Кусочек сердца отдавать кому-то - такая, брат, у нас с тобой работа...
Дорогие мои мамочки, собственницы
единственного-неповторимого-самого гениального ребенка. Вы не поверите,
но у каждой мамы он самый-самый.
Правда! И если вам попадётся педагог на пути ( но только педагог, а не
та которая «пошла в садик, потому, что больше никуда не берут»), то и
он вам скажет что каждый малыш уникум. Алмаз, я бы даже сказала. А чем
отличается алмаз от бриллианта? Огранкой. Ну согласитесь, носить на
пальце малоаппетитный мутный булыжник с вкраплением шлаков вы не
станете, нет, ваш взгляд привлечет ( и вполне логично) камушек,
сверкающий всеми цветами радуги и отбрасывающий блики.
Вот такой вот бриллиант живёт и в вашем алмазе-малыше. Но его
нужно показать. Показать всему миру и самому малышу. Вы сейчас скажите,
что сами всё знаете и есть, в конце концов, Интернет, где много всего
по поводу того, как и чему учить. Что есть студии куда можно водить,
что… да много еще что. И я, пожалуй, с вами поспорю. Я знаю как шьётся
обувь. Правда, знаю! И из чего – тоже знаю. Однако, вместо того, чтобы
сшить себе нечто шедевральное, я иду и покупаю. Почему? Почему мне не
отлить себе подошву со шпилькой, не стачать чудные босоножки и не
пришить их к вылитой подошве? Да по той простой причине , что я никогда
раньше этого не делала. Да, я могу попробовать. И возможно, изведя кучу
материала, я сошью что-то, на что можно будет глядеть, не содрогаясь.
Однако, дело в том, что неправильно сшитые туфли можно выкинуть, а вот
неправильно воспитанный ребенок вырастет. И ничего поправить потом не
выйдет.
Я училась быть воспитателем. Я изучала программу, где
всё-всё, от того, как научить ребенка не писать в штаны, до того, какое
количество печенья должен съесть малыш весом 11 килограмм, чтобы оно
было во благо растущему организму – всё это сбалансировано и проверенно
годами и десятилетиями. В это даже вписывается наш нервный век! Честное
благородное слово! В специальных нормах и правилах заложено и
индивидуальное развитие, и посильный труд, и выработка усидчивости (
что ой как нужно будущим школьникам), и самостоятельная деятельность, и
психологическое и эмоциональное развитие, развитие мелкой моторики и
физические нагрузки, доступные возрасту и физическому состоянию
ребенка. Всё это уже есть. Не нужно изобретать велосипед, который уже
давно колесит по всему постсоветскому пространству.
Вы часто замечаете, что воспитатель общается с родителями или
другими воспитателями, а дети играют сами. А вы знаете, что до этого,
воспитатель с детьми и понаблюдал за изменениями в природе, и поиграл в
кучу игр и раздал задания? Вы знаете, что, как и учитель, воспитатель,
прийдя домой, не домом занимается, а готовится к тому, что завтра ему
нужно в интересной форме донести до вашего алмаза новый кусочек знаний?
Да еще и так донести, чтобы дошло! И вместо приготовления ужина мужу и
проверки уроков у ребенка, та самая нахалка-воспитатель со своим мужем
и ребенком будет до полуночи вырезать, клеить, писать конспекты, чтобы
завтра ваше избалованное чадо не крутилось как вошь и не вскакивало, а
слушало, запоминало и воспринимало.
Всего этого не видно. Вы не видите, как день за днём по
крупицам складывается знание, умение и как чувственный мир малыша
начинает реагировать на несправедливость, на чужую беду. А потом,
случайно заметив, как ваш малыш защищает соседскую девочку, вы так
умиляетесь, что скупаете рыцарю гору шоколада и рассказываете об этом
всем-всем-всем! И ведь не думаете вы, что в этом поступке есть все
сказки, стихи, притчи и истории, которые воспитатель включил в
программу обучения и воспитания в детском саду…
Перелистав известные тома,
Мы научились говорить красиво
Словами Пушкина, Макаренко, Дюма
Но ведь не только в этом наша сила!
И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота!
Кусочек сердца отдавать кому-то
Такая, брат, у нас с тобой работа!
А если не решается вопрос,
Они бегут к тебе, ища подмоги,
Устраивая жизненный допрос,
Хоть мы с тобою, старина не боги!
Они порою знают больше нас
Философы – четыре с половиной!
Мечтают, удивляются подчас
Присев с тобой у тёплого камина…
Перелистав известные тома,
Мы учим жить умами и сердцами,
Мы знаем – наша помощь им нужна,
Ребятам с любопытными глазами…
Знаете, что это? Это гимн дошкольного отделения педагогического
колледжа. Прошло уже 18 лет, а я помню его, как вчера… как помню и тех
людей, с душой, с сердцем, которые преподавали нам дисциплины. Какие
глубокие знания нам давались, как поощрялась самобытность, инициатива в
будущих воспитателях, сколько было того, что сейчас модно называть
«креатив»!
Здесь столько ужасов рассказывают о воспитателях, а вот
воспитатели не любят рассказывать гадостей о родителях. Хотя есть о чём
рассказать. И сини уши детей, которых за уши держали с балкона, за то,
что сок выпили, который на выпивон. И словечки в стиле « заткнись, задолбал, смойся, чтоб ты сдох!»,
которые дети приносят от любящих мамочек. И боязнь что-либо делать:
«мама будет ругать! Нельзя бежать – шумлю, нельзя рисовать – рубашку
испачкаю, нельзя снеговика лепить – намокну и заболею!». Приходится
воспитателям преодолевать забитость, беседовать с родителями. А если бы
вы знали, как тяжело с детками, вокруг которых дома хороводы водят!
Ребенок не желает слушать, он желает только быть в центре. Любыми
путями! А ведь в группе при хорошем раскладе 23 – 30 человек! И
представьте себе, даже если три- четыре таких центра вселенной – каково
воспитателю? А с воспитателя требуют, чтобы все дети получили минимум,
необходимый возрасту ребенка, иначе невозможно идти дальше! Так что,
мочки, прежде чем обсуждать и осуждать работников детского сада,
пожалуйста, убедитесь, что ваш ребенок этого не слышит. Потому, что всё
дословно, завтра же будет высказано в лицо воспитателю. При всех.
Если на сайте есть учителя младших классов, они не дадут
соврать – домашний ребенок гораздо хуже поддаётся обучению в школе, чем
ребенок, посещавший дошкольное учреждение хотя бы два года до школы.
Почему? Всё просто. Дома вы не станете удерживать ребенка положенные 40
минут за одним занятием – это раз. Не станете проводить одно занятие за
другим, чередуя виды деятельности. Потому, что тогда вы ничем, кроме
ребенка заниматься просто не можете. А так, как специального
образования у вас нет, вам в свободное время ( обеденный и ночной сон
ребенка) придется штудировать специальную литературу и подбирать
пособия на завтра. Ну-ка, те, кто сидит со своими чадушками до школы,
скажите честно, как проходит ваш день, вечер и ночь?
А потом наше домашнее чадо начинает на уроке в школе
крутиться-вертеться, ронять предметы, а то и сам выпадать в проход
между партами. Да-да, я не шучу! Потому, что цель подготовки ребенка к
школе вовсе не в том, чтобы впихнуть в его голову буквы-цифры и научить
писать. Готовность ребенка к обучению в школе определяется его
психо-физическим состоянием.
Смотрите, сейчас в школу идут детки в 6 лет и в 7 лет. Почему? Потому, что не все дети развиваются одинаково.
Помню, когда моей дочке исполнилось 6 лет, она и читала и писала и
считала, и сидела, сколько нужно. Но! Несмотря на рекомендацию ее
воспитателя ( очень хорошего педагога с большим стажем), я оставила
ребенка в детском саду еще на год. Потому, что у меня вызывали сомнения
физическое развитие ребенка и его нежелание идти в школу подтверждало
моё решение отложить обучение. Год она ходила в учреждение с
оздоровительно-прафилактическим уклоном, где с ней занимались
закаливающими процедурами, где они много двигались, пели и танцевали,
где были маленькие группы и усиленное питание, включая кислородные
коктейли и как результат – наивысшая мотивация ребенка в первом классе
( оценок там не ставили, а проводились тесты на усваиваемость программы
и мотивацию обучения) . а многие шестилетки, которых отдали в тот же
класс, ушли назад в сад через полгода обучения, потому, что
психо-физически его не выдерживали!
Я забрела в дебри, да? Простите уж! Подведу черту.
1. да, не все воспитатели – фанаты своего
дела. Но это встречается в каждой профессии. Прежде чем идти к
какому-то врачу, вы ведь постараетесь через друзей-коллег-знакомых
выведать, а стоит ли ему, как специалисту доверять? Здесь – тот же
метод. Спрашивайте, ищите, а найдя – беседуйте с воспитателем. Он –
тоже человек, возможно, воспитатель сможет помочь вашему ребенку
попасть к нему в группу, видя, что родители серьёзно настроены.
2. по поводу того, что садов мало, мест нет
и вообще. У вас есть бабушки? Спросите их, как они отдавали детей в
детские сады? Я не удивлюсь, если каждая десятая бабушка скажет
«устраивалась нянечкой, чтобы маму твою в садик взяли!». К чему это я?
А к тому, что проблемы с детскими садами начались не вчера. И ваши
бабушки их тоже решали. Здесь могу посоветовать – ищите знакомых. Так
легче всего.
3. если вы твёрдо решили воспитывать
ребенка дома, то было бы неплохо прочесть нормативчики. Знаете, такие
маленькие книжонки, где написано, что должен знать и уметь ваш ребенок
в каждом возрасте. Методические рекомендации содержат поквартальную
разбивку, где описываются знания и умения во всех областях. Хорошо бы
так же прочесть книжицу «Обучение и воспитание детей дошкольного
возраста» , « анатомию, физиологию и гигиену детей дошкольного
возраста». Эти книги – учебники и скорее всего, их можно найти в
научно-технической библиотеке. Не поленитесь. Поверьте – оно того
стоит. Кроме того, неплохо всё же дополнить домашнее образование
кружковыми занятиями по интересу ребенка.
А еще, пожалуйста, помните, что ребенок – человек. И
однажды он вырастет. И перестанет быть вашей частью. А вы останетесь.
Научите ребенка уважать не только вас но и всех людей. Это одно из
самых важных качеств. Поверьте, если ребенок научится с уважением
относиться к другим, он будет вызывать уважение к себе. Не нужно
воспитывать эгоистов – сами же от этого и пострадаете.