Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Клеопатра. Детство


BeWOMAN.RU - БЫТЬ ЖЕНЩИНОЙ: здоровье, красота, женственность, успех

УРОКИ УСПЕШНЫХ ЖЕНЩИН

выпуск 2

Клеопатра. Детство

Здравствуйте!

Урок первый – Клеопатра.

Как только не величал Клеопатру римский историк Плутарх, каких только эпитетов не сочинил, вторя ему, Шекспир для пьесы «Антоний»: дрянь, беспутная египетская ведьма, зловредная колдунья, трекратная блудница, и даже нимфоманка. Клеопатра вобрала в себя, предельно сконцентрировав все образы роковой женщины. И только Гораций сумел объединить все эти «комплименты» в одну фразу: monstrum fatale – роковое чудовище. Только вот слово monstrum на латыни имеет гораздо более глубокий смысл – таинственное отклонение от нормы, знамение богов, несравненное чудо. Вот она – Клеопатра.

Цель Клеопатры, которая пронизывает всю её жизнь и объясняет многие её поступки – сравняться с Александром Македонским и остаться женщиной. Завладеть, как хотел Александр, «всем земным кругом». И всё очарование её истории объясняется тем, что когда-то более двух тысяч лет назад одна юная девчонка поставила себе более дерзкую цель, чем могло ожидать человечество, а потом взяла свою судьбу в собственные ручки и заявила, что сама будет её моделировать – как придирчивый художник создаёт своё произведение. И пусть цели она не достигла, но осталась на все времена женщиной, которой хочется подражать.

Она не могла добиться этого одна. Ей нужен был мужчина. Такой же амбициозный и сильный, скроенный по её мерке. Сначала Цезарь, потом претендующий на его наследство Марк Антоний. Биографы, историки, кинематографисты пытаются прояснить личность Клеопатры именно через призму мужских судеб, увидеть её глазами Рима. А почему бы не представить себе её образ с точки зрения женщины и египетской царицы? Ведь долгое время римлянам приходилось считаться со страстями и капризами этой македонки – умнейшего дипломата, одарённого режиссёра, дальновидной деловой женщины, эрудита, полиглота и геополитика, математика и, не смотря ни на что, удивительно мистичной и религиозной особы – в дань эпохе.

Да, это была удивительно богатая эпоха, близкая к концу времён – первый век до нашей эры. История готовилась к рождению Христа. Позже, пытаясь противостоять Риму, Клеопатра обращалась за помощью к царю Ироду. Тому самому Ироду, который, пытаясь спастись от предсказания, приказал убивать младенцев мужского пола. Среди спасшихся детишек был Иисус Христос. Клеопатра погибла за тридцать лет до его рождения.

Клеопатра родилась третьим ребёнком в семье. Третьей дочерью. А нужны были наследники. Нравы в роду Лагидов были свободные и жестокие. Склонность к инцесту привела к тому, что дети рождались хиленькими. Привычка убивать близких родственников никого не удивляла. Перед новорожденной Славой Отца (Клео – Слава, Патра - Отец)  стояла одна задача – выжить.

Нужно защищаться, отбиваться. Но как? С помощью знаний, говорил ей отец. Ведь она такая смышлёная, такая сообразительная, имеет доступ к книгам.

И она училась. Училась читать, писать, считать, измерять, узнавала секреты звёзд и минералов, очертания суши и морей, историю людей, языки, искусство пения и философию. Она училась, чтобы умело хитрить, увёртываться, властвовать, добиваться своего, навязывать свою волю, наносить удары. Чтобы понимать и расширять свои знания.

Александрия была буквально набита рукописями, их было не меньше полумиллиона. В огромной Библиотеке для них уже не хватало места. Царевна была так молода (около десяти лет), откуда  эта увлечённость? Её словно что-то подстёгивало. Она впитывает как губка и ничего не забывает. Она расшифровывает нескончаемые колонки знаков, между которыми не было ни пробелов, ни знаков препинания. Ничто не пугает эту девчонку. Она изучает языки – все языки: языки пустыни, персидский, арабский, набатейский, абиссинский, парфянский и египетский (в семье говорили по-гречески). Она хочет говорить со своим народом на его языке.

За всю историю Клеопатра – первая царевна, которую не видят во дворце. Никто не подозревал, что для неё Библиотека стала своего рода военной машиной. А жадные до власти старшие сёстры, наблюдая, как она день за днём разворачивает свитки, в конце концов решили, что имеют дело с беспомощной овечкой, которая с удовольствием даст себя зарезать при первой же семейной сцене.

А в это самое время малышка вооружалась, чтобы их уничтожить. Формировался и набирал силу её живой ум, её молодая мысль. Тут требовалось большое упорство. Всё надо запоминать наизусть, нельзя ни ошибиться, ни даже засомневаться. Наставник царевны безжалостно указывает на каждую ошибку, тем самым болезненно раня самолюбие ученицы. Он объясняет ей, что знающий человек не должен выставлять свои знания напоказ, что образованность имеет вес лишь тогда, когда похожа на воздушный хоровод внутри совершенного круга знания – хоровод, который начинается и заканчивается в стенах Библиотеки.

Здесь есть всё самое лучшее, что когда-либо написали люди – всё самое красивое и сильное, простое и хитроумное, печальное, весёлое, неистовое, странное, удивительное. Но из всех рукописей девочка выбирала те, что были вдохновлены Клио – музой истории, чьё имя так явственно слышится в имени маленькой царевны. Книги по истории – универсальное оружие, которое позволит ей стать Клеопатрой, единственной среди многих других Клеопатр в её роду, чьё имя не затеряется в длинном списке женщин, делившихся трон с фараонами. В эти лихорадочные часы, когда детство потихоньку утекает от неё, она ищет нечто гораздо более простое, чем то, о чём может подумать наблюдатель. Она ищет модели для подражания.

Красивым историям Клеопатра несомненно предпочитала героинь, которые боролись за реальную власть: за трон, за возможность вести войны, захватывать добычу, управлять народом, вводить новые законы. Кроме судьбы куртизанки, ловко скользнувшей в постель к царю, какой ещё оставался путь для женщины, мечтавшей изменить мир? Только путь к трону. История Египта знала немало активных цариц – Хатшепсут, Нефертити. Однако память о них настолько древняя, что затерялась в песках. Её трогала история Семирамиды-Ассирянки, которая убила своего мужа, основала город Вавилон, устроила в нём висячие сады и завоевала всю Азии от Египта до Инда. Но это всё было не то. Клеопатра подспудно чувствовала, что власть – проявление божественности, может осуществляться только человеческой парой – мужчиной и женщиной. Править должны двое. Двое смогут более эффективно передавать людям, земле, жизни энергию богов.

Каждую ночь огни Маяка, отбрасывали тени на огромную статую Исиды, воздвигнутую у кромки моря. В такие минуты, великолепные и тревожные, Клеопатра предавалась своим мечтам. Шум прибоя, это неустанное биение пульса, которое задавало ритм всем её занятиям, увлекал её к ещё более широким горизонтам. Она видела себя, облачённой в белое льняное платье. А вокруг стояли жрецы, все в чёрном.

Ей, как и Исиде, нравились корабли и дети, и она ничего не боялась – ни болезней, ни войны, ни любви, ни смерти, ни солнца, ни островов, ни бурь, ни бездн. Она тоже сумеет найти кусочки расчленённого тела Египта и будет терпеливо, преданно собирать это тело, а потом его оживит. И здесь в столице памяти, она начнёт строить своё будущее, как строил его Александр. Ведь в неё, в женщину, перелилась его сила.

Среди многих языков, звучавших в тогдашней Вавилонской башне, Александрии, был только один, который Клеопатра не хотела учить. Это была латынь…

Продолжение следует.


Статья подготовлена с использованием следующей литературы:

Ирэн Френ, «Клеопатра»,

Робер Этьен, «Цезарь»,

Мишель Шово. Повседневная жизнь в Египте во времена Клеопатры >>>,

Е. Пушнова. «Клеопатра. История любви и царствования» >>>.


Смотрите на DVD:

«Клеопатра», 1963 г., США – Великобритания – Швейцария >>>

Ольга Пашнина

Мой адрес для писем : : mail@bewoman.ru

Все статьи из рассылки, дополненные и расширенные, и ещё много интересного : : http://bewoman.ru - Быть Женщиной!

В избранное