Письменность нужна не только для коммуникации и хранения информации, но и как инструмент для мышления.
Во-первых, когда человек записывает мысли, он их сначала продумывает, подбирает стиль и слова, и пр.
Во-вторых, при этом на бумагу (экран компьютера) в процессе мышления можно вынести значительно больший объём информации, чем та, которая удерживается в оперативной памяти. Как известно, в оперативной памяти одномоментно хранится в среднем 7 плюс/минус 2 объекта мысли.
В-третьих, мысль мимолётна, а записи «вечны» («рукописи не горят»).
В-четвёртых, кроме слов имеются различные возможности представления информации на бумаге (символьные системы): рисунки (чертежи), формулы, таблицы и др.
В-пятых, проделывать, например, все математические операции в голове, мало кто может. На бумаге мы это делаем быстрее и надёжней. А математика необходима в серьёзном мышлении. Уместно, перефразируя слова К. Маркса, сказать: «Мышление достигает зрелости, когда ему удаётся использовать мощь современной математики». Например, в мышлении огромную роль играет комбинаторика. Мы обычно рассматриваем множество вариантов, но, не зная и не проделывая даже простейших комбинаторных вычислений, мы обычно пропускаем некоторые комбинации переменных предметной области, которую мы в данной момент моделируем в своём сознании.
Дешграммная письменность предоставляет человеку инструмент для осознанной мыслительной работы с записью «хода мыслей» на бумаге (экране).
Подобно тому, как нам оказывается легче умножать и делить на бумаге по известным алгоритмам, так и дешграмма позволяет построить, рассмотреть и одномоментно увидеть все комбинации взаимосвязи переменных, принимающих различные значения, в моделируемой предметной области.
Дешграммное представление предметной области на бумаге (экране) с применением специальных инструментов, названных дешкомпьютерами, значительно облегчает работу мысли в рутинных случаях, но, поскольку, работа дешкомпьютеров наглядна, полностью ясна, постольку вся система остаётся в рамках символьной (знаковой) формы, что необходимо для её взаимодействия с мозгом человека. Обычный электронный компьютер выполняет программу, полностью скрытую от восприятия человеком. На экране виден только результат. Поэтому программу в компьютере (на жестком диске или в другой памяти) можно считать предметной, то есть не взаимодействующей с мозгом человека. На экран выводится обычно только ответ (результат вычислений).
Когда у человека нет электронного компьютера, то сравнивать работу мышления этого человека с компьютерной работой не имеет смысла. Конечно, компьютер можно использовать для мышления, а не вместо мышления, но эти возможности можно рассматривать только в том случае, если всё-таки компьютер у данного человека имеется, если он им может воспользоваться, если он научился программировать и т.д. В несравненно большем числе случаев у человека таких возможностей не имеется. Даже из этих соображений необходимо разрабатывать инструментарий для мышления такого человека, то есть, человека без компьютера. Однако и человек с компьютером может эффективно использовать инструментарий дешграммной письменности, то есть использовать компьютер для мышления, но не вместо мышления.
Продолжение – в следующих выпусках рассылки«Новая письменность»,