Что общего у домохозяйки, похищенных детей, мыла и оперного искусства? У современного человека, говорящего на русском, эти слова прочно ассоциируются с телесериалами.
Будем честны: вопреки расхожему стереотипу, сериалы любят не только домохозяйки и люди, которым нечем себя занять. Студенты, подростки, деловые мужчины и женщины – матери большого семейства тоже
любят побаловать себя серией-другой очередной мыльной оперы. После выхода на отечественные экраны знаменитых «Рабыни Изауры», «Санты-Барбары», «Просто Марии» и «Дикой Розы» можно было подумать, что этот жанр публике скоро надоест. Но не тут-то было: наоборот, в России стали снимать свои многосерийные фильмы, а вместе с ними на экраны хлынул поток переводных европейских и американских сериалов.
Любовь людей к мыльным операм неистребима. Надо отдать должное
– качество фильмов с тех пор возросло, диалоги актеров стали живее, а декорации – ближе к реальности. Но все равно остается неясным, почему именно телесериалы, а не обычные фильмы остаются самым популярным «домашним» развлечением представителей разных возрастных групп, интересов и профессий? Попробуем разобраться.
Главное отличие сериала от обычного фильма - его длительность. История может продолжаться годами, серия за серией. Герои женятся, разводятся, меняют
место работы, взрослеют их дети… Все это дает ощущение сопричастности, словно наблюдаешь за жизнью добрых знакомых. И в то же время эта жизнь никак не мешает твоей собственной: захотел – выключил, захотел – вовсе бросил смотреть. Экранные знакомые не попросят в долг, не позвонят посреди ночи с горькими излияниями и не попросят забрать ребенка из школы. Психологическая безопасность, освобождение от ответственности – вещь для современного горожанина редкая и ценная.
Есть
и еще одна причина, по которой современные занятые люди «подсаживаются на сериалы»: время там течет немного медленнее, чем в реальной жизни. Ключевые моменты предыдущей серии «прокручиваются» перед началом следующей, диалоги растянуты, уже произошедшие мизансцены демонстрируются зрителю как «воспоминания» героя. От сериального времени нельзя отстать, а если и пропустишь что-то важное – всегда можно перемотать назад или успеть на повтор серии. Это успокаивает,
дает чувство стабильности посреди бешеной гонки мегаполиса.
Сюжетный закон любого телесериала – драматизм, насыщенность событиями, интригами, внезапными открытиями. Поэтому сериалы часто любят те, в чьей жизни ярких событий как раз и недостает. Однако это не значит, что любой поклонник сериала ведет унылую, серую жизнь. Просто у каждого человека в жизни бывают периоды, когда на развлечения и интересное времяпрепровождение не остается времени. Мамы маленьких детей, студенты с плотным расписанием, активно строящие карьеру люди, которые в данный момент все силы отдают работе, - все они, глядя на экранные перипетии героев, восполняют себе нехватку острых ощущений.
Среди поклонников мыльных опер есть и те, кто находятся в прямо противоположной ситуации: их жизнь переполнена событиями, причем не всегда самыми приятными. Зачем же тогда, спросите вы, они сопереживают еще и чужим трудностям?
Как ни парадоксально, глядя на горести других людей, мы забываем свои собственные. Просмотр очередной серии для таких людей подобен сеансу психотерапии, он лечит от стрессов и снимает напряжение прошедшего дня. К тому же, создатели сериалов все-таки часто балуют своих зрителей хэппи-эндом, так что настроение в итоге остается приподнятым.
Кстати, вы не задумывались, почему многим героям телесериалов свойственна такая потрясающая недогадливость? Элементарные загадки до последнего остаются нерешенными,
очевидные признаки (лжи, измены, затаившейся опасности) не настораживают… Это тоже режиссерский прием, позволяющий удерживать внимание зрителя, пробуждать его эмоции. Мы сгораем от нетерпения: «Ну пойми же ты, он тебя обманул!», «Будь внимательнее!» «Не ходи туда!», - и концентрируемся на сюжете, забывая о своих невзгодах. Тот же эффект дает ожидание какого-то события. По ходу сюжета мы уже догадались, что должно произойти нечто важное (свадьба, воссоединение героев,
освобождение или разоблачение), но создатели многосерийного фильма нарочно оттягивают момент. Состояния ожидания заставляет нас сосредоточиться на том, что происходит на голубом экране.
Помимо «героев-растяп», которые до последнего момента ни о чем не догадываются, есть и сверхпроницательные, сверхосторожные и суперпредусмотрительные. Глядя на таких персонажей, мы успокаиваемся, потому что точно знаем: какие бы беды ни приключились, есть человек, который все разрешит. Как часто этого ощущения
не хватает в жизни!
Ну и конечно, нельзя забывать о красоте и глянце, который мы видим на экранах. Ведь как бы она ни была сериальная жизнь приближена к реальности, она все равно остается чуточку более красивой, чуточку более блестящей, чем настоящая. Талии у экранных героинь всегда тоньше, макияж – аккуратнее, заработок у героев выше, а машины и дома – дороже, чем могли бы
позволить себе люди их профессии в реальности. Иначе и быть не может: это дает нам возможность оторваться от действительности, немного помечтать.
Словом, сериалы мы любим не зря, а их противники все-таки слишком критичны. Да, телесериал - не произведение искусства, а скорее вид досуга, который для современного уставшего и перегруженного человека обладает поистине целительным эффектом. Но, как и в случае с любым другим лекарством, при просмотре сериалов следует соблюдать дозировку. Расслабление может
превратиться в апатию, желание на время забыть о тревогах - в уход от действительности, а стремление наблюдать за чужой жизнью – в безразличие к своей. Так что смотрите на здоровье, но будьте благоразумны! Не забывайте вернуться к своей, единственной и неповторимой жизни.
Я давно хотела попробовать хлеб с маслинами и вот решилась на эксперимент. Рецептов не искала, была полная импровизация. Результатом осталась довольна. Может, хлеб понравится и вам.