Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 31 августа 2009 г.


31 августа 2009 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Nord Stream AG и Shtokman Development AG - что получит российское машиностроение?

Реализация Штокмановского проекта вызывает все большую обеспокоенность у российских машиностроителей. Связано это с тем, что в рамках разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения предстоит использование значительных объемов оборудования и спецтехники, а нормы участия российских поставщиков по настоящее время не установлены.

Для реализации Штокмановского проекта потребуется 700 большегрузных самосвалов, а это 20% от мирового грузового автопарка. Будет приобретено два крана грузоподьемностью 1250 тонн, три крана грузоподьемностью 800 тонн и 70 кранов грузоподьемностью менее 400 тонн, 120 грузовых автомобилей, 20 бульдозеров, 40 экскаваторов, 200 автомашин, 240 автобусов. Пока не очень понятно какая часть из этого огромного объема достанется российскому автомобилестроению. 

По мнению экспертов, Shtokman Development AG пойдет по пути передачи генеральных подрядов нескольким строительным компаниям. В числе таких компаний называют Глобалстрой-Инжиниринг, Инжтрансстрой, Стройгазконсалтинг, Трансстрой, Стройтрансгаз, Коксохиммонтаж. Никаких обязательств, четких норм по приобретению продукции российской промышленности генподрядчик не имеет. Разговоры о том, что Shtokman Development AG будет контролировать долю российской промышленности не выдерживают никакой критики - эта доля нигде не регламентирована, поэтому предстоит безконтрольный ввоз машиностроительной продукции по импорту. При этом уже начинают вестись разговоры о получении льготного режима налогообложения при ввозе импортной техники.

Машиностроители хорошо помнят ситуацию с газопроводом "Северный поток" через акваторию Балтийского моря. В декабре 2008 года ООО "Газпром комплектация" подписала с Rolls-Royce (Великобритания) крупный контракт на поставку  шести газоперекачивающих установок мощностью 50 МВт и двух мощностью 27 МВт.  В марте 2009 года ООО "Газпром комплектация" подписывает с Siirtec Nigi (Италия) другой крупный контракт на  проектирование и строительство установки по подготовке газа к транспорту.  

Привязка таких крупных проектов к иностранной технике неизбежно приводит к технологической зависимости российского ТЭК. Стратегический проект садится на "иглу" и в дальнейшем приходится все запасные части ввозить из-за рубежа, платить иностранцам за техническое обслуживание, привлекать зарубежных  специалистов. Компании-оператору при нынешней ситуации, когда нет никаких ограничений,  проще все купить в Великобритании, чем возиться с российскими заводами. Но так можно дойти до абсурда и начать покупать у британской BAE Systems танки Challenger. При желании можно обосновать, что танки "Уралвагонзавода" чем-то  хуже, поэтому надо их ввозить по импорту. Закупка газоперекачивающих агрегатов - не менее значимый вопрос. Если завтра  Rolls-Royce или Siirtec Nigi  откажутся осуществлять поставки или монопольно взвинтят цены, то реализация стратегического проекта окажется под угрозой.

В  условиях кризиса, когда научно-технический и производственный потенциал российского машиностроения простаивает, отдавать такие крупные подряды иностранцам надо только в виде исключения. Сейчас в крупных проектах это носит системный характер, что не оставляет перспективы отечественным маностроителям. Под аккомпанемент разговоров о том, что "проекты подтянут уровень российского машиностроения", ведутся масштабные закупки зарубежной техники. В проекте "Северный поток" это уже произошло, а в Штокмановском проекте может произойти. Основная причина такой ситуации - нежелание фиксировать долю российских подрядчиков в проектах.

Справка 

Nord Stream AG (г.Цуг, Швейцария) создана в декабре 2005 года для строительства магистрального газопровода Nord Stream. ОАО "Газпром" владеет 51%, немецкие  Wintershall Holding AG и E.ON Ruhrgas AG имеют по 20%, a голландская N.V. Nederlandse Gasunie - 9%. 

Shtokman Development AG (г.Цуг, Швейцария) создана в феврале 2008 года для разработки первой фазы Штокмановского газоконденсатного месторождения. ОАО "Газпром" владеет 51%, французская Total владеет 25%,  а норвежская StatoilHydro - 24%.

 



Выскажите свое мнение


В избранное