Рано или поздно, но госбюджет все равно будет принят. Позвольте начать статью со следующего утверждения: рано или поздно, но госбюджет все равно будет принят. Слишком много причин для того, чтобы проект бюджета - каким бы неудачным и даже катастрофическим он не был - не прошел утверждение в Кнессете. Ариэль Шарон явно не заинтересован в новых выборах, еще меньше заинтересована в нем "Авода", да и другие партии не уверены, что новые выборы окажутся для них "урожайными". - одних только этих причин достаточно, чтобы в итоге был принят любой проект государственного бюджета. Поэтому я выскажу несколько соображений по поводу проекта, который, скорее всего, станет нашим бюджетом на оставшиеся месяцы нынешнего года. Существуют серьезные сомнения по поводу того, как поступить с этим "важнейшим из документов", в том числе есть предложение вообще отказаться от принятия бюджета.
Проект государственного бюджета готовят, естественно, загодя - в окончательном виде он, как правило, "выходит в свет" примерно за пару-тройку месяцев до конца финансового года. Проще говоря, составляется он летом, а к зимней сессии Кнессета с ним могут начинать работать парламентарии.
На этот раз произошло "роковое" совпадение: проект госбюджета был опубликован одновременно с началом "вялотекущей войны". Сегодня можно сказать, что эти события (на которые наложились и проблемы в мировой экономике) оказали серьезное влияние на экономику Израиля - замедление темпов развития, проблемы с безработицей и занятостью в строительстве, торговле, туризме и даже хай-теке. Проект же был составлен на основе тенденций, проявившихся в первых трех кварталах прошлого года - и поэтому сегодня читается как увлекательный рассказ о "добром старом времени". С того момента, как он будет принят, начнутся проблемы "состыковки": трудно найти что-либо более несоответствующее друг другу, чем проект госбюджета и сегодняшнее реальное состояние дел в хозяйстве страны.
Сегодня с высокой степенью точности можно сказать: потребуются серьезные дополнительные расходные статьи. В первую очередь, по статье "расходы на оборону и безопасность". Уже сегодня армии нужны дополнительные 2 миллиарда шекелей, из них 500 миллионов - немедленно. На этот раз деньги требуются не на автомобили для генералов и даже не на компьютеры - армия понесла и продолжает нести значительные незапланированные расходы. Не менее серьезные расходы будут и в дальнейшем - особенно если "вялотекущая война" перерастет в "просто войну".
Нужны деньги и на некоторые отрасли, оказавшиеся в особо тяжелом положении: можно, конечно, предоставить строительным подрядчикам выкручиваться самостоятельно, но ведь понятно, что "провал" в строительстве потащит за собой и другие отрасли, и кто знает, где закончится падение.
Существуют и другие расходные статьи бюджета, которые наверняка придется корректировать, . и все это "громогласным эхом" отзовется во всей нашей экономике. Имеется еще и проблема популистских законов, "проскочивших" через Кнессет перед выборами - денег на них в бюджете не заложено, а настоять на их выполнении существующие в парламенте лобби вполне в состоянии.
Сомневаюсь, что одним из наиболее очевидных путей решения перечисленных выше проблем покажется увеличение дефицита госбюджета. Этот путь неприятен для экономики, но очень привлекателен для политиков . в смысле умения объяснить, что "белое - это черное"... Я надеюсь, что к этому средству правительство Шарона прибегнет в самую последнюю очередь . а лучше бы и вовсе обойтись без этого. Не только для израильской "внутренней" экономики увеличение дефицита бюджета будет лишним бременем - в мировых экономических кругах такой шаг вряд ли встретят с пониманием. И если в отношении политики можно и нужно проявлять независимость, то в финансово-экономической сфере пренебрегать мнением "старших" опасно: в угол не поставят, конечно, но вот денег могут не дать, или дать под большие проценты...
На мой взгляд, нестандартное решение было бы предпочтительнее. Например, не принимать бюджет, проведя через Кнессет закон о введении временного экономического режима до конца года, с предоставлением правительству особых полномочий в сфере экономической деятельности. Правда, такой путь чреват "перегибами" и излишним вмешательством государственного контроля, что, мягко говоря, нежелательно.
Можно активизировать "по максимуму" приватизацию госкомпаний - это может дать достаточно быстро реальные деньги.
Можно ввести существенные льготы для бизнеса - активизация бизнес-активности запросто может перекрыть "недопоступления", а в результате все останутся довольны!
Можно пересмотреть правительственные расходные статьи . там наверняка найдутся "лишние" деньги.
А можно, конечно, продолжать делать вид, что в экономике ничего не случилось... Надеюсь, что у Шарона есть серьезные планы и решения относительно бюджета - даром, что ли, он так сражается с "Аводой" именно за министерство финансов?