Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 25 августа 2009 г.


25 августа 2009 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Евгений Велихов: у России нет другого пути, кроме как поднять свое морское нефтегазовое машиностроение

Секретарm Общественной палаты Российской Федерации, Президент Российского научного
центра Курчатовский институт Е.П.Велихов, приветствуя участников международной конференции и выставки
RAO/CIS Offshore . 2009, в частности, отметил: "Тридцать лет назад во ВНИИГАЗе мне рассказали об идее освоения Арктического шельфа и
вовлекли меня в это великое дело. Тогда была как бы первая атака на проблемы шельфа. Было многое
сделано, в частности, организациями, которые были созданы для морской разведки в Арктике. Был
подтвержден научный прогноз нашего великого соотечественника Игоря Сергеевича Грамберга о том,
что шельф Северного Ледовитого океана . крупнейшая нефтегазоносная провинция на Земле. К
сожалению, эта первая волна где-то в течение 10 лет выдохлась.
Вторая волна началась в девяностые годы. Я тогда вместе с Газпромом, Севмашем и другими
предприятиями атомного подводного кораблестроения оказался в Росшельфе. Это были интересные
годы. Были выпущены указы Президента, созданы соответствующие Программы, началось
отечественное производство оборудования для арктического шельфа. Но эта волна тоже замедлилась.
Я надеюсь, что развивающаяся сегодня новая, третья волна интереса к освоению нефтегазовых
ресурсов российского шельфа, будет иметь уже неостановимый характер. Потому что нам явно не
хватит т.н. легких месторождений углеводородов, чтобы удовлетворять в дальнейшем и внутренний
спрос, и наши обязательства по сотрудничеству с Европой и с Азией по газу.
На первой волне все было ясно . был Советский Союз с мощной промышленностью. Вторую
волну мы начинали в начале периода хаоса, но в то время наше машиностроение было еще в более
менее живом состоянии. Сегодня, начиная третью волну, нам надо в значительной степени
поднимать, организовывать само машиностроение, потому что, к сожалению, даже неожиданно, в
каком тяжелом состоянии оказались наши заводы, прежде всего Севмаш. И в то же время ясно, что у
России нет другого пути, кроме как поднять свое морское нефтегазовое машиностроение.
С освоением скрытых под толщей вод мирового океана ресурсов человечество как бы
возвращается на свою прародину, к своим родовым корням и черпает в этом новые силы для развития.
Страны, успешно осваивающие шельф, превращаются на глазах в высокоразвитые индустриальные
державы. Норвегия и Бразилия являют тому убедительные примеры. Такой же путь предстоит пройти
России. И у нас есть все основания к успешному решению этой задачи. Норвежские, американские,
французские, немецкие, японские компании уже активно участвуют в подготовке и в освоении
российского шельфа. Но, думается, круг международных партнеров в России в этом деле может быть
расширен. Мне кажется, нам надо установить контакты с Энергетическим Северным Форумом,
который включает и Норвегию, и Россию, и Аляску. Я Аляску отделяю от Америки, потому что она
более дружественная нам, чем Америка. Эти северные страны и регионы имеют общие интересы и в
экономической и в социальной и в культурной сферах, поэтому я думаю, было бы хорошо
официальный контакт с ними иметь. На Аляске есть Институт Севера, которым руководит
легендарный первый губернатор Аляски Вальтер Хикель (Walter Hickel). Тут большие перспективы
могут быть.
Новые современные технологии должны быть в полной мере использованы в освоении шельфа.
Во-первых, быстрым темпом развиваются информационные технологии. Сегодня мы переходим
от компьютерного проектирования к предсказательному моделированию. Такие программы сейчас
готовятся Росатомом и другими ведомствами, военно-промышленной комиссией и Ростехнологиями. Я
думаю, что и наша морская нефтегазовая промышленность также должна эффективно использовать
современные информационные технологии.
Во-вторых, развиваются электромагнитные методы разведки на шельфе. Во время хаоса и потерь
наш крупнейший специалист профессор Жданов переехал в Соединенные Штаты, где возглавил
национальный центр по интерпретации и алгоритмам. И я думаю, у нас должны появиться работы,
касающиеся электромагнитных методов . они становятся важным на шельфе.
В-третьих, в последние годы имеет место новое развитие атомной энергетики. Мое убеждение,
что если мы хотим безопасно, экологически чисто, не внося серьезные возмущения разливами нефти,
осваивать Северный шельф, то неизбежно использование атомной энергии. С точки зрения экологии
представьте себе, что Курск был бы дизельной подводной лодкой . что бы мы сегодня имели в
Арктике?"


Выскажите свое мнение


В избранное