Воплощение цветных снов(цветовые решения в интерьере) Как сделать интерьер гармоничным по цвету? И что такое цветовая гармония?
Какие краски выбрать для своего дома и как их смешать? У каждого архитектора, дизайнера, декоратора есть любимые, проверенные рецепты. Но существует и общий, единый закон, который управляет всеми вкусовыми пристрастиями и без учета которого невозможно создать колористически гармоничный интерьер, подбирая обои, плитку, ковры и краски. Подумаем о том, в чем же зерно загадочной цветовой гармонии интерьера
и на что следует ориентироваться, стремясь ее создать. Триединство - залог цветовой гармонии.Согласно классической теории цвета, в искусстве создания интерьера, как и в произведениях изобразительного искусства, цветовая гармония обеспечивается
непременным наличием в нем всех трех основных цветов (красного, желтого и синего), из которых состоит спектр белого солнечного света. Все бесконечное многообразие вариантов гармоничных цветовых сочетаний сводится к этому лаконичному и всеобъемлющему закону. Однако его реализация на практике намного сложнее. При использовании материальных красителей (минеральных или органических) возникает погрешность и вместо белого цвета получается серый. Это легко доказать с помощью простого эксперимента. Нужно смешать в одинаковых пропорциях (на палитре или в баночке) три краски: одну из производимых промышленностью красных (например, называемую "кадмий красный средний") с желтой ("кадмий желтый средний") и синей ("кобальт синий спектральный" или "ультрамарин светлый") - они наиболее близки соответствующим цветам солнечного спектра. И что же? Если пропорции соблюдены точно, мы
действительно получим ровный темно-серый цвет. Если переложили синего - будет холодный голубовато-серый, если красного или желтого - серый с бурым оттенком или просто один из оттенков коричневого или охристого (песочного). Чтобы получившийся оттенок был виден лучше, нужно добавить чистых белил - краска станет светлее, а цвет сохранится. Добавляя белила, можно довести полученный серый до светлого жемчужного тона. Все эти цвета - от спокойного охристо-коричневого до голубовато-серого - называются нейтральными. Ведь они представляют собой нечто среднее между тремя основными цветами и содержат все краски солнечного спектра. Иными словами, каждый из цветов спектра есть в сером или коричневом. А значит, каждый нейтральный цвет способен составить гармоничную пару для любого цвета спектра. Вопрос лишь в количественных соотношениях. Транспортир - инструмент колориста.А какому же закону гармонизации подчиняются все остальные многочисленные цвета и оттенки? Тому же самому. Чтобы в этом убедиться, стоит вспомнить классический цветовой круг, в котором, кроме красного, синего и желтого, присутствуют и промежуточные цвета (фиолетовый, зеленый и оранжевый),
получающиеся от смешивания соседей по кругу, а также "веера" переходных оттенков (которых, в сущности, бесконечное количество). Закон цветовой гармонии в этом случае можно выразить в цифровом эквиваленте: выбрав на круге исходный цвет и занимаясь поиском партнера, гармонирующего именно с ним (то есть необходимого ему для общей, совместной гармонии), нужно посмотреть, какой цвет лежит строго напротив, через 180. Так, напротив зеленого мы найдем красный, напротив синего - оранжевый, напротив желтого -
фиолетовый. От смешивания любых двух противоположных цветов, как бы они ни располагались на круге, получится все тот же серый - признак того, что цвета между собой гармонируют.
Таким образом, если в интерьере присутствует желтый цвет, должен присутствовать и фиолетовый, для уравновешивания красного нужен зеленый, а для гармонизации синего - оранжевый.
И любому промежуточному оттенку на цветовом круге требуется тот, что лежит строго напротив него. В меньшей степени для гармонизации исходного оттенка подходит пара цветов, каждый из которых располагается по отношению к нему через 120. Эта пара годится потому, что в ней содержится тот самый цвет, который в чистом виде лежит под углом 180. Например, чистому оранжевому нужен либо чистый синий (180), либо зеленый (120 вправо) и фиолетовый (120 влево), поскольку искомый синий содержится в каждом из
них. Также, вооружившись транспортиром, несложно вычислить, какие оттенки должны окружать в интерьере, например, ваш любимый сиреневый (фиолетово-синий) диван, - это желто-оранжевый (180), а также зелено-желтый (120 влево) и красно-оранжевый (120 вправо). Они непременно должны присутствовать в помещении, где есть такой диван.
В некоторой степени заданному цвету гармоничны и все нейтральные
цвета, о которых мы говорили выше. Ведь в сером или буром обязательно содержится и тот самый противоположный цвет, который необходим для полной гармонии. Правда, он присутствует здесь в очень небольшом количестве, в растворенном виде. А если интерьер построен преимущественно на нейтральных цветах, гармония просто гарантирована. Для внесения нейтральных оттенков вовсе не обязательно смешивать краски - этих оттенков довольно в природе: все цвета древесины,
камня, кожи, некрашеных тканей (льна, шерсти, хлопка, обожженной и сырой керамики). Наличие этих материалов уже добавляет интерьеру ноты гармонии. Узор и цвет.Европейская традиция цветового оформления интерьеров сводится преимущественно к созданию
ровных, гладкоокрашенных плоскостей, на фоне которых расставляются акценты в виде предметов мебели, картин и аксессуаров. Задача оформителя заключается в подборе всех этих отдельных составляющих и соединении их в общее, гармонирующее по цвету целое. Отечественная традиция совсем иная, одним словом ее можно охарактеризовать как "узорочье". Оно издревле заключалось в том, что все стены (часто плавно переходящие в своды) и потолок, да и пол сплошь расписывались разноцветными узорами, орнаментами. Такими
были палаты и терема наших предков. Даже в крестьянском быту орнаментами целиком покрывали не только посуду и предметы быта (от наличников до прялок), но и печи, скамьи, двери. Будучи многоцветным, содержащим хорошо согласующиеся друг с другом цвета, русское орнаментальное узорочье составляло общий красивый фон для всего остального интерьерного убранства, которое можно было подбирать достаточно свободно, - настолько мощным и всепоглощающим был исходный, гармоничный декоративный эффект. Если современный интерьер оформляется по принципу узорочья, нужны многоцветные обои, цветные ткани, ковры, расписная керамика, орнаментальная плитка, то есть готовые, выполненные художниками и, как правило, уже гармоничные по цвету произведения и материалы. Если же интерьер предполагается выдержать в европейском духе, по принципу расстановки акцентов на однотонном фоне, нужны краски.