22 мая 1939 года, во время дебатов в Палате представителей английского парламента по поводу британской "Белой книги," практически закрывавшей въезд евреев в Палестину, полковник Исайя Веджвуд, обеспокоенный пассивностью евреев, заявил с высокой трибуны: "Нам нравятся народы, которые будут бороться, даже если мы знаем, что они абсолютно неправы... Арабы поднялись и борются, и убивают.
Не будем заблуждаться, они убили столько же представителей своего народа, сколько и евреев, и они убийцы. С другой стороны евреи всегда плачутся в жилетку, жалуются и взывают к справедливости... это автоматически вызывает антагонизм каждого англичанина в Палестине и многих здесь в Англии. Эта позиция мольбы, бесконечное стояние на коленях вызывает неприязнь к евреям у респектабельных наций".
Сегодня мы вновь плачемся и взываем к справедливости, опять живем на коленях. Человечество смотрит на нас с презрением. Вроде бы сильная и независимая страна, а ведет себя хуже последнего раба. В то время как палестинские арабы трубят на весь мир, что борются за независимое государство, Израиль более тридцати лет не может решить, что делать с землями Иудеи, Самарии и Газы. Всевозможные заявления на тему, что Израилю столько-то процентов необходимо для поддержания безопасности, не находят сочувствия у мировой общественности.
Безопасность не может приравниваться к независимости. Когда мы боролись за создание еврейского государства, то обрели поддержку мирового сообщества, потому что боролись за независимость.
Земля - это либо родина, либо просто территория. Если это родина, то человек старается обезопасить ее каждый квадратный сантиметр. Если это просто территория, то ее невозможно защитить против того, кто заявляет, что это его родина. Родиной не торгуют. Почему Иудея, Самария и Газа рассматриваются многими как "оккупированные территории", становится ясно, если прочитать статью Джона Витбека, юриста-международника, опубликованную 15 января 1998 года в египетском еженедельнике "Аль Ахрам". Называя один из главных необходимых признаков независимого государства - "определенная территория, на суверенитет над которой серьезно не претендует никакое другое государство", - он пишет: "Суверенитет государства Палестина над полосой Газы и остальной частью Западного берега никем не оспаривается. Израиль никогда не осмелился пытаться аннексировать эти территории... Иордания отказалась от всех претензий на Западный берег в пользу палестинцев в июле 1988 года. В то время, как Египет администриро!
вал полосу Газы в течение 19 лет, он никогда не предъявлял претензий на ее суверенитет. С ноября 1988 года, когда были формально провозглашены палестинская независимость и государственность, единственное государство, заявившее суверенные требования на эту часть исторической Палестины, которую Израиль завоевал в 1967 году (за исключением расширенного Восточного Иерусалима), было государство Палестина".
Напрашивающийся отсюда вывод предельно прост. Для того чтобы рассматриваться международным сообществом как "серьзный претендент", Израиль должен заявить претензии на суверенитет над Иудеей, Самарией и Газой. Хотя у евреев имеется еще один путь обрести эти земли. Им следовало бы поучиться у палестинских арабов. Имея в своем владении одно палестинское государство - Иорданию, они борются за второе, которое собираются назвать Палестиной. Евреям надо бы поступить точно так же. Раз государство Израиль не желает аннексировать Иудею, Самарию и Газу, то еврейскому народу следует начать борьбу за создание там еще одного еврейского государства, которое будет называться Иудеей. Палестинские арабы, живущие в Иордании, называют себя иорданцами. Евреи, которые будут жить в государстве Иудея, будут называть себя иудеями.
Начав борьбу за второе еврейское государство, евреи в глазах мирового сообщества займут то же положение, которое теперь занимают палестинские арабы. Это будет равноправная борьба обеих сторон за независимость. Не борьба "палестинцев" с "поселенцами," а борьба палестинцев против иудеев. Если палестинские арабы заявляют, что у них есть три миллиона беженцев, то число беженцев-иудеев в три раза больше.
Слегка перефразируя Арафата, можно сказать, что эта борьба позволит иудеям возвратить и осуществить свои неотъемлемые национальные права, первейшие из которых - право на репатриацию, самоопределение и создание независимого иудейского государства со столицей в священном Иерусалиме. Иерусалим станет вечной объединенной столицей государств Иудея и Израиль.
Три тысячи лет назад израильские племена объединились в еврейское государство. После смерти царя Соломона оно разделилось на два государства: Иудею и Израиль. Разделение привело к вражде среди евреев. Возможно, создание второго еврейского государства - Иудеи - приведет к обратному процессу, то есть к единству еврейского народа? Рано или поздно оба государства объединятся, и исторический круг будет завершен, а новое государство может тогда быть названо Эрец Исраэль.
Хотя Израиль может сделать этот процесс юнификации гораздо короче, просто аннексировав земли Иудеи, Самарии и Газы. Благо Ариэль Шарон когда-то грозился это сделать, в случае если Арафат провозгласит второе палестинское государство. А он-то его провозгласил давно, еще в 1988 году.
О зависимости принимаемых сегодня политических решений от их фотогеничности - того как они будут выглядеть на страницах печати - писалось и говорилось немало.
Как и о том, что в своих суждениях журналисты далеко не всегда пытаются быть объективными. Тем труднее смириться "акулам пера" с определенными фактами, ставящими под сомнение устоявшиеся общественные и политические стереотипы, которые весьма существенно влияют на жизнь нашей страны.
В то время, как многие европейские политики считают требование палестинцев о предоставлении им права на возвращение беженцев вполне естественным, американский адвокат Кэрол Басри пытается доказать всему миру, что в 1948 году возникла проблема не только арабских, но и еврейских беженцев. Статью, посвященную этим проблемам, Кэрол опубликовала газета "Джерузалем Пост".
Дочь эмигрантов из Багдада Кэрол Басри выросла в Нью-Джерси и вряд может жаловаться на эмигрантский комплекс. "Мои родители и их родители не имели привычку концентрироваться на болезненных моментах жизни. О каждом периоде они вспоминали только лучше. Я желаю того же и палестинцам".
Согласно израильским статистическим данным, после 1948 года около 850.000 евреев были вынуждены эмигрировать из арабских стран. Согласно палестинским данным, число арабов, покинувших Израиль, составляет 750.000, что не превышает числа еврейских беженцев.
Если евреи с момента пребывания в страну считались полноправными гражданами Израиля, то из арабских стран лишь Иордания предпринимала реальное усилие по натурализации беженцев. Таким образом большая часть арабских беженцев действительно ощущала себя "людьми без Родины". Сегодня их число, согласно палестинским данным, составляет около четырех миллионов человек, а размер требуемой финансовой компенсации - 550 миллиардов долларов. Вопрос о компенсациях евреям словно снят с повестки дня и лишь энтузиасты типа Кэрол Басри еще пытаются раскрыть миру глаза на эту проблему.
Сегодня еврейская община Багдада составляет около ста человек - менее одного процента численности общины в 1948 году. Исход евреев Ирака начался после погромов, которые происходили при короле Фархуде за семь лет до основания государства Израиль. В первом погроме, ставшем результатом профашистских симпатий арабского режима, погибли более 150 человек. Еврейской общине был нанесен экономический ущерб в 3 миллиона долларов.
После Войны за Независимость евреи практически были вытеснены из экономической и политической жизни страны. В 1951 году были заморожены активы, принадлежащие евреям, а в мае этого года около 110.000 иракских евреев были перевезены в Израиль. Непрекращающиеся антисемитские акции на бытовом и государственном уровне достигли своего апогея в 1967 году после победы Израиля в Шестидневной войне.
Один из близких родственников Кэрол был повешен в Багдаде в 1952 году, другой был брошен в тюрьму в 1969 и лишь в 1974 смог эмигрировать из страны. "Сегодня более 40 процентов израильтян являются потомками беженцев из арабских стран, покидавших места, где они проживали более 2500 лет, - говорит Кэрол Басри. - И пока мир не признает этой истины, невозможно добиваться справедливого мирного соглашения".
По словам представителя израильской делегации на переговорах с палестинцами Одеда Эрана, вопрос о компенсациях поднимался в Кэмп-Девиде. Представители палестинской стороны настаивают на том, что это отдельная проблема, не связанная с мирными переговорами, решать которую представители Израиля должны с представителями тех стран, откуда евреи были вынуждены эмигрировать.
Бывший член Кнессета, выходец из Ирака Шломо Гилель говорит, что и количество еврейских беженцев, покинувших места проживания в арабских странах, и тот материальный ущерб, который они понесли, значительно превышают соответствующие цифры палестинской стороны. По его мнению палестинцы не могут говорить о том, что не имеют никакого отношения к этой проблеме, поскольку все арабские страны, включая Ирак, участвовали в агрессии против Израиля на стороне палестинцев в 1948 году.