1 июля родилась Вера Мухина. Первая половина жизни
Величайший скульптор, родившейся в далёком, как нам теперь кажется, XIX веке Вера Мухина была не только гениальным мастером, тонко чувствующим пространство и гармонию, но она ещё является единственной женщиной скульптором в истории русского монументального искусства.
Она успешно трудилась наравне с такими замечательными скульпторами мужчинами, как В. Андреевым, И. Шадром, Б. Иофаном, М. Манизером и другими.
Но при этом Мухина легко переходила от потрясающей мощи монументальной скульптуры «Рабочего и колхозницы» к грациозным декоративным статуям, миниатюрным статуэткам и хрупким творениям из художественного стекла.
Её талантом восхищались многие талантливые люди того времени, среди них Максим Горький, Ромен Роллан и другие известные люди того времени.
Родилась Вера 1 июля 1889 в Лифляндской губернии Российской империи, в Риге, в семье богатого купца Игнатия Кузьмича Мухина.
Отец Веры не просто был купцом, занимающимся коммерцией, но ещё и художником-любителем, передавшим дочери свой талант. Игнатий Кузьмич слыл известным меценатом, помогающим молодым талантам. Дед Веры, Кузьма Игнатьевич так же был крупным меценатом. Мать Веры была француженкой.
В семье постоянно велись разговоры о живописи, музыке, литературе, театре.
Мать девочки умерла, когда Вере было всего два года от туберкулёза или как тогда говорили, от чахотки. Не помогло ей и лечение на юге Франции. После смерти матери отец на год увёз Веру в Германию.
У Веры была сестра. Отец после смерти жены перевёз детей в Феодосию, надеясь, что благодатный климат Крыма позволит им вырасти здоровыми.
Начальное образование Вера получила домашнее. Увидев в Феодосии картины Айвазовского, Вера настолько вдохновилась ими, что начала рисовать. Отец поощрял занятия дочери рисованием. А вот с музыкой девочке поладить не удавалось, к тому же ей почему-то казалось, что отцу её игра на рояле не нравится.
Дела у отца пошли не очень хорошо, отец Веры стал терять деньги. Но, тем не менее, он купил морской пейзаж у умирающего от чахотки художника Алисова.
В Феодосии семья прожила до 1904 года. В этом году умер отец. Оставшихся сиротами девочек родственники забрали в Курск.
К счастью, родственники оказались людьми обеспеченными и не экономили на сёстрах Мухиных. Они наняли для сестёр гувернанток, сначала немку, потом француженку, позволили сёстрам путешествовать по миру. Девочки побывали в Берлине, Дрездене, Тироле.
В Курске Вера поступила учиться в гимназию, которую окончила с отличием. Кроме учёбы Вера любила наряды и балы.
Родственники надеялись подыскать юной художнице достойную пару и выдать её замуж. Но Мухина замуж не торопилась. Вера переехала в Москву.
В 1909-1911 годах она занималась в частной студии известного пейзажиста К. Ф. Юона, в 1011 году перешла к И. О. Дудину, И. И. Машкову.
В эти же годы она начала проявлять интерес к скульптуре и параллельно с занятиями живописью и рисунком стала посещать студию скульптора-самоучки Синицыной, находившуюся на Арбате. За небольшую плату там выделяли место для работы, станок и глину.
В начале 1912 года на рождественские каникулы Вера отправилась в гости к родственникам в имении под Смоленском, где катаясь на санях с горы, она врезалась в дерево, и ей веткой отрезало часть носа. Истекающую кровью Мухину привезли в больницу и местные врачи так «сшили» её лицо, что девушка не могла смотреть на себя, хотя и сказала, когда ей сняли бинты: «Живут и хуже».
Дядюшки отправили племянницу на лечение в Париж, где ей сделали несколько пластических операций. Лицо Веры изменилось, стало резким, большим и как бы мужским. Современники говорили, что новый облик наложил свой отпечаток на характер художницы, который стал волевым и целеустремлённым.
На завершающем этапе своего лечения Вера училась у знаменитого скульптора Эмиля Антуана Бурделя, ученика самого Родена. У него, по словам самой художницы, она научилась основам ремесла: «крепко схватывать форму», представляя объект в целом, уметь выделять нужные детали.
Вера настолько была требовательна к себе, что, если мастер делал ей замечание, она разбивала скульптуру вдребезги.
Кумиром юной девушки был гений эпохи Возрождения Микеланджело, и она стремилась к тому, чтобы ваять не хуже.
Параллельно Мухина посещала академию «Ля Палетт» и школу рисунка, которой руководил известный педагог Коларосси. Именно в Париже Мухина поняла, что скульптура – это её призвание.
Посетив Италию, Мухина изучала работы известных художников периода Ренессанса.
В Париже к Вере пришла первая большая любовь. Её избранником стал беглый эсер-террорист Александр Вертепов. Но в 1915 году молодые люди расстались, так как Александр отправился воевать на фронт на стороне Франции. Вера в 1914 году вернулась в Москву. Вскоре пришло известие о гибели жениха.
В это время в России Мухина создаёт первое большое произведение – скульптурную группу «Пьета», реквием по погибшим, задуманный как вариация на темы скульптур Возрождения.
Первая мировая война перевернула сознание и привычную жизнь многих людей, в том числе и Веры Мухиной. Она на время оставила занятия скульптурой и поступила на курсы медсестёр. В 1915 году она уже работала в госпитале. Образованная девушка из купеческой семьи приняла революцию с пониманием. Она продолжила работу в госпитале и во время Гражданской войны. Там она встретила своего будущего мужа – Алексея Андреевича Замкова, который работал врачом. Но обвенчались они только через четыре года.
Когда молодой доктор Алексей Замков сам заболел тифом и был на грани жизни и смерти, Вера Мухина в течение целого месяца не отходила от его постели. Она чувствовала, что влюблена, но признаться в своей любви красивому доктору не решалась.
Осенью 1917 года в госпиталь попал снаряд. Вера потеряла от этого взрыва сознание. А когда очнулась, увидела перепуганное лицо Замкова. «Если бы ты погибла, я бы тоже умер!» - выдохнул он.
В 1919 году Замков принял участие в Петроградском мятеже, за что его должны были расстрелять. Но Алексею Андреевичу повезло, он оказался в ЧК в кабинете Менжинского, которому в 1907 году помог покинуть Россию. На этот раз Менжинский сказал ему: «Эх, Алексей, ты в 1905 был с нами, потом ушёл к белым. Тут тебе не выжить».
Когда Веру Мухину спросили о том, почему она полюбила своего будущего мужа, она ответила так: «В нём очень сильное творческое начало. Внутренняя монументальность. И одновременно много от мужика. Внутренняя грубость при большой душевной тонкости. Кроме того, он был очень красив».
Алексей Андреевич Замков на самом деле был талантливым и неординарным доктором, он лечил не только методами официальной медицины, но и нетрадиционной, применял в лечении больных народные методы.
Был он человеком общительным и весёлым, любил компании, и в тоже время был наделён большим чувством долга. Женщины чувствуют себя с такими мужьями, «как за каменной стеной».
Брак скульптора и врача оказался крепким и счастливым. Они вместе переживали и радости, и трудности. Самым большим испытанием для пары оказалась болезнь их сына Всеволода. Ему было всего четыре года, когда он травмировал ногу. Все врачи, к которым обращались перепуганные родители, отказали им в помощи, считая этот случай безнадёжным. Мальчика спас отец. Замков сам прооперировал сына дома, на кухонном столе. И мальчик пошёл на поправку. Впоследствии Всеволод полностью выздоровел, получил хорошее образование, стал физиком, женился и обзавёлся детьми, порадовав родителей внуками.
В 1916 году Мухина сотрудничала с Камерным театром Александра Таирова. Сначала она лепила скульптурные части декораций к спектаклю «Фамира-кифарэд», потом принялась за моделирование сценических костюмов. В 1920 годы молодая художница стала работать со звездой русской моды Надеждой Ламановой, которая когда-то одевала царскую семью. Теперь Ламанова шила наряды для советских женщин. В 1925 году Ламанова и Мухина издали альбом моделей «Искусство в быту». И в том же году им предложили отправиться в Париж на Всемирную выставку, чтобы представить коллекцию холщовых и льняных платьев с выточенными из дерева пуговицами. Были так же платья из бязи и сукна. Для украшения платьев Мухина придумала оригинальный орнамент, который назвали «петушиным узором». Головные уборы были изготовлены из рогожи. В итоге «крестьянская» коллекция Ломановой и Мухиной на Всемирной выставке в Париже получила Гран-при.
Позднее Вера Мухина, как дизайнер работала над оформлением советских павильонов на меховой и книжной международных выставках. Мухина разрабатывала кроме эскизов тканей и ювелирных украшений обложки для книг.
Вера Мухина всю свою творческую жизнь использовала разные материалы и поэтому её работы поражают своим многообразием.
Продолжала она и ваять. В те же 1920- е годы она создала такие известные работы, как «Пламя революции», «Юлия», «Ветер». На лепку этих работ оказало влияние увлечение Мухиной в то время кубизмом и работы эти оказались настолько новаторскими, что не нашли понимания у публики.
Но поклонников её творчества восхитила скульптура «Крестьянка», «сделанная из чернозема». Красота, даже грация и одновременно мощь тела женщины-труженицы не могла не волновать не только ценителей искусства, но и обычных людей. Её называли бабой, «вросшей» ногами в землю. Руки у «Крестьянки» были мужские – Мухина лепила их с рук своего мужа. Сама Вера Игнатьевна говорила о своей скульптуре: «Моя «Баба» твёрдо стоит на земле, незыблемо, как вколочена в неё. Я делала её без натуры, из головы. Работая всё лето, с утра до вечера».
Хвалебный отклик написал знаменитый художник Илья Машков. На выставке «10 лет Октября» скульптура получила гран-при. Её называли «народной богиней плодородия».
Сначала «Крестьянка» появилась в Третьяковской галерее, но позднее для неё отлили копию. А оригинал в 1934 году был выставлен на XIX Международной выставке в Венеции, после чего «Крестьянку» купил музей Триеста, а после Второй мировой войны скульптура попала в Ватикан.
Скульптор удивилась тому, что её вроде бы «простая русская баба» удостоилась столь высокой чести.
Позднее после посещения Европы, скульптур испытала на себе влияние изящных работ стеклодувов из Мурано, и создала утончённый женский образ – сидящую в музыкальной позе балерину. Моделью скульптора была знакомая Вере балерина. Сначала эту фигурку Мухина сделает из мрамора, а позднее из фаянса и лишь в 1947 году перевоплотит её в стекло.
Мухина всю свою творческую жизнь использовала разные материалы и поэтому её работы поражают своим многообразием.
Лето должно быть теплым. Но если температура воздуха выше 35 градусов, становится трудно сосредоточиться на работе. Духота, беспощадное солнце, любой выход на улицу – мокрая футболка. Если в некоторых странах привыкли к таким температурам, в России легче переносят сильные морозы, т.е. – 35C, а не +35, C особенно если в домах или на работе нет кондиционеров или же приходится трудиться на свежем воздухе. Как выжить в сильную жару, кто в зоне риска? Правила просты, но их несоблюдение может иметь свои, нехорошие последствия, т.к. восстанавливаться после инфаркта или инсульта намного сложнее, чем предотвратить их. Читать далее
Издавна люди уделяли особое внимание сновидениям и пытались их расшифровать для того, чтобы предотвратить какие-либо неприятные моменты в своей жизни. Поэтому неудивительно, что сны беременных женщин вызывают неподдельный интерес и сегодня. По крайней мере, наши предки с помощью сновидений могли не только предсказать саму беременность, но и роды, и пол будущего ребенка, и его судьбу. Читать далее
Чтобы хорошо отдохнуть в Турции всей семьей, важно выбрать отель, в котором будет комфортно и нескучно и взрослым, и детям, и молодежи. Где каждый сможет провести отпуск так, чтобы зарядиться энергией и яркими эмоциями. Рассказываем о том, что отличает по-настоящему семейный отель. Читать далее
Роль Золушки на сей раз досталась двадцатичетырехлетней кубино-американской певице Камилле Кабелло, а вот фея-крестная в новой интерпретации музыкальной сказки оказалась гендерно нейтральным персонажем – ее сыграл Билли Портер! Читать далее
Звезда шоу «О самом главном» дал не так давно откровенное интервью, в котором поведал и о своих заработках, и о глобальных проблемах, которые его беспокоят. Читать далее
«Авджи кофтеси» переводится как «Фрикадельки по-охотничьи» - блюдо из меню Османского двора, подавалось на приеме у султана в честь дворцовых военноначальников. Изначально готовилось из рубленного мяса в казане на открытом огне, сервировалось в неглубокие медные тарелки. С усилением влияния европейской кухни блюдо получило европейское дополнение в виде дополнительных ингредиентов и способов приготовления. В наше время это блюдо есть в рационе всех турецких домов. Каждая хозяйка готовит его по-своему, но главными ингредиентами неизменно остаются – маленькие фрикадельки, картофель, лук и помидор.
Доброго времени суток! В этом месяце закончилось много одноразовых масок. Маски все хорошие, понравились. Средства для принятия ванны. Соль для ванны понравилась. Внутри упаковки был пакетик с жидким компонентом, состав привожу ниже... Читать полностью
Вот не буду я вдаваться в философские и прочие наставительные рассуждения о том, как нужно ценить время. Я даже не скажу, что время действительно невосполнимый ресурс и по этой причине, пожалуй, самый ценный. А лучше посвящу повествование маленьким выводам, сделанным в течение прожитой части жизни. Может быть, они кому-нибудь помогут начать получать пользу от времени уже сейчас, и не ждать, когда будет поздно и не интересно. Читать статью