперт"!




Интернет-магазин Центра нормативно-технической документации "Техэксперт"!

Интернет-магазин Центра НТД "Техэксперт" www.shop.cntd.ru предлагает: международные и зарубежные стандарты - на языке оригинала и в переводе, а также официальные печатные издания стандартов России и уникальные авторские документы организаций разработчиков Газпроектa, ЦНИИМФ, ЦКБА.

| Кодексы РФ| Правовой журнал "Kodeks-Info" | Бюллетень "Загляни в Кодекс"


Тексты этих и других документов можно получить на Информационно-правовом сервере 'Кодекс' (www.kodeks.ru)

Россию ждут нестандартные катастрофы
2010-01-20 12:49

Россию ждут нестандартные катастрофы

 

В 2010 году Россия ликвидирует многочисленные советские ГОСТы. Однако из 700 необходимых техрегламентов в различных сферах пока приняты только 11. Президент России предложил заменить старые стандарты современными зарубежными. Эксперты утверждают, что в этом случае Россию ждет череда техногенных катастроф.

Согласно закону «О техническом регулировании», Россия должна будет распрощаться с многочисленными ГОСТами, оставшимися с советских времен. Произойдет это 1 июля 2010 года, хотя изначально государственные стандарты СССР действовали лишь до 2002 года. Их действие продлили на семь лет -- за это время у страны должны были появиться новые, современные технические регламенты. Однако за семь лет Госдума сумела одобрить только одиннадцать технических регламентов из необходимых семисот.

Западный стандарт

Разочарованный низкими темпами реформ президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в закон «О техническом регулировании». Законопроект направлен на ускоренное обновление нормативно-технической базы, устанавливающей обязательные требования к продукции и процессам.

В соответствии с законопроектом правительство наделяется полномочиями по введению на альтернативной основе требований технических регламентов стран таможенного союза, норм и правил Европейского союза в тех сферах технического регулирования, где в установленные сроки не были приняты технические регламенты.

Кроме того, реформа направлена не только на обеспечение безопасности и повышение качества продукции, но и на кардинальное сокращение административного давления на экономику и сокращение барьеров в торговле и бизнесе.

«Запорожец» в модификации «мерседеса»

Однако эксперты уверяют, что благие намерения правительства ведут страну в ошибочном направлении. Они не только сомневаются в эффективности и жизнеспособности президентских инициатив, но и предрекают чреду техногенных катастроф.

«Введение закона о техническом регламенте -- это беда, -- заявил Infox.ru Булат Нигматулин, первый заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий, бывший заместитель министра атомной энергетики. -- Это классический большевизм: разрушить все старое, а взамен оставить пустоту. Нет единого стандарта, нет закона, соответственно, нет и ответственности, и виноватых. В этой ситуации многократно возрастает риск новых Чернобылей и Саяно-Шушенских ГЭС».

В открытом письме президенту Дмитрию Медведеву бывшие руководители Госстандарта СССР и России написали, что, вопреки заявленным целям, направленным на улучшение ситуации в экономике, техрегламенты, наоборот, становятся губительными и опасными.

«Большинство проанализированных специалистами проектов технических регламентов устанавливает чрезмерно детализированные требования к продукции и процессам производства вплоть до организации и технологии производственных процессов, при этом они во многом основываются на устаревших ведомственных нормативах и инструкциях. По сути, такие регламенты превращаются в огромные производственные инструкции, которые будут сковывать инициативу производителей и разработку прогрессивных способов обеспечения безопасности», -- говорится в открытом письме.

«В ходе реформы технического регулирования обновление действующих норм и правил было заморожено под предлогом разработки технических регламентов, -- пояснил Infox.ru заведующий лабораторией количественной оценки риска ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность» Александр Гражданкин. -- В итоге старые нормы не действуют, а новых нет. Характерный пример -- Саяно-Шушенская ГЭС. Вместо того чтобы эксплуатировать станцию в соответствии с ее возрастом и техническими особенностями, турбины работали на полную мощь, ведь для бизнеса главное -- получение прибыли, а не безопасность. Безопасный труд дорог и в абсолютно свободном рынке как товар неконкурентоспособен. Нужно адаптировать старые ГОСТы с учетом износа оборудования, а не требовать от «Запорожца», чтобы он ездил, как «мерседес».

Уже вступившим в силу техрегламентам (на молоко и молочную продукцию, о требованиях к автомобилям и топливу, по пожарной безопасности) сразу после их принятия потребовалась существенная доработка. После пожара в пермском ночном клубе «Хромая лошадь» премьер-министр Владимир Путин выразил неудовольствие тем, как пожарные инспекторы следили за соблюдением норм пожарной безопасности. Между тем, согласно вступившему в силу регламенту по пожарной безопасности, плановые проверки пожарной инспекции могут проводиться не чаще одного раза в три года. А для проведения внеплановой проверки требуется санкция прокурора.

По оценкам экспертов, на разработку техрегламетов тратится до 6 млрд руб. в год. Выделяя ежегодно хотя бы четверть этой суммы на стандартизацию, можно было полностью обновить необходимый для экономики России фонд стандартов и привести их в соответствие с международными требованиями.

«Поправки, внесенные президентом, внесут еще больший хаос в ситуацию, так как исчезает такой контрольный этап, как аппарат правительства, где худо-бедно, но смотрели за содержанием, -- заявил Infox.ru кандидат технических наук, главный редактор газеты «Промышленные ведомости» Моисей Гельман. -- Техрегламенты будут приниматься общественными советами, а в эти советы входят люди, писавшие проекты техрегламентов. Раньше эти регламенты не проходили через аппарат правительства ввиду их технической безграмотности и ангажированности интересов отдельных заказчиков, а теперь они будут спокойно приниматься».

Смерть по нормам сертификации

Еще один пример новой политики в области стандартов -- это история с креслами взорванного «Невского экспресса». В ноябре этого года в результате теракта сошли с рельсов три вагона «Невского экспресса». Погибли 27 человек, свыше 90 получили увечья. По свидетельству оставшихся в живых пассажиров, сорвавшиеся с мест кресла летали по вагонам, травмируя людей. В РЖД заявили, что вагоны «Невского экспресса» были сертифицированы в 2006 году и «полностью соответствовали нормам безопасности».

Между тем еще в августе 2007 года вместе с электровозом сошли с рельсов все двенадцать вагонов «Невского экспресса». Тогда никто не погиб, но 60 человек пострадали. Как выяснилось, в это время «Невский экспресс» был оборудован отечественными креслами авиационного типа, которые, согласно требованиям ГОСТов, могли выдерживать четырехкратную перегрузку. Но затем вагоны стали оснащать креслами немецкой фирмы, качество которых было подтверждено сертификатом соответствия, выданным государственным учреждением «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте».

С юридической точки зрения к железнодорожникам не может быть никаких претензий, ведь ГОСТы, согласно Федеральному закону «О техническом регулировании», стали необязательными. В этом же законе написано, что стандартизация осуществляется в соответствии с принципом добровольного применения стандартов. Тем не менее после трагедии РЖД решило заменить оборудование в экспрессе.

«Европейские стандарты -- понятие очень расплывчатое, там есть стандарты государственные и стандарты предприятий, -- утверждает Моисей Гельман. -- В Евросоюзе нет госстандартов, потому что ЕС -- это не государство, а сообщество. Чьи стандарты мы будем принимать? Европейские директивы -- это не законы, а всего лишь предложения о намерениях».

Шанс для энергетиков

Члены парламентской комиссии по расследованию причин катастрофы на СШГЭС попросили правительство и депутатов продлить еще на два года действие старых советских ГОСТов.

«Основное отличие техрегламентов от советских стандартов заключается в том, что они предъявляют требования только к безопасности и качеству продукции, -- объяснил это решение Infox.ru член Совета федерации Валентин Межевич. -- Электроэнергия -- это особый вид продукции, к которому всего два требования: напряжение и соответствующая частота. Нам необходимо время, чтобы посмотреть, какие национальные стандарты, а не технические регламенты, можно в дальнейшем использовать. Дайте нам два года, чтобы мы смогли разобраться и посмотреть, какие нормативные акты оставить, а какие нужно изменить или создать новые».

Учитывая масштабы и последствия аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, к мнению депутатов и экспертов, скорее всего, прислушаются и дадут им возможность создать качественный техрегламент в области энергетики.

Остальным же областям экономики, в которых не произошло столь масштабных техногенных катастроф, придется пользоваться недоработанными техрегламентами и исправлять их по ситуации.

 

По материалам Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия

 

 

Шувалов назначен главой новой комиссии по экономике
2010-01-20 12:52

Шувалов назначен главой новой комиссии по экономике

 

Игорь Шувалов утвержден председателем объединенной правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, его единственным заместителем стал вице-премьер Виктор Зубков.

Премьер-министр Владимир Путин утвердил первого вице-премьера Игоря Шувалова председателем объединенной правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, сообщает РИА «Новости».

Единственным заместителем Шувалова в этой комиссии, которая аккумулировала в себе функции шести прежних правительственных координационно-совещательных органов, стал другой первый вице-премьер Виктор Зубков.

Зубков, курирующий в правительстве сельское хозяйство и возглавляющий совет директоров «Газпрома», одновременно утвержден руководителем подкомисии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле.

Ранее Шувалов сообщил, что покидает пост председателя совета при президенте России по финансовому рынку и сосредоточится на общих вопросах экономического развития, для чего в правительстве создается новая правительственная комиссия с широким спектром функций.

Новая комиссия объединит функции шести существовавших ранее комиссий и займется вопросами устойчивости и развития экономики, экономической интеграции, вступлением в ВТО и ОЭСР, техническим регулированием, защитой интеллектуальной собственности и таможенно-тарифным регулированием.

Полномочия совета по финансовым рынкам также будут расширены. В его компетенцию войдут вопросы денежно-кредитной политики.

 

По материалам Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия

 

 

Уточнены некоторые положения технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ".
2010-01-20 12:56

Уточнены некоторые положения технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ".

 

С 1 января 2010 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 26 ноября 2009 года № 956 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 года № 609". Об этом сообщили ИА «INFOLine» (www.ADVIS.ru).

Уточнены некоторые положения технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ".

Конкретизирован перечень объектов технического регулирования. Это автомобильная техника и двигатели внутреннего сгорания, предназначенные для установки на автомобильной технике. Предусмотрены экологические классы для двигателей внутреннего сгорания и технические требования.

Запрещается выпуск в обращение автомобильной техники (оформление и выдача паспорта транспортного средства (ПТС)) и двигателей внутреннего сгорания, имеющих экологический класс ниже действующего, после даты вступления в силу требований следующего экологического класса, установленного пунктом 14 настоящего регламента (экологический класс 4 - с 1 января 2010 года).

Запрет не распространяется на транспортные средства, имеющие сертификаты соответствия, и одобрения типа транспортного средства, соответствующие экологическому классу на дату выдачи ПТС.

Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2009 года № 956 установлено:

- срок действия сертификатов не должен превышать 4 лет (ранее он еще ограничивался сроком вступления в силу требований к следующему экологическому классу);
- максимальный срок действия одобрения типа транспортного средства не превышает 3 лет;
- до 31 декабря 2011 года продлевается срок действия одобрений и сертификатов соответствия в отношении объектов экологического класса 3 со сроком окончания действия 31 декабря 2009 года;
- до 31 декабря 2014 года продлевается срок действия одобрений и сертификатов соответствия в отношении объектов экологического класса 4, выданных до 31 декабря 2013 года.

Указанным Постановлением Правительства РФ предусмотрено производить оформление ПТС на автомобильную технику при документальном подтверждении ее соответствия требованиям к экологическому классу, действующим на момент оформления паспорта, или требованиям к более высокому экологическому классу в соответствии с требованиями технического регламента.

Указанным Постановлением Правительства РФ предусмотрено, что ПТС выдается независимо от экологического класса на:

а) автомобильную технику категории "M", с даты выпуска которой прошло 30 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии - рамой, сохраненными или отреставрированными до оригинального состояния;
б) автомобильную технику, ввозимую на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
в) автомобильную технику, ввозимую на территорию Российской Федерации физическими лицами, постоянно проживающими в Российской Федерации, приобретенную ими до вступления в силу настоящего регламента;
г) автомобильную технику, принадлежащую физическим лицам, ранее зарегистрированную в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

 

По материалам Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия

 

 

Путин определил функции объединенной правкомиссии Шувалова
2010-01-20 12:59

Путин определил функции объединенной правкомиссии Шувалова

 

Премьер-министр Владимир Путин определил полномочия новой правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции во главе со своим первым заместителем Игорем Шуваловым.

Круг полномочий комиссии Шувалова, которая аккумулировала в себе функции целого ряда ранее существовавших правительственных координационно-совещательных органов, определен постановлением кабинета министров от 30 декабря.

Правительственные комиссии по техническому регулированию и вопросам экономической интеграции, противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, по вопросам ВТО и ОЭСР, а также по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике премьер упразднил: этими направлениями теперь будут заниматься подкомиссии в комиссии Шувалова.

Как следует из документа, состав подкомиссий будет утверждаться правительством РФ. Кроме этого в рамках комиссии и подкомиссий по решению их руководителей могут создаваться рабочие группы и экспертные комиссии.

Решения комиссии Шувалова обязательны для исполнения всеми властными структурами, гласит постановление. "Руководители органов исполнительной власти несут персональную ответственность за выполнение решений комиссии", - говорится в документе.

Как сообщал ранее Шувалов, руководители подкомиссий будут назначены в январе. В частности, предполагается, что подкомиссию по таможенно-тарифному регулированию возглавит первый вице-премьер Виктор Зубков, который и прежде вел это направление. По словам Шувалова, "базовым" министерством для работы его комиссии будет Минэкономразвития, которое разрабатывает большинство проектов нормативных правовых актов в экономической сфере.

Пять сверхзадач

В числе главных направлений деятельности комиссии Шувалова - обеспечение устойчивого развития экономики и отдельных отраслей финансового и реального сектора, защита внутреннего рынка, обеспечение экономической интеграции и сотрудничества со странами СНГ, Европейским союзом, АТЭС, Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии и странами-членами Организации Исламская конференция.

Задачами комиссии является также обеспечение полноправного членства РФ в ВТО и ОЭСР, выработка единой стратегии взаимодействия с этими организациями, а также осуществление госполитики в сфере технического регулирования и в области защиты прав интеллектуальной собственности.

В части обеспечения устойчивого развития экономики на комиссию Шувалова возлагается "предотвращение возможных кризисных ситуаций на отраслевых и региональных рынках труда и устранение их последствий", а также повышение сбалансированности и эффективности госинвестиций и инвестпрограмм естественных монополий и компаний с госучастием.

В сфере регулирования внешней торговли комиссия будет готовить предложения по применению защитных мер, в том числе ответного характера, устанавливать и менять ставки таможенных пошлин, вносить изменения в товарные номенклатуры и вырабатывать позицию России по вопросам тарифной политики и нетарифного регулирования, отнесенным к компетенции Таможенного союза.

Комиссия Шувалова получила также полномочия по одобрению директив для постоянных представителей РФ при органах СНГ и иных интеграционных объединений в рамках содружества, а также в органах сотрудничества с Евросоюзом.

 

По материалам Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия

 

 

Суд разведет пиво со спиртом
2010-01-20 13:01

Суд разведет пиво со спиртом

 

Пивовары намерены через суд доказать, что не добавляют спирт в пиво. Именно в этом обвинил их главный нарколог страны. Положить конец подобным конфликтам должен техрегламент на пиво, внесенный в Госдуму. После его принятия спирта в пиве не будет, но и качества не добавится.

Союз российских пивоваров подал в Арбитражный суд Москвы иск против главного нарколога Министерства здравоохранения и социального развития РФ Евгения Брюна. Основное требование искового заявления - обязать ответчика опровергнуть сделанные ранее им заявления и признать сведения, содержащиеся в них, не соответствующими действительности.

В декабрьском интервью Брюн сообщил, что «классические технологии производства пива в России нарушаются», и хотя «пива в стране производится много, но пить его нельзя». «Есть 16-18 градусные сорта пива, в которые добавляют этиловый спирт», - пояснил он. Более того,

«практически везде идет добавление спирта, так как везде идет ускоренная технология пивоварения», добавил Брюн.

В Союзе российских пивоваров считают, что эти высказывания «вводят в заблуждение потребителей и все общество и подталкивают власти к ошибочным регулятивным мерам, способным негативно повлиять на попытку решения проблем пьянства в стране».

По мнению пивоваров, Брюн злоупотребил своим административным статусом, позволив себе высказывания, которые «продолжают демонизацию пива, перекладывают на пивоваренную отрасль ответственность за социальные проблемы, отвлекают внимание от реальных причин пьянства - низкого уровня жизни, коррупции, доступности нелегального алкоголя».

В Министерстве здравоохранения и социального развития иск не комментируют. А юристы говорят, что

для восстановления репутации пивоварам нужно будет представить доказательства, что пиво не производят с добавлением спирта.

У нарколога были обоснования для своих заявлений, полагает партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. Максимум, чего смогут добиться пивовары, - это того, что «будет сформирован перечень производителей, которые не используют в технологии производства пива этиловый спирт», говорит он.

Урегулировать подобные конфликты призван технический регламент на пиво, очередная редакция которого недавно была направлена в Госдуму. ГОСТы и технические условия, которыми на данный момент регулируется процесс приготовления пива, устарели, говорит представитель компании ОАО «Сан ИнБев» (Россия) Илья Лысенко. Большинство из них были приняты еще в советское время.

Текст нового регламента называет пиво «пенистым напитком из пивоваренного солода, хмеля и (или) продуктов, полученных в результате переработки пивоваренного хмеля (хмелепродуктов), питьевой воды, с применением или без применения зерна злаковых культур и продуктов их переработки (зернопродуктов) и (или) сахаросодержащих продуктов, полученный в результате брожения пивного сусла и содержащий образовавшийся в процессе этого брожения этиловый спирт». Специально в этом регламенте указано, что пиво готовится без добавления этилового спирта. Он «сведет на нет попытки предлагать под видом пива различные алкогольные смеси, содержащие не всегда полезные химические добавки», утверждает Лысенко.

«Техрегламент должен окончательно разрушить широко тиражируемые мифы о том, что в процессе производства в пиво добавляется спирт и потому на выходе мы якобы получаем «ерш», - надеется пивовар.

Однако аналитики опасаются, что техрегламент может привести к ухудшению качества пива. Дело в том, что в новом техрегламенте есть определение «специального пива». В нем солод может быть заменен зернопродуктами, что позволит пивоварам снизить себестоимость продукции. Кроме того, такое пиво может быть приготовлено с применением сахаросодержащих продуктов, плодово-ягодного и растительного сырья, а также вкусоароматических добавок.

«Пиво должно производиться из натурального солода, иначе это суррогат и называть его пивом нельзя,

- считает юрист, руководитель общества по защите прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. - Пиво потребитель ассоциирует с натуральным солодом, а не его заменителями». Юрист боится, что пивовары, как это уже сделали производители молока, обойдут тонкости техрегламента, и многие потребители будут пить пивной напиток, не подозревая об этом.

 

По материалам Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия

 

 

У высокоскоростного движения появится нормативная база
2010-01-20 13:07

У высокоскоростного движения появится нормативная база

 

Разработан проект о высокоскоростном железнодорожном сообщении в России

Министерство транспорта передало в правительство проекты указов президента и постановление правительства «О высокоскоростном движении». Документы, разработанные по инициативе ОАО «РЖД» и при активном участии специалистов компании, в случае их принятия создадут нормативную базу по организации в стране железнодорожного сообщения со скоростью свыше 200 км/ч.

В России сейчас не существует никаких законодательных норм, которые бы регулировали использование на железных дорогах скоростей свыше 200 км/ч. «Указ президента вводит само понятие «высокоскоростное движение», что  позволит развивать пассажирское сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом и между Санкт-Петербургом и Хельсинки», - сообщил «Гудку» первый заместитель начальника департамента технической политики ОАО «РЖД» Владимир Андреев. Специалисты компании принимали участие в разработке проектов указа и постановления правительства.

По словам исполняющего обязанности руководителя департамента государственной политики на железнодорожном транспорте Минтранса Андрея Емельянова, проект указа президента и постановление правительства находятся «в высокой степени готовности».

Как пояснил Андрей Емельянов, готовящиеся документы не только должны ввести понятие нового вида движения. В проекте указа даются конкретные поручения профильным ведомствам по развитию высокоскоростного движения в стране. В первую очередь речь идёт о принятии технического регламента «О высокоскоростном движении», который уже разработан силами ОАО «РЖД» и сейчас находится на рассмотрении в правительстве. Правительству поручается подготовить план мероприятий по подготовке соответствующей законодательной базы, которая должна отрегулировать организацию высокоскоростного движения на федеральном и региональном уровнях. Ещё один важный аспект, который будет урегулирован в нормативно-правовой базе, - отношения с инвесторами, участвующими в проектах  высокоскоростного движения.

Документы предусматривают возможность финансовой поддержки организации высокоскоростного движения со стороны государства. Особенно если это касается строительства новых железнодорожных линий. Предполагается, что деньги на реализацию подобных проектов смогут закладываться прямо в бюджете и выделяться напрямую. 

«Государство должно помочь РЖД в первую очередь с резервированием земельных участков под строительство путей и с финансированием, поскольку без господдержки такие проекты не реализуются нигде в мире», - говорит начальник  отдела  перспективного развития  железнодорожного транспорта Гипротранстэи ОАО «РЖД» Юрий Федоров.

Развитие высокоскоростного движения предполагает импорт в страну новых инновационных технологий и оборудования. В этой связи в указе, вероятно, будет заложена норма, которая освободит от таможенной пошлины оборудование и материалы, которые необходимы для развития высокоскоростного движения в России. При ввозе поездов «Сапсан» такая мера применялась временно.

Курировать развитие высокоскоростного движения будет специально созданная рабочая группа под эгидой Министерства экономического развития. В неё войдут представители профильных ведомств.

Андрей Емельянов утверждает, что принятие документов позволит развернуть полномасштабную  деятельность по созданию системы высокоскоростного движения в России уже в этом году.

ОАО «РЖД» уже занимается проектированием высокоскоростной железнодорожной трассы Москва - Санкт-Петербург. Как полагает Юрий Федоров, для развития движения с высокими скоростями перспективны также такие направления, как Москва - Адлер, Москва - Красное с дальнейшим выходом на Варшаву и Берлин, а также направления на Нижний Новгород и Екатеринбург.

 

По материалам Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия

 

Обзор подготовлен специалистами консорциума "Кодекс" с использованием информационно-правовых систем "Кодекс".

В избранное