Вот скажите, вы в колдовство верите? Верите, что
ведьмы по ночам на метле на шабаш летают? Не верите? А почему? Потому
что никогда не видели своими глазами? А вот лет 500 назад люди верили,
хотя могу об заклад биться, что тоже своими глазами никто процесс
перелета ведьм на лысую гору не зафиксировал. Но так боялись этих самых
ведьм-невидимок, что под шумок в Европе сожгли и замучили до смерти от
30 до 100 тысяч человек. Преимущественно женщин, конечно. И это еще по
скромным подсчетам – документы о судебных процессах, как правило,
сжигались вместе с колдунами, поэтому цифры очень противоречивые. Как
же наши предки дошли до жизни такой? Поразмыслим?
Вообще, удивительное дело – древние люди и даже жители темного,
непросвещенного раннего средневековья не слишком заморачивались на тему
колдовства, всевозможных ведьм и знахарей. Ну не мешали они им! Да и не
до них было – жизнь была не сахар, забот полон рот… Что интересно – и
церковь тоже не слишком много внимания уделяла этому вопросу. Простой
народ верил в сверхъестественное и не беспокоился по этому поводу, а
церковники – не верили и тем более не беспокоились. И вдруг – веке в
тринадцатом первой ласточкой во Франции, в Тулузе сожгли пару-тройку
ведьм. А в четырнадцатом -уже 400.
Впрочем, до 15 века по большому счету до ведьм у церкви руки
не доходили – отвлекали всевозможные еретики. Любые отклонения от
основной католической религии не приветствовались и всячески
подавлялись. Пока разбирались со всевозможными гугенотами, иудеями и
вальденсами церковникам было не до ведьм… Но когда порядок в этом деле
был наведен, пришло время заняться другими «неформалами». Ноги у охоты
на ведьм растут от тех же вальденсов и прочих еретиков – под пытками их
тоже заставляли признаваться в колдовстве, связях с дьяволом и прочей
вакханалии.
Неожиданную роль в процессе разжигания конвейерной борьбы с
ведьмами сыграло просвещение. Куда как легче стало народ информировать
о происках ведьм посредством печатного слова.
Поскольку в чистом виде верить в ведьм и колдунов было как то не
по-христиански – церковь разработала концепцию, что де ведьмы – это
орудие дьявола, что по земле ходят демоны, рожденные от связи человека
с дьяволом и прочая, и прочая… В качестве доказательства и опорной
точки этой теории решили использовать очень неоднозначный религиозный
документец под названием Canon Episcopi.
Документ был написан в 9 веке (хотя тогда думали, что написан
он был еще в 314 году) и среди всего прочего, к делу не относящегося,
содержал параграф, в котором с легким сарказмом рассказывается о людях,
верящих в то, что некоторые женщины по ночам отправляются за компанию с
богиней Дианой скакать на спинах разных животных и по ее приказу делают
всякие гадости. Причем сам автор явно в эту чушь не верит и именно об
этом пишет, но церкви нужно было оправдание – и оно было найдено.
Ну и конечно теперь нужно было народ убедить во вредности
существования ведьм для простого обывателя – а то ведь просто сам факт
их существования мало кого заботил. Поэтому на ведьм валили все –
импотенцию, бесплодие, падеж скота, детские и взрослые болезни,
неурожай… Как только народ начал «прозревать», дело пошло куда как
активнее. Начался массовый психоз – все кругом неожиданно поверили в
то, что кругом «враги народа» которым только дай кого-нибудь отравить,
сделать евнухом, совратить с пути истинного…
Тут и пригодилась, созданная в свое время для борьбы с
еретиками святая инквизиция. Создавалась она для удобства – чтобы
светские суды обойти. Уж больно в них связи и взятки имели значение.
Инквизиторы заскучали было после окончания массовой борьбы с еретиками,
а тут как раз подвернулась охота на ведьм. И католические священники
взялись за дело с удивительным пылом.
Французы начали борьбу с колдовством первыми, потом знамя с
удвоенным пылом подхватили немцы – вот уж где трудолюбие нации сыграло
злую шутку над народом. Немцы подошли к вопросу охоты на ведьм
обстоятельно – в 15 веке пара доминиканцев Иаков Шпренгер и Генрих
Инститор написали целый труд - пособие по распознанию, изобличению и
наказанию всевозможных ведьм и колдунов под названием «Молот Ведьм». И
сразу прославились как люди богоугодные, мудрые и знающие. А между тем,
вряд ли какой другой литературный трактат причинил невинным людям
столько боли и страха… Опубликовали «Молот Ведьм» в 1486 году, а потом
переиздавали чаще чем «Войну и мир», да еще и на разные языки этот
бестселлер перевели – чтобы всем европейцам этот шедевр стал доступен.
Суть книги сводилась примерно к следующему. Во-первых, в
«Молоте Ведьм» излагалась детальная информация, почему ведьмы хуже
дьявола, доказательства их существования и почему людей, которые в
ведьм не верят, следует считать еретиками и наказывать как таковых
(могу поспорить, это сильно поубавило количество защитников «ведьм»,
если таковые имелись). Во-вторых, подробно излагались злодеяния ведьм и
способы их осуществления - методы работы так сказать. И, наконец, самая
впечатляющая часть была именно пособием по работе с ведьмами: как
возбудить дело против ведьмы, как собрать свидетельские показания, ну
и, наконец, как «уговорить» ведьму признаться в злодеяниях.
Книга прямо-таки дышит женоненавистничеством. В те далекие
времена католическая церковь женщину и так ставила практически наравне
с животными, а тут еще и повод появился обвинить противоположный пол во
всех смертных грехах. Есть мнение, что это стремление мучить и убивать
является результатом сексуальной неудовлетворенности католических
священников, обреченных на целибат. Охотно верю – потому что чем-то
ведь надо объяснить весь этот ужас. И ладно б еще только церковь
взялась за дело... Но нет - даже среди народа нашлись активисты – борцы
за «безведьменное» существование.
Появились такие себе «распознаватели» ведьм. Например, в
Бургундии прославился один пастух, который якобы видел в зрачках ведьм
дьявольскую метку. Причем никто другой эту метку не видел. Вместо того,
чтобы справедливо заподозрить, что с пастухом что-то не так, всех
отобранных им «ведьм» тащили в суд, пытали и казнили. Или вот,
например, уже в 17 веке, в Беарне какой-то шестнадцатилетний
подмастерье заявил, что он-де посетил шабаш и там овладел секретным
знанием, как распознавать ведьм при помощи меток на лице (родинок,
иначе говоря). И проявил желание быть полезным в этом направлении. По
тридцати деревням прошелся сей юный отрок и выявил 6210 ведьм!!!
А сколько было просто заинтересованных лиц, которые писали
доносы на неугодных родственниц, разлучниц, соседей! Способ отомстить
не по-детски оказался непреодолимым искушением, и народ кинулся
строчить кляузы. В ведьмовстве подозревались все подряд: слишком
удачлив в бизнесе – на дыбу колдуна, слишком нравишься мужчинам – на
костер ведьму, слишком грустный, слишком образованный, слишком часто у
тебя в доме болеют, слишком стеснительный – на костер! Причем, даже
слишком благочестивым быть было не хорошо. В 1629 году в славном городе
Вурцбурге сожгли девятнадцатилетнюю красавицу Барбару Гобель – «самую
святую деву Вурцберга». Уж больно подозрительно благочестивая она была
и набожная для женщины.
Старушкам, конечно, доставалось больше всех. Во-первых,
стереотип ведьмы, как ни крути - уродливая старуха. Во-вторых, зятья
нашли отличный способ избавляться от тещ, а безжалостные родственники –
от лишних ртов в семье. Вторая группа риска это одинокие женщины в
принципе – вдовы, старые девы. И третья – красивые женщины, искушавшие
мужчин и вызывавшие ревность у женщин.
Вот, к примеру, история вдовы по имени Рейн Першваль из
Базуля. Собственный зять обвинил ее в смерти ее внучки в 1599 году. Тут
же нашелся и местный представитель знати, который считал, что заболел
именно по милости несчастной вдовы. Сразу и соседи припомнили своих
мертворожденных телят и плохие урожаи… В общем надежды на спасение у
женщины не было. Однако она до последнего своей вины не признавала. Но,
в конце концов, под пыткой ей пришлось уступить. Призналась и в походах
на шабаш, и сообщников выдала… Сожгли. И – само собой - взялись за
сообщников.
Или вот – Адриенна Д’Эр из Монбельяра, вдова ювелира, которая
занималась барышничеством. Свидетелей против нее нашлось аж 32. Видно
крепко насолила соседям женщина! В чем только ее не обвиняли – и в
смерти ребенка, которому она дала кусок хлеба, и в порче молока, и в
слепоте мужчины, женщины и двух детей, и в смерти лошади, и в попытке
похищения детей… И уж в совсем абсурдных деяниях – что гуляла-де она на
улице в виде кошки, и что проникала в дома сквозь закрытые двери и по
ночам гремела чем-то! На допросе Адриенну спросили, верит ли она в
колдовство. Скажешь «нет» - получается что ты еретичка, скажешь «да» -
придется объяснять, откуда такая уверенность. Все вопросы были
подобраны так, чтобы рано или поздно обвиняемый оступился. И Адриенна
Д’Эр, несмотря на разумные ответы, тоже загнала себя в угол,
согласившись признать себя ведьмой если у нее на теле найдут
ведьмовскую отметину. Это был излюбленный способ обнаружения ведьм –
обвиняемого раздевали догола и втыкали в тело иглу в разных местах.
Рано или поздно находилось нечувствительное место (обычно в родимых
пятнах), где обвиняемый не чувствовал боли. И все – готовься на костер.
У Адриенны такое место тоже нашлось где-то на спине. Но женщина
отказалась признать, что это метка дьявола. И только после
продолжительных пыток и трехнедельного пребывания в тюрьме она
согласилась с обвинениями, рассказала про шабаши и про демонов… Чем все
это для нее закончилось и так понятно.
Или вот еще «интересный» случай. В городке Герольцгофен
арестовали четырех старух. Под пыткой они не только признались, что
сами являются ведьмами, но и что во всем судебном округе есть не более
60 человек совсем к колдовству не причастных. И пошли аресты: сначала 3
женщины, потом 5, потом 10, потом еще 14 человек (в том числе уже и
трое мужчин). Всех сожгли. Потом арестовали еще 26 человек – и тоже на
костер отправили. Дальше посыпались кляузы и доносы. Начались такие
разброд и шатания, что в конце концов вмешался местный князь-епископ и
учредил порядок своим указом: "Отныне должны местные власти еженедельно
по вторникам, кроме дней великих праздников, учинять сожжение ведьм.
Каждый раз их надо ставить на костер и сжигать душ по 25 или 20 и никак
не меньше, чем 15". Организованный все же народ эти немцы…
Вот лишь небольшая доля статистических данных о сожжении
ведьм, дошедших до нашего времени. «В Лотарингии за15 лет были сожжены
около 900 ведьм, епископ Бальтазар Фосс сжег в Фульде 700 человек, 600
человек были сожжены в Бамберге, 121 человек за три месяца — в
Оснабрюке, в небольших деревушках вокруг Трира казнили 306 человек, в
Женеве за короткий период времени в 1542 году сожжено 500 ведьм, в
Кведлинбурге за один день 1589 года погибли 133 человека…» Список можно
продолжать еще очень долго.
И ведь что интересно – «гуманные» авторы «Молота Ведьм»
рекомендовали судьям не пытать ведьму пока идет обычный допрос. Авось
сама сознается. Ну а уж если по-доброму не хочет признаваться и идти не
костер, тогда советовалось сначала ненавязчиво разложить инструменты
для пытки в соседней комнате и дверь туда приоткрыть. И чтобы там
кричал кто-нибудь или стонал погромче… Страх – чем не средство
манипулирования обвиняемыми? Иаков Шпренгер и Генрих Инститор не
понаслышке знакомы были со всеми этими методами – книга «Молот Ведьм»
основывалась на их многолетней практике. Ну а если уж допрос и страх не
срабатывали – тогда применялись методы, от которых просто мурашки по
коже.
Предполагаемым ведьмам загоняли железные клинья под ногти,
устраивали пытку водой (связывали запястья и лодыжки вместе, сажали на
козлы и вливали не менее 9 литров воды в рот, если не срабатывало –
пытались влить уже в 2 раза больше), поджаривали пятки на жаровне,
прикладывали к ногам специальные деревянные колодки и при помощи хитрой
конструкции из колышков и веревок закручивали, пока кости не лопались,
рвали грудь вилами, а тело раскаленными клещами, подвешивали на дыбу и
еще много чего делали, о чем даже писать страшно… Пытать каждого
обвиняемого рекомендовалось не более трех раз (впрочем, больше и не
требовалось), между пытками должен был пройти хотя бы день – чтобы
обвиняемый пришел в себя и возможно признался сразу… Понятно, что после
таких пыток все обвиняемые оказывались колдунами и ведьмами. Ну и
заодно появлялись «сообщники». Судебный конвейер не прекращал работу…
Лишь в 17 веке охота на ведьм пошла на убыль… Фанатизм
охотников на ведьм пошел на спад – и как раз во время. Женское
население в Западной Европе существенно сократилось. Последние судебные
процессы были уже совсем не те, что прежде – торжество разума еще не
наступило, но все же приближалось.
Чем же интересны последние процессы 17 века? Об этом я, пожалуй, расскажу в следующий раз...
Конкурс «Лучший пользователь мая» объявлен! Три джулианки –
победительницы конкурса – получат полезные призы от бренда Remington.
Будьте активными – пишите статьи, описывайте интересное в дневнике,
участвуйте в работе пользовательских групп, и вы сможете выиграть один
из замечательных призов. http://www.myjulia.ru/post/228486/
Если вы любите нестандартные подарки, у вас есть все шансы такой
подарок получить. Интернет-магазин Vpodarok.ru вместе с женской
социальной сетью myJulia.ru представляет новый конкурс «Самый
незабываемый подарок. Какой он?» Подробнее о конкурсе и призах можно
прочесть здесь http://www.myjulia.ru/post/231217/.
Для тех, кто любит экспериментировать с внешностью наш новый конкурс,
который мы проводим вместе с маркой марка Pantene Pro V. Самые
интересные и креативные прически участвуют в этом конкурсе!
Присоединяйтесь! http://www.myjulia.ru/post/229157/
Продолжается конкурс «Семейный бюджет: все получится!» Приз в этом
конкурсе – программа, которая поможет вам упорядочить семейный бюджет и
более экономно, но и более правильно вести хозяйство. Вы еще успеете
написать статью на конкурс! http://www.myjulia.ru/post/221965/
Конкурс 10 лучших статей по версии Allsoft.ru претерпел некоторые
изменения: теперь он проходит с 15 апреля по 15 мая. И в этом конкурсе
будут выбраны 10 статей, которые понравятся жюри – тематика не имеет
значения. Призы придутся по вкусу творческим пользователям! http://www.myjulia.ru/post/221970/
Стартовал конкурс «20 лучших статей месяца», http://www.myjulia.ru/post/228432/. Мы продолжаем традицию тематических недель. Темы текущей недели: «Фауна и флора нашего дома», «Мода», «Работа и карьера».
В группе «Карвинг для всех» объявлен новый конкурс от хозяйки группы Ms_len_in! Спешите принять участие! http://www.myjulia.ru/post/228450/
В группе «Комнатные растения-мой мир» проходит конкурс "Мой самый
любимый комнатный цветок". Расскажите о своем зеленом любимце,
сфотографируйте его и у вас есть все шансы выиграть призы от
организаторов конкурса! http://www.myjulia.ru/post/228404/.