Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бывает ли качественной IP-телефония?


Альтернативная связь! Просто о сложном.

http://www.wisetel.ru

Выпуск № 7  
"20" июля 2009 г.


Как работает IP-телефония?

Офф-лайн версию этого выпуска можно скачать вот тут>>

Этот выпуск и следующий мы будем с вами, уважаемые мои друзья-подписчики, изучать IP-телефонию. Тема очень обширна, очень важная и в один выпуск ее никак втиснуть невозможно.

Итак, что же это такое IP-телефония и как она работатет. IP- Internet Protocol Следовательно IP-телефония – это телефония через Интернет с помощью специального протокола. Такое определение весьма спорное, но для наших целей подойдет вполне. Спорное потому, что на самом деле эта технология может использоваться не только в Интернет…

Иногда IP-телефонию называют VoIP или Voice over IP . Voice- переводится как голос. Слово “вокал”, кстати, имеет эту же природу. То есть, по другому, это звучит как « голос через Интернет»

Почему это вдруг кому-то вздумалось передавать через Интернет голос? Зачем это надо? Ларец открывается просто: передача информации с помощью Интернет гораздо дешевле чем через обычные PSTN- сети. PSTN- это привычная нам, обычная стационарная «междугородка и международка» Или, как мы привыкли говорить, «восьмерка с десяткой».

В обычной PSTN – связи используется технология « коммутация каналов» Упрощенно это можно объяснить так: имеется несколько каналов связи, и пока они заняты, другие люди не могут ими воспользоваться. Поэтому экономически такие каналы обходятся дороже.

При передаче голоса через Интернет (IP-телефония) канал всего один - Интернет, и через него могут одновременно передавать голос много-много людей. Называют иногда эту технологию «коммутация пакетов».Поэтому эта технология очень дешевая. Достаточно сказать, что передача голоса через Интернет вообще бесплатна. Вы можете, например, совершенно бесплатно общаться с компьютера на компьютер ( схема связи PC-to-PC) с помощью очень популярной программы Skype.

Но, если Вы звоните на мобильный или стационарный номер, то тут уже Вам придется заплатить. Такой процесс, когда из Интернет сигнал «приземляется» в мобильную или стационарную сеть называется терминацией сигнала.

Итоговый тариф, при использовании IP-телефонии получается гораздо дешевле, чем при обычной IP-телефонии. Потому что та часть маршрута (роутинга) сигнала, которая идет через Интернет – бесплатна.

Подобьем промежуточный итог. Итак, IP-телефония это телефония через Интернет и она является очень «лакомым куском» для наших целей. Потому что она гораздо дешевле обычной мобильной или стационарной телефонии.

Идем дальше. Как же это работает? Не могу сказать, что это очень просто, но понять это можно очень легко с помощью аналогии. Представьте, что Вы собираете пазлы. Пазл- это разрезанная картинка, которую надо собрать по образцу из кусочков.

Когда вы звоните с компьютера (или IP-устройства) Ваш голос из аналоговой формы преобразуется в цифровую и записывается в файл. Потом это файл разбивается на кусочки-пакеты, каждый из которых номеруется определенным образом. Этот процесс можно сравнить с изготовлением пазлов.

После этого эти все пакеты отправляются через Интернет в пункт назначения: к вашему абоненту. Там они собираются вместе, выстраиваются согласно порядковых номеров и в итоге собирается исходный пазл-файл, который потом преобразуется из цифровой формы в аналоговую и выводится на телефоны (наушники) вашего абонента.

Этот процесс можно сравнить с собиранием пазла, когда из кусочков-пакетов собирается исходная картинка.

Можно привести еще такую аналогию. Слово состоит из букв. Сначала оно разбирается на эти буквы и такой «конструктор» отправляется абоненту. В пункте назначения он собирается и опять получается первоначальное слово.

Зачем все это надо знать? Чтобы потом понять, как более эффективно пользоваться IP-телефонией.

Немного отвлечемся. Поговорим о том, как работает E-mail, то есть электронная почта. Да точно так же! Сначала ваше письмо разбивается на пакеты, все они устремляются в пункт назначения и там все вместе собираются эти пакеты в исходное письмо.

Что будет, если какой-то из пакетов «задержится» в пути? Ничего страшного не случится. Потому что, если какого-то пакета-кусочка не хватает, можно подождать пока он «подъедет» и таким образом собрать всю картинку-письмо. Ведь 5-10 минут это совершенно не имеет значения. Верно?

Но давайте представим все же, что с помощью таких IP-пакетов передается не письмо, а голос! Сможем ли мы в этом случае ждать, пока пакеты все соберутся вместе? Разумеется нет! Потому что слово-голос должно передаваться мгновенно, в режиме живого общения. Поэтому если какой-то буквы-пакета в общей мозаике не хватает ничего другого не остается как не обращать на это внимания и собирать пазл из того, что есть.

Это означает, что качество передачи речи через Интернет будет гораздо хуже. Что, собственно нам и приходится наблюдать. То голос начинает внезапно пропадать, то какие-то кваканья, то звук начинает плыть или быть как у робота. Вам знакомы такие прелести?

Мы подошли к главной проблеме IP-телефонии : качеству передачи голоса через Интернет. Надо просто понять, что голос через Интернет передавать можно. Но сам Интернет для этого не предназначен. Потому что скорость прибытия пакетов в пункт назначения может значительно отличаться, в зависимости от того насколько перегружен Интернет-канал. Или, как говорят связисты, полоса пропускания является переменной величиной.

В PSTN телефонии все как раз наоборот: канал стабилен, полоса пропускания не меняется. Поэтому и качество гораздо выше.

От чего зависит качество конкретно, мы еще поговорим в последующих выпусках рассылки. Сейчас надо понять, что это проблема, которая до конца до сих пор не решена. И упирается она в стабильность Интернет-канала, который Вам представляет провайдер.

Если Ваш Интернет работает в режиме «то пусто, то густо», то каким бы он ни был высокоскоростным нормальной связи не получится. И даже если у вас все в порядке, то может быть так, что в часы пик где-то в Интернете затор и Ваша связь все-равно глючная.

Какой же тут выход из положения? Простой. Иметь в запасе несколько операторов IP-телефонии тестировать каждый по тем направлениям, которые необходимы. Это сейчас вполне возможно и это не дорого.

Хочу еще раз подчеркнуть: главная проблема в IP-телефонии – это стабильность качества услуги. Другими словами услуга не является достаточно стабильной, потому что уж много очень факторов, которые влияют на качество.

Для того, чтобы сделать IP-телефонию качественной предпринималось много попыток внедрить всякие «примочки». Например, создание Интернет-каналов со стабильной полосой пропускания (VPN Virtual Private Network Виртуальная Частная Сеть), приоритет пакетов IP-телефонии перед другими пакетами (технология QoS), использование специальных протоколов и некоторые другие. Какой результат? Никакого. Проблема осталась. К тому же такие усовершенствования делают связь дороже и тогда нет особого резона ею пользоваться.

Как сейчас эта проблема решается? Естественным образом. Интернет становится все лучше и лучше. Кроме того, новые технологии (например 3G, WiFi или WiMax) разгружают Интернет, делают его более стабильным. Поэтому, например, в Америке или Европе IP-телефония работает несравненно гораздо лучше, чем в России.

Другое направление решения этой проблемы - использование технологии IP-телефонии в оптико-волоконных PSTN –сетях. Помните, что в PSTN с полосой пропускания все в порядке? Так вот с помощью IP-технологии можно «уплотнить» эти PSTN-каналы связи и получить замечательное качество по более низкой цене.

В будущих выпусках рассылки мы будем изучать такие сервисы на практике и Вы очень быстро убедитесь, насколько этот вариант более качественен, хотя он и несколько дороже обычной IP-телефонии через публичный Интернет.

Здесь важно вспомнить о том, что нам необходимо от Альтернативной Связи. Напоминаю: приемлемое качество по доступной цене. А лучше вообще бесплатно. Что же на самом деле есть в наличии?

Есть обычная PSTN связь, которая достаточно качественная, но тарифы на нее по-прежнему очень высокие. Поэтому приходится выгадывать и ждать льготное время для звонка.

Есть также IP-телефония, которая гораздо дешевле, но по качеству она иногда насколько низкая, что практически ею невозможно воспользоваться. Приходится ипытывать различных IP-операторов, пока не найдешь приемлемый вариант.

Третий вариант: гибрид PSTN-IP , который по цене и качеству является усредненным между PSTN и IP И это именно то, что может быть успешно использовано как в бизнесе так и просто в жизни обычного обывателя. Тут можно просто пользоваться и особо не “париться…”

В заключение этого выпуска хочу рассказать как я использую IP-телефонию. У меня на компьютере подключены два российских оператора IP-телефонии, один немецкий, Skype, а также несколько других (PSTN-IP).

Недавно я звонил в Харьков на стационарный и на сотовый номер. Результат: на стационарный все нормально с первого раза. На сотовый пришлось сменить два оператора, пока «надыбал» то, что нужно.

Дальше.. Звоню на Украину в Сумскую область на стационарный номер. Не прошел ни один наш русский IP-оператор. Пришлось звонить через Skype: хоть и дороже, но зато качество лучше.

Звоню в Полтаву на сотовый. Ни один IP-оператор не дает нормального качества. Пришлось звонить через англичанина (PSTN-IP).

При таком подходе всегда можно подобрать оптимальный вариант в зависимости от того направления, куда необходимо звонить. Но какая тут трудность? Уж очень это представляется “геморройным” делом! Верно? Нет не верно. На самом деле, если пройти курс обучения ( а над ним я как раз работаю) все гораздо проще и очень выгодно.

Но это дело будущего. Вы же пока задавайте вопросы, если что не ясно и постарайтесь внимательно изучать эти мои выпуски. Все что я сейчас здесь даю, это всего лишь подготовительная работа, перед практической частью.

Ну что ж, друзья мои! Выпуск получился достаточно длинным, пора заканчивать. Спасибо за внимание и до встречи в следующем выпуске рассылки.

Искренне Ваш, Владимир Луценко.


Автор: Владимир Луценко

Сайт: www.wisetel.ru

E-mail: wisetel@wisetel.ru


В избранное