Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В предыдущем выпуске мы остановились на том, что для низкобюджетного сайта техническое задание придется писать самостоятельно. О том, как это сделать - в этом выпуске рассылки.


Упрощенное техническое задание на разработку сайта.

В предыдущем выпуске была рассмотрена структура типового т.з. на разработку сайта. Мы составляем упрощенное т.з. для бюджетного бизнес-сайта, достаточно подробное, чтобы веб-студия могла сделать точную оценку стоимости и сроков выполнения работ. Поэтому часть разделов можно пропустить: «аннотация», «содержание», «порядок приемки выполненных работ», «порядок внедрения». Далее о том, что писать в оставшихся разделах.

1. Введение.

Тут указываем: сферу деятельности компании, задачи, которые должен решать сайт, предполагаемое доменное имя, характеристики целевой аудитории.

2. Требования к сайту

2.1 СМS.

Сайты давно уже не пишут с нуля. Существуют готовые коробочные решения - CMS (content management system - система управления контентом), в которых реализованы на 99% все стандартные функциональные возможности. Разработчик просто берет одну из CMS и подгоняют ее под требования конкретного заказчика. Главное наше требование к CMS - большое число разработчиков, создающих сайты с ее использованием, тогда в случае каких-либо проблем с конкретным подрядчиком можно будет передать поддержку сайта другой компании. По этой же причине следует остерегаться контор использующих CMS собственной разработки - в последствии вы будете жестко привязаны к этому разработчику, никто другой не станет разбираться в чужой CMS (дешевле сделать сайт заново).

CMS бывают свободнораспространяемыми т.е бесплатными и коммерческими (платными). Главное преимущество платных CMS - это оперативная техническая поддержка. Вот только такая поддержка распространяется только на CMS а не на сайт в целом, поэтому, в любом случае, тех. поддержку придется заказывать непосредственно у разработчика вашего сайта или у сторонней компании (если с разработчиком отношения не сложились). Кроме того, стоимость годовой лицензии коммерческой СМS на рынке РФ, в зависимости от редакции, колеблется в пределах 150 - 3000$ (продление лицензии сроком еще на год составляет как правило 50% первоначальной суммы). Очевидно, что если мы разрабатываем сайт стоимостью 500-1500$, от покупки коммерческой СМS придется отказаться.

Наиболее популярные бесплатные CMS: Drupal, Joomla, Wordpress. Наиболее популярные на российском рынке коммерческие СМS: 1c-Битрикс, Umi CMS , Netcat.

2.2 Структура сайта.

Посетители заходят на сайт с целью получить информацию. И если развлекательные и информационные ресурсы посещают с целью убить время, на коммерческие сайты пользователи заходят с конкретными вопросами. Структура сайта должна быть такой, чтобы человек получил ответ на интересующий вопрос как можно быстрее и в наиболее удобной для него форме. Новые посетители, как правило, приходят на сайт из поисковых систем. Если за 5-10 секунд пользователь не обнаружит нужную ему информацию - он уйдет к конкуренту (куда проще кликнуть по соседней строчке в результатах поиска, чем разбираться с непонятной структурой сайта).

Зачастую, разделы сайта формируют по функциональному принципу (форум, блог, каталог, фотогалерея, статьи и тп) - так проще разработчику, у него есть коробочная СМS c набором готовых функций, чтобы не заморачиваться, для каждого модуля системы создают свой раздел. По названию раздела сразу понятно, какие функции в нем реализованы, но, как правило, совершенно не очевидно, есть ли в разделе нужная посетителю информация. Новомодные функциональные фишки и визуальные эффекты должны обеспечивать удобство доступа к информации, а не наоборот, когда контент сайта является вторичным.

Наивно предполагать, что специалисты веб-студии, знают, что нужно вашим клиентам лучше вас. Поэтому, выписываем списком наиболее актуальные вопросы потенциальных покупателей, группируем их по темам. Каждая тематическая группа в полученном списке - это раздел будущего сайта. Остается только придумать краткое и емкое название для каждого раздела, такое, чтобы сразу было понятно, ответы на какие вопросы находятся в разделе.

2.3 Функциональные возможности

Функционал должен обеспечивать две вещи:

2.3.1 Максимально простой и быстрый способ получения информации посетителями сайта т.е потенциальными клиентами. Поэтому, перед составлением списка требований по функционалу, нужно определиться с тем, какая информация будет размещена на сайте. Если составить формальный список требований затруднительно, нужно посмотреть сайты конкурентов, поискать в интернете ресурсы, где размещена аналогичная информация. Из полученного списка выбираем сайт, где реализован наиболее удобный способ подачи информации. В т.з. делаем ссылку на соответствующий раздел сайта-примера и снабжаем ее уточняющими комментариями. Списка таких требований будет вполне достаточно, чтобы разработчик смог оценить трудозатраты на разработку функционала.

Функциональные возможности сайта должны обеспечивать доступ пользователя к контенту, не более того. Ничего лишнего не должно быть - будет только мешать. Не стоит реализовывать на сайте ту или иную возможность, только потому, что она есть в стандартной редакции CMS. Если вам предлагают добавить на сайт форум, блог, форму обратной связи или модуль новостей, подумайте, действительно ли они вам необходимы. Ведь если нет человека, который постоянно занимается модерацией форума, там может появиться спам и негативные отзывы о вашей компании. На запросы с формы обратной связи нужно реагировать в течении суток. Новости компании нужно обновлять хотя бы раз в месяц.

2.3.2 Удобный способ размещения и изменения материалов сайта. Для выполнения этих задач должно быть достаточно навыков работы за компьютером опытного пользователя. Т.е для редактирования текстовых материалов сайта должен применяться редактор типа Word, система управления контентом должна позволять добавлять новые разделы и страницы сайта.

2.4 Требования по дизайну

Обычно разработка дизайна сайта состоит из сл этапов:

  • Создание макета дизайна
  • Верстка макета дизайна (преобразование графических файов в html код)
  • Создание темы оформления (скин) для CMS.

Тема оформления это сверстанный дизайн, оформленный по специальным правилам в виде шаблонов, в которые CMS подставляет данные из базы при генерации страниц сайта. При создании недорогого сайта можно воспользоваться готовой темой оформления, что позволит существенно сэкономить время и деньги (на работы по дизайну может уходить до половины бюджета всей разработки). Главный недостаток - потеря уникальности, ведь такой же шаблон дизайна купят еще несколько пользователей. В мировом масштабе пара десятков сайтов (хорошо если половина из них проработает больше года после открытия) - это ничто, к тому же, у разработчика можно заказать кастомизацию шаблона (внесение небольших изменений: заменить логотип , передвинуть блок, измениь шрифт и т.п.). Подобрать шаблон можно здесь: http://www.templatemonster.com/ . Только подбирать нужно под конкретную CMS (иначе на верстке и создании темы сэкономить не получится). Если вариант с готовой темой оформления Вас устраивает, дайте в т.з ссылку на выбранную тему у перечислите изменения которые нужно в нее внести.

Если же вариант покупки готовой темы оформления неприемлем, придется заказывать разработку дизайна под заказ. Схема работы следующая:

  • Сотрудник веб-студии опрашивает клиента и заполнят дизайнерский бриф.
  • Дизайнер по данным брифа и предоставленным клиентом материалам создает один или несколько вариантов главной страницы сайта
  • Клиент выбирает понравившийся ему вариант главной страницы. Составляет список замечаний по выбранному варианту.
  • Согласно списку замечаний заказчика, дизайнер дорабатывает макет главной и прорисовывает внутренние страницы.
  • Заказчик рассматривает созданный макет дизайна и составляет второй список пожеланий по внесению изменений в макет.
  • Дизайнер вносит правки по второму списку замечаний заказчика.

Стоимость выполнения работ напрямую зависит от трудозатрат т.е. в данном случае от сложности создания макета, количества вариантов главной и количества типовых внутренних страниц (если у вас на сайте несколько статей и все они не отличается дизайном - то для всех статей будет одна (типовая) страница макета дизайна). Количество типовых внутренних страниц разработчик определит по разделу т.з. «Структура сайта», а в разделе «Требования по дизайну» нужно указать сл информацию:

2.4.1 Количество вариантов главной страницы

2.4.2 Содержание стартовой страницы сайта

2.4.3 Тип оформления и стилистика. Опишите, как должен выглядеть сайт и подаваться информация (минимум графики и весь упор на структурирование информации, или наоборот - уделить особое внимание красивому графическому оформлению, сделать в стиле хай-тек и т.п).

2.4.4 Примеры сайтов. Укажите адреса нескольких сайтов, которые могли бы служить примером при оформлении вашего сайта. Укажите, что понравилось, что нет. Укажите так же, что ни при каких обстоятельствах не должно использоваться в дизайне вашего сайта.

2.4.5 Цветовая гамма.

2.4.6 Графические элементы. По возможности опишите иллюстрации и другие графические элементы, которые желательно или обязательно использовать или нарисовать (логотип, персонажи, предметы или другие объекты, пиктограммы и тд).

2.4.7 Наличие элементов фирменного стиля и в какой степени они должны применяться на сайте (шрифты, фирменные цвета, логотип, слоган, характерные элементы (черты) продукта/услуги и тп).

2.4.8 Какие материалы (в том числе графические) Вы можете предоставить (брэндбук, каталог товаров, логотип, фотографии офиса и т.д)

3. График выполнения работ

Заказчик не может оценить трудозатраты соответственно и график выполнения работ составить невозможно. Как правило, график выполнения работ составляется уже после выбора исполнителя по согласованию с ним. Разработка небольшого, корпоративного сайта занимает 5-20 рабочих дней. Но если изначально дедлайна по срокам нет, не указывайте их - посмотрите что предложат исполнители. В случае разработки дизайна под заказ, в этом разделе нужно прописать сколько времени вы можете потратить на согласование предоставленного макета, а исполнитель на внесение изменений по вашим требования. Если покупается готовый дизайн, достаточно указать дату, не позднее которой работы должны быть выполнены. Кроме того, как правило, в этом разделе указываются сроки предоставления заказчиком материалов, необходимых для создания сайта (тексты, брэндбук, доступы к хостингу и т.п.)

4. Порядок разработки контента

Указываем какие материалы для сайта и в каком формате можем предоставить.

5. Состав документации.

Руководства пользователя (контент-менеджера) будет вполне достаточно.

 

Ну, вот и все. Созданный документ рассылаем по веб-студиям, получаем коммерческие предложения, выбираем подрядчика.

P.S. Вопросы и предложения отправлять сюда: subscrim@gmail.com

 


В избранное