Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 13


13 апреля 2012 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Алексей Канашук рассказал о путях преодоления кризиса в российском нефтесервисе

«Пути формирования цивилизованного рынка нефтегазового оборудования и нефтесервисных услуг». Круглый стол под таким названием пройдет в Тюмени 17 апреля. Представители поставщиков промышленной продукции, геофизических, буровых компаний, фирм по ремонту скважин обсудят пути формирования цивилизованного рынка подрядных работ в нефтегазовом комплексе. На круглом столе примет участие и выступит с докладом заместитель генерального директора по маркетингу ЗАО «Сибирская сервисная компания» Алексей Канашук.

Комментируя тему Круглого стола в Тюмени, Алексей Канашук отметил: "Последние двадцать лет российские буровые компании использовали в основном буровые установки, выпущенные в советский период. Даже самые крупные компании, которые обновлялись и приобретали оборудование, на сегодняшний день имеют в своем парке более 50 % таких установок. Последний массовый выпуск отечественных буровых установок прошел в период 1987-1990 годы. Учитывая, что максимально разрешенный срок эксплуатации установки с учетом всех продлений – 25 лет, то в период 2012-2015 годов предстоит массовое списание буровых установок имеющихся на балансе компаний. В зависимости от сделанных за эти годы инвестиций, под списание должно попасть от 50 до 100 процентов парка.
Работая на полностью списанном оборудовании и не закладывая в стоимость инвестиционную составляющую для обновления оборудования, небольшие компании в краткосрочном периоде могут получать прибыль при низком уровне цен и после списания буровых установок выйти из данного бизнеса. При этом задается «рыночный» уровень цены, ориентируясь на который и крупные сервисные компании вынуждены исключать из стоимости инвестиционную составляющую, которая позволила бы производить регулярное обновление бурового оборудования. В данной ситуации рискуют как российские сервисные компании и производители оборудования, так и недропользователи".

По его словам, на это есть ряд причин. Первое - сервисные компании, не имея источника для обновления, не смогут активно приобретать в период 2012-2015 годах оборудование у российских производителей. Во-вторых, массовое приобретение и модернизация буровых установок в данный период будет невозможно из-за неготовности российских производителей выпустить их в таком объеме, либо модернизировать необходимое количество буровых установок. Существует вероятность, что большой объем заказов уйдет китайским производителям. Третья причина, начиная с 2012 года, произойдет резкий рост себестоимости услуг российских сервисных компаний, т.к. большое количество нового оборудования в разы увеличит имущественные платежи. В отличие от западных компаний, где замена парка оборудования происходит равномерно и имущественные платежи всегда примерно на одном уровне, что создает для данных компаний дополнительные конкурентные преимущества.

По мнению Алексей Канашука, во многом сложившаяся ситуация обусловлена проблемой предусмотренных договорами больших сроков оплаты выполненных работ. В настоящее время различные заказчики в свои стандартные договоры ставят сроки оплаты от 60 до 120 дней после подписания актов о выполненных работах. Срок более 60 дней не позволяет вовремя платить налоги, заработную плату и оплачивать услуги субподрядчиков, у которых также возникают проблемы с налогами и заработной платой. Привлекать кредит на пополнение оборотных средств дело долгое и дорогое, т.к. банки сервисным компаниям дают его неохотно. При этом существует ряд условий по показателям прибыли, оборачиваемости и уровню подтвержденных объемов, не говоря уже под какой высокий процент даются у нас кредиты. Западные сервисные компании, имеющие доступ к дешевым финансовым ресурсам, более охотно идут на длительные сроки оплаты, что создает им дополнительные конкурентные преимущества. При этом в действующих договорах не предусмотрен лимит ответственности сервисного подрядчика, хотя выполнение нефтесервисных услуг является высоко рискованным и сложным технологически. У крупных западных сервисных компаний в договорах предусмотрен лимит ответственности (на уровне рентабельности). С российскими подрядчиками компании-недропользователи заключают договоры на условиях полной ответственности и в случае крупного технического или технологического инцидента выставленные штрафные санкции и претензии могут привести к банкротству сервисной компании.

«В связи с этим предлагается разработать ряд условий, которые должны обязательно содержаться в типовом договоре на оказание сервисных услуг. Первое условие: лимит ответственности бурового подрядчика не может превышать 10-15% от общей стоимости работ. Второе условие: сроки оплаты за выполненные работы не должны превышать 30 дней», - сказал Алексей Канашук.

Помимо выше указанных мер, необходимо создать условия для развития российских нефтесервисных компаний. В частности, нужно ужесточить процедуры квалификации сервисных подрядчиков, чтобы отсечь компании, работающие на списанном оборудовании с привлечением неквалифицированного персонала. Необходимо перейти на долгосрочные договоры с квалифицированными компаниями. Также следует ввести в стоимость услуг инвестиционную составляющую. Как вариант - согласовать минимальную базовую суточную ставку работы буровой установки, включающую в себя имущественные платежи по оборудованию, которые позволят через семь лет обновить его, и заработную плату высококвалифицированного персонала, исходя из среднего уровня, сложившегося в отрасли по данному региону. Предусмотреть для данной ставки региональные коэффициенты и ежегодно ее индексировать.
 

Агентство нефтегазовой информации



Выскажите свое мнение


В избранное