Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Jewish News" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Israel - Press - 28/11/00
ПОЛИТИКА
- Владимир Поляк - МИГ
- Израиль на перепутье - Сергей Кондратьев, МИГ
ПОЛИТИКА
Владимир Поляк
МИГ
Вслед за Ясером Арафатом 29 ноября Москву собирается посетить министр иностранных дел Израиля Шломо Бен-Ами. Мы попросили ответить на три вопроса по поводу этих визитов признанных экспертов по израильско-российским отношениям, выходцев из Союза: Яакова Кедми, бывшего руководителя правительственного Бюро по связям с евреями СССР и Натана Щаранского, бывшего министра внутренних дел.
1. Как вы можете оценить итоги визита Ясера Арафата в Москву?
Кедми: Россия во многом выиграла от этого визита. Она ясно показала, что ее возможности и потенциал в решении конфликта гораздо больше, чем принято было считать. Оказалось, что ставка только на Америку недостаточна. Для самого Израиля также важно, что Арафату, по всей видимости, не удалось добиться желаемого (имеется в виду ввод на территории "голубых касок" ООН -- прим. ред.). То есть он не получил той всеобъемлющей поддержки, какую прежде получал от СССР. Россия сумела сохранить нейтралитет в этой непростой ситуации и это очень важно для нас.
Щаранский: С точки зрения Арафата визит, безусловно, оказался успешным, о чем я, естественно, сожалею. Арафат использовал встречу с Путиным для того, чтобы открыть еще один канал переговоров с Израилем, который позволяет ему даже в условиях продолжения насилия добиваться от нас сдержанной реакции на террор, или даже отступления от ранее принятых решений.
Раньше он использовал для этого американские каналы, а теперь воспользовался российскими. Это уже стало системой - каждый раз после очередной преступной акции (за которой, по оценке наших военных, стоит Арафат), он, опасаясь нашего ответа, тут же обращается к международной общественности. И утверждает, что вот сейчас он сделает все возможное, чтобы насилие прекратилось. Эхуд Барак чувствует себя обязанным (как-то он лично сказал мне об этом) реагировать на эти слова. "Даже если я ему не верю, -- сказал Барак, -- я знаю, что мир обвинит нас, дескать, у Израиля был шанс, а он им не воспользовался". Тем самым Арафат занимает очень удобную позицию: он ведет с нами переговоры и одновременно запугивает. Поэтому мне представляется очень важным телефонный разговор израильского премьера и российского президента -- надо держать каналы связи открытыми. Но, на мой взгляд, передавать трубку Арафату не стоило: Барак вовсе не обязан был с ним беседовать.
Еще один неприятный момент в поведении Арафата в России: он постоянно пытается спровоцировать конфликт Израиля с христианским миром. Не случайно обстрел Иерусалима ведется из христианской деревни Бейт-Джалла. А в последние дни ведется стрельба из Вифлеема, из отеля "Парадайз", в котором останавливаются христианские паломники всего мира. Арафат пытается представить наши ответные действия, как нападение на христианские места. Поэтому после его докладов патриарх Алексий II начинает публично осуждать Израиль. Слова патриарха могут поощрять рост антисемитских настроений в России.
Печально, когда высокопоставленные лица в России начинают подыгрывать Арафату. Причем в личных беседах со мной те же высокопоставленные чиновники не скрывали своего понимания того, кто такой Арафат и какую политику он ведет. И вообще от России можно было ожидать большего понимания ситуации, особенно в тот момент, когда она сама ведет борьбу с террористами в Чечне. Так что с точки зрения Арафата, его переговоры в России -- это успех. С точки зрения России -- это, наверное, тоже успех. Она хотела бы играть более активную роль на переговорах. И я придерживаюсь той точки зрения, что она может играть эту роль, но в другой ситуации.
2. Каких результатов следует ждать от визита в Россию Шломо Бен-Ами?
Кедми: Во-первых, Шломо Бен-Ами ни разу не был в России, тогда как Игорь Иванов уже трижды побывал у нас, так что этот визит -- дипломатически полезен. Во-вторых, после поездки Арафата в Москву, кто-то должен на высоком уровне выразить и нашу позицию. Конечно, вряд ли в ходе визита будут достигнуты какие-либо соглашения, это, скорее всего, лишь создание почвы для последующих, более серьезных договоренностей. Бен-Ами, как я понимаю, должен лично выяснить точку зрения Москвы, так сказать, узнать из первых уст, о чем шла речь в ходе переговоров Владимира Путина с Арафатом. Тогда можно будет конкретно обсуждать возможность участия России в мирном урегулировании.
Щаранский: Мы находимся в очень трудном положении, когда на повестке дня стоят вопросы реализации соглашений Кэмп-Дэвида, опаснейших с точки зрения продолжения существования государства Израиль. С другой стороны, мы находимся в условиях войны и террора, который развязал Арафат, пытаясь сделать его легитимным средством борьбы с нами. В этой ситуации любые политические предложения людей, пытающихся сделать следующий шаг в выполнении этих договоренностей, не могут быть признаны правильными и полезными.
Поэтому я вообще не уверен, что сегодня стоит заниматься рассмотрением каких-либо промежуточных соглашений. То, что надо сделать -- это ответить войной на войну. Восстановить законный порядок и обеспечить безопасность государству Израиль. А потом уже можно обсуждать всякие соглашения и предложения.
3. Как Израиль может оценить конкретные предложения, прозвучавшие в ходе визита Арафата: приглашение невооруженных наблюдателей и создание рабочей группы с участием представителей США, России, Египта и ООН?
Кедми: Что касается присутствия наблюдателей, я полагаю, что Россия зондирует почву, выясняя отношение Израиля к этим предложениям. Если наша сторона не согласится, Москва вряд ли будет настаивать. Скорее, попытается реализовать давнее предложение: привлечь к участию в урегулировании конфликта как можно больше сторон, то есть вернуться к формату мадридской конференции. Мое мнение, что для Израиля было бы предпочтительно участие в переговорах -- на первых ролях -- США и России, так, чтобы остальные посредники не слишком вмешивались в ход дебатов. А в целом могу сказать, что, насколько мне известно, Эхуд Барак, с которым я постоянно общаюсь, был вполне удовлетворен позицией России. Во всяком случае, тем, как представил ее по телефону президент Владимир Путин.
Щаранский: Любой шаг по интернационализации конфликта, -- а приезд наблюдателей -- это именно такой шаг, -- опаснейшая вещь. К сожалению, целый ряд "красных линий", которые пересек в последнее время наш премьер-министр, ведет к такому развитию. Барак, согласившись на создание международной комиссии, уже сделал шаг в этом направлении. А следующий этап -- это попытка вернуть нас к временам британского мандата, когда гуманная международная общественность решала, что могут и чего не могут сделать евреи. Мы -- суверенное государство, мы ведем войну за свою независимость, за право на существование. И мы гораздо больше ограничиваем себя в этой борьбе, чем любое демократическое государство. Добившись на переговорах от Барака большего, чем израильский премьер имел право предложить, Арафат задался целью достичь еще большего с помощью интернационализации конфликта. С нашей стороны будет большой ошибкой поддержать это намерение великих держав, даже если они относятся к Израилю дружески.
Израиль на перепутье
Сергей Кондратьев, МИГ
Израиль стоит перед нелегким выбором: распустить парламент, или продолжать попытки создать правительство национального единства? В преддверии обсуждения закона о досрочном роспуске парламента (кнессета) и продолжения переговоров о создании правительства национального единства мы обратились за комментариями к представителям правительства и оппозиции, попросив ответить на три вопроса:
1. Каковы перспективы принятия в первом чтении закона о роспуске кнессета?
2. Каковы перспективы создания правительства национального единства?
3. Достаточны ли, на Ваш взгляд, меры, предпринимаемые ЦАХАЛом в нынешних условиях?
БИНЬЯМИН БЕН-ЭЛИЭЗЕР: "ЕДИНСТВО ВАЖНЕЕ ВСЕГО".
Биньямин Бен-Элиэзер, нынешний министр связи, один из лидеров движения "Единый Израиль", бригадный генерал в отставке с 30-летним стажем, участник пяти войн, бывший командующий зоной безопасности в Южном Ливане, военный губернатор, а затем и координатор правительства на территориях Иудеи и Самарии:
1. В том случае, если закон не пройдет, то дорога к созданию правительства национального единства превратится в автостраду со стремительным движением. Но и в том случае, если закон пройдет в первом чтении, до его окончательного принятия пройдет немало времени, и переговоры можно будет продолжить. Все, кроме нескольких человек в Ликуде, понимают, что это - наилучший выход.
2. Я полагаю, что перспектива создания правительства национального единства сохраняется по сей день. Я сделал для этого все возможное, и продолжаю делать, работая днем и ночью. У нас нет альтернативы созданию правительства национального единства. Не думаю, что кто-то всерьез не желает создания такого правительства. Сегодня мы видим смертельную борьбу за собственное существование. А чрезвычайная ситуация требует от нас создания чрезвычайного правительства. Для достижения этой цели должны быть привлечены все сионистские партии. Мы, со своей стороны, сделали все возможное для создания правительства национального единства. Единственное препятствие, которое осталось для достижения согласия - это требование Ликуда отказаться от Кэмп-Девидских соглашений. Но этого невозможно сделать, поскольку на практике это окончательно перекроет все пути к дальнейшим переговорам с палестинцами. Ариэль Шарон прав в одном: Арафат сегодня не хочет переговоров. Он хочет войны, вообразив себя новым Сал!
аддином, который должен изгнать отсюда своих врагов. Поэтому он идет на самые крайние меры. Его попустительство привело к линчу в Рамалле, к терактам в Кфар -Дароме, к осквернению могилы Йосефа в Шхеме и синагоги в Иерихоне...
Сегодня, при новой интифаде у Израиля уже в три раза больше жертв, чем было в прошлом году в Ливане. Но в итоге нам все равно когда-нибудь придется вести новые переговоры. Это вынужден будет сделать и Ликуд, если выиграет выборы. Ведь именно Ликуд заключал мир с Египтом, именно Ликуд заключал соглашение о выходе из Хеврона, и соглашение "Уай" подписывал Нетаниягу.
3. Я считаю, что ЦАХАЛ делает свою работу отлично. Проблема в том, что для ведения неконвенциональной войны нужны неконвенциальные средства и специальные силы. Регулярная армия никогда еще не выигрывала партизанскую войну. Нужно искать другие ответы на вызовы палестинцев, подобные тем операциям, которые провели наши спецподразделения, когда отыскали тех, кто совершил линч; когда уничтожали командиров боевиков, совершавших теракты, и так далее. Кроме этого, следует, наверное, принимать и другие неконвенцио-нальные меры вроде прекращения поставки бензина, подачи электро-энергии, прерывания телефонной связи. Моя позиция по этим вопросам известна, и я излагаю ее открыто и на заседаниях кабинета, и по всем СМИ - надо прекратить поставки палестинцам всего, кроме лекарств и молока. Но у нас демократическое государство, и я не могу навязать свою позицию другим министрам. Хотел бы добавить в этой связи: про меня сегодня часто говорят, что моя позиция сегодня гораздо жестче позиции неко!
торых деятелей из стана политических противников. Это не так. Я нисколько не изменился, хотя в течение семи лет последователь-но выступал за мирный процесс, и активно участвовал в переговорах
с палестинцами. Но... изменилась ситуация, и не видеть это может только осел. Тяжело сознавать, что люди, с которыми ты сидел рядом и разговаривал, ныне поощряют убийц мирных граждан. И, тем не менее, мирный процесс после того, как палестинцы поймут, что силой им ничего добиться не удастся, может быть продолжен.
ДАНИ НАВЭ: "ВО ВСЕМ ВИНОВАТ БАРАК".
Дани Навэ, депутат кнессета, один из наиболее перспективных молодых лидеров Ликуда, секретарь кабинета в правительстве Нетаниягу и один из его ближайших соратников.
1. Я уверен, что завтра, 28 ноября, оппозиция наберет необходимое большинство в 61 голос, и сумеет свалить нынешнее правительство.
Мне не хотелось бы вдаваться в подробности, но мы уверены, что многие из членов коалиции поддерживают нас в стремлении заменить нынешний кабинет. Мы настроены только на то, чтобы мобилизовать необходимое большинство в пользу этого решения и никакого другого. Необходимо распустить нынешний парламент, и провести новые выборы. Сегодня большая часть общества думает точно так же.
2. Эхуд Барак виноват больше всех в том, что страна находится в чрезвычайной ситуации. Кроме того, именно он всего месяц назад отказался от возможности создать правительство чрезвычайного положения или национального единства, и предпочел заключить союз с религиозной парией ШАС. Точно также сегодня он, с одной стороны, призывает к созданию правительства национального единства, а с другой - пытается вызвать разногласия буквально между всеми элементами общества. Он старается играть на противоречиях между различными партиями в парламенте, пытается внести раскол и в ряды Ликуда, заявляя, что ряд членов нашей партии противятся созданию правительства национального единства. Он противопоставляет коалицию и оппозицию, чтобы выставить оппозицию главным виновником того, что такое правительство до сих пор не создано. Так что надо продолжать прилагать все усилия, чтобы заменить правительство Барака более ответственным национальным правительством. Мы все хотим мира, но не желаем двигаться п!
о пути, навязанному Бараком. Нет спора о том, что надо вести политические переговоры, и мы готовы их вести. Но невозможно достичь мира, не обеспечив свою безопасность. Нельзя допускать раздела Иерусалима, нельзя передавать палестинцам Иорданскую долину: политика уступок, продолжаемая премьер-министром, потерпела банкротство; именно она и привела нас к нынешнему положению дел.
3.Я могу выразить свое отношение одним предложением, не вдаваясь в детали военной тактики. Самая грубая ошибка нынешнего кабинета в том, что мы постоянно ожидаем, что Арафат вот - вот начнет выполнять свои обещания - прекратить насилие, прекратить теракты, прекратить огонь. Все это вместо того, чтобы дать возможность силам безопасности и армии действовать в направлении предотвращения терактов и обеспечения безопасности граждан.
ИТАК, ОБЕ СТОРОНЫ ОБВИНЯЮТ ВО ВСЕМ ДРУГ ДРУГА. И как ни странно, но обе стороны - и правые и левые - одновременно и правы и не правы. Правые справедливо замечают, что Барак в свое время отказался от создания чрезвычайного правительства, и у них есть основания не доверять ему. Левые правы, когда отмечают, что сейчас надо отбросить прошлые обиды и вместе противостоять грядущей опасности. Многое действительно будет зависеть от сегодняшнего голосования по закону о роспуске парламента. Если закон пройдет, то вероятность создания правительства национального увеличится. По заявлениям некоторых лидеров Ликуда, они тогда будут готовы войти в нынешнее правительство на ограниченный срок, вплоть до новых выборов. Успех правых сделает уступчивее и нынешний кабинет. Не исключено, что он пойдет на удовлетворение некоторых требований Ликуда.
В том случае, если закон не пройдет, но успех кабинета будет незначителен, то один-два голоса в его пользу заставит обе стороны смягчить свои позиции.
Истина же заключается в том, что положение действительно чрезвычайное, и без объединения двух крупнейших движений весьма трудно надеяться на успешное разрешение тяжелейшего кризиса, в котором оказалась страна. Смешно обвинять палестинцев в том, что с ними невозможно достичь согласия, когда в самом Израиле политические лидеры не могут договориться между собой.
"Israel for You" Kaleidoscope - http://www.il4u.org.il/kalei/
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||