Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Технологии Прогнозов & Прогнозы Технологий


Информационный Канал Subscribe.Ru

   Технологии Прогнозов & Прогнозы Технологий

 выпуск 7

 

Технологии Прогнозов & Прогнозы Технологий


или

Тайны Технологий Точных Технических Прогнозов

 

 

Автор рассылки:
Varnava Leem


Адрес для писем:

solvers@yandex.ru

 

 

Рассылка о новинках в области прогнозирования развития технологий, о методах решениях технических (и не только) задач, о применении Законов  ТРИЗ для принятия правильных решений в выборе своего будущего…

 

 

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

 

 

Эта книга захватила меня как хороший детектив. «Дилемма Инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании.» - так назвал свою книгу профессор Гарвардской школы бизнеса Клейтен М.Кристенсен, в которой познакомил нас со своей теорией «подрывных технологий».

В своих очередных нескольких рассылках я хочу в краткой форме познакомить вас с этой интересной теорией и теми выводами, которые из нее следуют, а так же, проследить связь между открытиями Кристенсена, ТРИЗ и Прогнозами.

 

 

 

«подрывные технологии»

 

 

Десять лет профессор Гарвардской школы бизнеса Клейтон М. Кристенсен изучал причины, из-за которых крупнейшие компании, мировые лидеры в своей отрасли стремительно теряют свои доминирующие позиции, утрачивают свое первенство, когда на рынке появляются новые технологии. И речь не идет о компаниях с бюрократической структурой управления, в которых отсутствует нормальное планирование, или недостаточно новых компетентных людей в руководстве, или которых просто преследуют неудачи. Как раз наоборот, Клейтон Кристенсен изучал хорошо управляемые компании.

Он изучал деятельность сильных, зрелых компаний, возглавляющих списки самых всевозможных рейтингов и номинаций. Эти компании хорошо знали своих конкурентов, и были прекрасно осведомлены о новых разработках и технологиях. Они чутко реагировали на настроение своих потребителей, инвестировали в развитие новых технологий, добивались высоких темпов роста прибылей, и все-таки утратили свои главенствующие позиции на рынке. Вне зависимости от отраслевой принадлежности, в быстро или медленно развивающейся сфере бизнеса, в области производства товаров или услуг, всюду подобные события происходили по очень похожим сценариям.

Клейтону Кристенсену удалось обнаружить закономерности развития этих событий, и его многолетний труд увенчался весьма стройной теорией, в основу которой он положил понятие «подрывной технологии». Мы не будем здесь приводить полное изложение этой теории, для этого достаточно прочитать его книгу «Дилемма инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании». Остановимся лишь на основных положениях этой теории.

Согласно выводам Клейтона Кристенсена «подрывные» технологии зарождаются именно в хорошо управляемых компаниях, но сама практика «правильного» менеджмента, благодаря которой компании становятся лидерами в своей области, мешает им в дальнейшем разрабатывать эти технологии. Практика менеджмента таких компаний всегда направлена на то, что бы они:

- чутко реагировали на настроения потребителей;

- направляли ресурсы на разработки новых технологий, которые положительно оценивались потребителями;

- принимали решения исходя из критериев более высокой прибыльности;

- ориентировали свой сбыт на более крупные рынки, а не на мелкие.

Поэтому в таких компаниях перераспределение ресурсов всегда происходило в пользу «поддерживающих» технологий, а не «подрывных». Именно «поддерживающие» технологии всегда направлены на видимое улучшение существующих характеристик товаров.

Эти технологии дают больше прибыли в данный момент, они позволяют проникать в верхние сектора ранка, и они всегда выигрывают в борьбе за внутренние финансовые и человеческие ресурсы компании. И уж совсем наоборот выглядят «подрывные» технологии на своем начальном этапе.

Эти технологии не интересны основным потребителям рынка из-за своих «слабых» характеристик, низкого качества и высокой относительной стоимости. Естественно, крупные компании складывают такие технологии «на полку» в ожидании лучших для них времен. Но именно такие технологии интересны маленьким, начинающим компаниям, которые бросают все свои скудные ресурсы в доведение этих «подрывных» технологий до товарного вида.

И все меняется в тот момент, когда «подрывные» технологии находят своего покупателя. Покупателя, который готов мириться со всеми недостатками, низким качеством или надежностью, но которому требуются некоторые уникальные, новые свойства этого товара или технологии. Получив такого покупателя, новая технология начинает бурно развиваться, она получает новый приток ресурсов, стремительно увеличиваются объемы ее производства, и снижает стоимость. И наступает тот момент, когда новая технология во всей своей силе начинает оправдывать свое название – «подрывная». Происходит это тогда, когда стоимость новой технологии уравнивается с прежней технологией, а качественные характеристики «подрывной» технологии уже значительно превышают старую технологию, и имеют существенный видимый запас своего роста. Это «звездный час» подрывной технологии, и одновременно начало трудных времен для старой технологии, и тех компаний, которые уже не успеют вписаться в очередной крутой поворот рынка.

Клейтон Кристенсен приводит яркие примеры в своей книге, сошлемся и мы на некоторые из них.

 

 

[вверх]

 

 

 

Пример 1-й

 

 

Первые жесткие магнитные диски были разработаны фирмой IBM в середине пятидесятых годов. Свое лидерство в этой области фирме IBM и другим крупным компаниям удалось сохранить до середины 1970-х годов. В это время 14-дюймовые диски со сменными пакетами занимали почти весь рынок, и продавались компаниями - производителями мейнфреймов. Средняя емкость жестких дисков в расчете на одну машину в 1974 году была примерно 130 Мб, и потребность в ней увеличивалась на 15% ежегодно. Тогда как технологический возможности 14-дюймовых накопителей позволяли наращивать объем в среднем на 22% в год, и опережали потребности рынка.

В 1978-1980 годах несколько компаний-новичков предложили рынку 8-дюймовые диски, емкостью от 10 до 40 Мб. Производители мейнфреймов, которым в тот момент требовались накопители объемом 300-400 Мб, ни какой заинтересованности не проявили. Меньший вес и меньшие физические размеры не интересовали потребителей больших ЭВМ, а относительная цена хранения мегабайта емкости была существенно выше, чем у прежней технологии.

Однако новые накопители заинтересовали производителей миникомпьютеров. Компании Wang, DEC, Hewlett-Packard не занимались производством мейнфреймов, и их клиенты по достоинству оценили новинку, так как программное обеспечение миникомпьютеров отличалось от мейнфреймов, и  требовало гораздо меньшие объемы внешней памяти. Кроме того, цена устройств была ниже, а физические размеры позволяли встраивать их в корпус самого миникомпьютера.

Как только все производители миникомпьютеров перешли на использование 8-дюймовых накопителей, рынок этой новой технологии начал стремительно увеличиваться. Это привлекло дополнительные ресурсы, существенно снизило себестоимость устройства и ускорило дальнейшее развитие технологии. В результате этого прирост емкости 8-дюймовых дисков достиг более чем 40% в год, что значительно опередило потребности миникомпьютеров, и к середине 1980-х годов емкость достигла удовлетворительного уровня для нижнего сектора рынка мейнфреймов, а относительная стоимость хранения мегабайта оказалась ниже, чем у 14-дюймовых устройств.

Две трети крупных компаний – производителей жестких дисков так и не успели выпустить 8-дюймовую модель, остальные опоздали на 2 года. Рынок хайтэк конца 1980-х годов недосчитался многих крупных корпораций, как, например Diablo, Ampex, Memorex, EMM и Control Data – все, кроме отделения IBM к 1995 году потерпели крах или были куплены другими компаниями.

 [вверх]

 

 

 

 

 

Пример 2-ой

 

 

В 1980 году SeagateTechnology выпустила 5,25 – дюймовые диски. Емкость новых накопителей составляла от 5 до 10 Мб, и не представляла ни какого интереса для производителей миникомпьютеров: последним нужна была емкость 40 – 60 Мб…

 

Продолжение следует…

Varnava Leem

 

 [вверх]

 

 

 

 

 

ТРИЗ образование

 

7,15 КБ

 

 

Мастер ТРИЗ, Сибиряков В.Г. возобновляет курс авторских семинаров-тренингов

 

 

 

 

Мир моих открытий

 

Два года назад я очень легко избавился от курения.

И теперь точно знаю, что cила воли нужна, чтобы курить...

а не наоборот! http://varnava.boom.ru/stop/stpsmk.htm

(Varnava Leem)

 

© «Тайны Технологий Точных Технических Прогнозов» 2006 г. 

 

 

 

Варнава Лим       solvers@yandex.ru


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: industry.comp.triz
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное