Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мой возраст - мой ресурс или есть ли жизнь после сорока... и про летний отдых тоже


Густова Елена - Психологическая консультация OnLine

На главную | Обратная связь | Карта сайта
 
Автор проекта Консультации по почте Консультации OnLine Архив консультаций Статьи Заказ услуг


 




Здравствуйте всем,

рада новым подписчикам - добро пожаловать!

Сегодня приглашаю вас подумать об июльском отдыхе на море с пользой и для тела и для души. А именно  - приглашаю вас присоединиться к нашему бриз – интенсиву «Заповедники души». Более подробная информация – здесь.

Для тех, кто живет в Украине -  приглашение на Днепропетровский тренинг «Расколдованный круг» по поиску выходов из тупиковых ситуаций. Подробности – здесь.

А для москвичей – предлагаю в августе поехать вместе со мной в пансионат «Истра». На очистительно – оздоровительную программу. Отдохнуть. Поколдовать над своим любимым телом. Сбросить лишнее. Почистить перышки. Пообщаться в моей ежедневной терапевтической группе.

Ориентировочные даты – с 3 по 14 августа.

Если 2 недели – много, можно приехать на неделю – либо со 2 по 8 августа, либо с 9 по 14-е.

 Условия проживания и цены – здесь.

К основной программе – моя платная вечерняя терапевтическая группа. Для поддержки, прояснения своей мотивации в отношениях с едой и с телом, для возможности закрепить полученные результаты и вдохновиться на «новые подвиги». И просто для душевного удовольствия общения с хорошими людьми. Максимальное количество участниц в группе -10 человек.

Пишите мне, отвечу на ваши вопросы.

А теперь  - к материалам сегодняшнего выпуска. По статье психолога Ильичевой.

Что мы вкладываем в понятие «Зрелость» ? С одной стороны, может быть, это некий возрастной показатель. Ведь существует определенная периодизация физического и психического развития человека, то есть такие периоды, как детство, отрочество, юность, зрелость... И зрелость, как правило, означает способность человека производить на свет и выращивать себе подобных, то бишь рожать и воспитывать своих детей. В словаре “Психология” зрелость определяется как “наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности”.

Может ли каждый из нас назвать себя зрелым, то есть достигшим своего апогея в личностном развитии?

Анализ понятия “зрелости” целесообразнее и убедительнее начинать с описания его противоположности - незрелости (инфантильности). Когда мы анализируем свои поступки, оглядываясь на свою жизнь, то часто замечаем, что руководствовались там именно незрелостью собственной личности. Что с этим делать? С одной стороны, нам известна мысль о том, что “не надо тянуть траву - она сама растет”. Но, с другой стороны, мы просто поставлены перед жизненной необходимостью роста

Чтобы стать зрелой личностью, надо повзрослеть. Автор трансактного анализа Эрик Берн создал стройную теорию структуры личности человека, хотя сам он был противником термина “зрелого или незрелого” поведения. В структуре личности он выделил три эго-состояния: Родителя, Взрослого и Дитя. Все эти состояния существуют в человеке одновременно и проявляются в определенных условиях. Мы можем реагировать на окружающих либо из позиции Родителя, либо из позиции Взрослого, либо из позиции Дитя. Что это означает? И как возникают в нас эти “состояния души”?

ДИТЯ

Каждый человек был когда-то ребенком. Он помнит себя ребенком. Он меньше ростом. Он зависим, вынужден слушаться или ослушиваться, он хвастается или оправдывается, капризничает или “ходит по одной половице”. Это потому, что он ребенок и еще не может достать книжку с верхней полки. А вот мама с папой могут! Они большие, а он - маленький. Каждый из нас помнит это состояние. И пользуется им. То есть когда мы боимся, оправдываемся, обижаемся, мы это делаем как бы из состояния Дитя, пристраиваясь “снизу”.

Но одновременно это единственное состояние, в котором мы способны беззаветно радоваться жизни. Мы помним также захватывающее чувство интереса и радости. Дитя любознательно и жизнерадостно. Помните “этот в грязь залез и рад, что грязна рубаха”? А ведь он действительно рад! Он играет. Именно детское состояние - источник любого желания и творчества. Когда мы пребываем в состоянии ребенка, его легко обнаружить в нас по словам “хочу! Интересно! Вот здорово!” А когда ребенок капризный, обиженный, защищающийся, он говорит “Я просто хотел...” или “А ты сам...” или “Это всё он!..” У ребенка широко открыты глаза, он может как бы подпрыгивать на месте, демонстрировать нетерпение.

РОДИТЕЛЬ

А это состояние формируется из нашего опыта общения со своими родителями (или теми, кто их заменял). Кроме того, многие из нас сами в настоящее время являются реальными родителями. Важно не путать состояние РОДИТЕЛЯ и реальную родительскую функцию. Мы помним, что Родитель большой, он многое умеет и на многое имеет право. Он имеет право учить и наставлять, наказывать и миловать, опекать или оставлять без поддержки. Он главный. Он действует “сверху”. Он авторитарен и категоричен. И в каждом из нас он живет и проявляется, когда нам нужно кого-нибудь наставить на путь истинный или о ком-нибудь позаботиться. Поэтому Родитель бывает заботливый, добрый, а бывает авторитарный и злой.

Основные выражения, которые мы используем в состоянии Родителя: “Сколько можно повторять одно и то же?! Хоть кол на голове теши! Никогда больше так не делай! Запомни раз и навсегда! Молодец! Хорошо сделал, умница! Ну и что с того?” и так далее.

Основные позы и жесты родителя: руки в боки, руки, скрещенные на груди, указующий перст, покачивание головой, хмурые брови, вертикальная морщинка на лбу.

ВЗРОСЛЫЙ

Это состояние возникает, когда мы вынуждены реально оценивать факты, принимать решения, оценивать ситуацию, ставить цель и добиваться ее. Взрослый общается на равных. Его отличает холодный трезвый расчет. Эмоции не учитываются. Главное - здравый смысл. Взрослый живет в каждом из нас, как это ни странно, с детства. Ведь и маленькому ребенку необходимо принимать какие-то решения и совершать вполне реальные, а не игровые действия. Например, завязывать шнурки или застегивать пуговицы. Или приготовить игрушки, чтобы потом отдаться игре. Договориться со сверстниками о каком-нибудь деле и тому подобное. Когда в нас говорит Взрослый, мы уравновешены и готовы к сотрудничеству.

Все эти три эго-сосотояния обязательно существуют в человеке. Каждое из них по-своему ценно, существуют такие обстоятельства жизни, где без них просто не обойтись: например, при воспитании детей нужно состояние Р, чтобы радоваться жизни, необходимо быть Д. и так далее. В нашем случае. Важно научиться отдавать предпочтение Взрослому, дать ему возможность контролировать и регламентировать проявления ребенка и родителя.

Почему это так? Дитя (Д.) в нас - в некоторой степени авантюрист. Его главные слова - “хочу вот это!” И сила этого “хочу” может быть невероятной. Состояние Д. необходимо для получения “кайфа” от жизни. Д. способно радоваться чему угодно (“Ура! Месяц!”) Дитя способно творить. Взрослый, все взвесив, решает, когда можно отдать власть ребенку.

Но, как это ни удивительно, Родитель (Р.) тоже не всегда ведет себя зрело. Р. привык давать оценки. Он склонен осуждать других, все его внимание направлено на кого-то (даже если он просто опекает), а не на себя. Он как бы не несет ответственности за себя. Здесь появляются такие издержки как авторитарность, нетерпимость, требовательность... и зависимость. Для Р. не понятно, как можно не давать советов и не оценивать. Р. всегда прав.

Таким образом, именно Взрослый (В.) способен реально смотреть на вещи и называть их своими именами. В. способен принять себя целиком, вместе с дефектами характера.

Продолжим в следующем номере.

Заходите ко мне на страничку - я гостям рада.

Пишите мне, я всегда - рано или поздно - отвечаю на письма.

Ирина Лопатухина

  e-mail: aleks2003@bk.ru

В избранное