Из всего многообразия я выделяю 4 основных метода воздействия на детей:
пример
любовь
убеждение
внушение
Именно они - лежат в основе позитивного воспитания.
Далее рассмотрим способы, которые помогают родителям скорректировать или предотвратить нежелательное поведение ребёнка.
1. Режим.
Если Вы придерживаетесь определённого режима и распорядка, то ребёнок привыкает к нему и сопротивляется гораздо меньше.
2. Переключение внимания.
При начинающихся капризах можно увлечь ребёнка каким-либо новым делом или взять его в качестве помощника для завершения своего.
3. Договориться с ребёнком.
Если Вы заняты каким либо делом, попробуйте договориться: "Давай ты поиграешь рядом со мной в машинки (куклы, кубики и т.д), а я допишу статью (доварю суп, доглажу бельё) и мы вместе поиграем".
4. Предложить компромисс.
Если договориться не получается предложите ребёнку компромис - какое-либо совместное занятие, которым Вы можете заниматься параллельно с основным делом. Я в своё время использовала такую тактику: давай почитаем книжки. А т.к. почти все книжки я знаю наизусть (ну любим мы читать, не захочешь - выучишь :) ), то мне не представляло труда "читать" их одновременно занимаясь готовкой или гладя бельё. А дочка сидела рядом и переворачивала страницы.
5. Правило 3-х предупреждений.
В чём заключается: при нежелательном поведении ребёнку делаются 2 предварительных предупреждения, затем 3-е предупреждение-выбор и при необходимости обещанное действие.
Например. Ребёнок балуется за столом, не ест, а разбрасывает еду. Делается первое предупреждение: "Хватит баловаться - ешь". Если реакции нет, то через небольшой промежуток времени делается второе предупреждение: "Петя(Маша), перестань баловаться". Если опять не помогает, озвучивается предупреждение-выбор: "Прекрати или выйдешь из-за стола". Обычно этого бывает достаточно, чтобы ребёнок успокоился. Если не помогло - отправляете его из-за стола. После этого
ребёнок окончательно понимает, что Вы не шутите и обычно просится обратно за стол, где спокойно и с аппетитом ест.
Если Вы будете твёрдо следовать этому правилу, то ребёнок будет знать, что после 3 предупреждения последует обещанное действие и у него будет срабатывать "внутренний тормоз".
Важно:
не применять к детям младше 2 -2,5 лет
прежде чем применять это правило за столом спросите, может ребёнок просто не хочет есть? :)
6. Приём "Посоветуй".
После 5 лет можно использовать приём "Посоветуй". Спросить у ребёнка совета, как Вам стоит поступить в ситуации с его плохим поведением. Можно предложить на выбор 2 варианта, а можно просто спросить его мнение. Обязательно предварительно кратко обрисуйте сложившуюся картину и уточните чем Вы недовольны.
Когда ребёнок оказывается на месте родителя и должен сделать выбор, он начинает более правильно анализировать свои поступки, "видит себя со стороны". Наказание даже может и не понадобиться.
Не злоупотребляйте этим методом, т.к. ребёнок может очень быстро "раскусить" все выгоды этого приёма и начать им пользоваться в своих целях (просто будет говорить, что его не надо наказывать, но анализа ситуации с его стороны уже не будет). Применяйте этот метод только в самых крайних случаях, когда Вы уже не знаете что делать и использовали предварительно все другие методы.
И ещё несколько советов:
Одной из причин плохого поведения может быть недостаток внимания. Известно, что недостаток любви и внимания дети стараются компенсировать любым способом. Даже своим безобразным поведением. Особенно, если Вы на такое поведение постоянно реагируете. Вывод: поощряйте хорошее поведение и предотвращайте по возможности нежелательное. Регулярно уделяйте внимание ребёнку: играйте с ним, разговаривайте, читайте книжки, рисуйте и.т.д.
Следите за собой. Если Вы считаете нормой бить посуду и биться в истерике - ребёнок будет делать также.
Будьте последовательны. Если уж пообещали наказать - наказывайте, но обязательно следуйте при этом 3 принципам.
Твёрдо настаивайте на выполнении установленных правил. При этом понимайте, что жизнь довольно многогранна и на любое правило могут быть исключения. Главное, чтобы это не стало нормой.
Не противоречьте себе. Если Вы сегодня разрешили поиграть ребёнку своим телефоном не уточнив, что это исключение из правил (можешь поиграть, но только сегодня, потому что мы долго сидим в очереди и тебе нечем заняться), то завтра ребёнок без вашего разрешения может взять телефон. И он не сможет понять почему Вы его ругаете, ведь Вы же сами вчера ему разрешили.
Предъявляйте единые требования. Необходимо, чтобы все члены семьи предъявляли к поведению ребёнка одинаковые требования. Когда в семье постоянно происходят ситуации "мама разрешает, а папа запрещает" - ребёнок не знает, чего от него хотят. Ни о какой дисциплине в этом случае речи идти не может. В более старшем возрасте ребёнок может использовать такую ситуацию в своих целях и ловко манипулировать родителями.
Успехов!
Если Вам нравится эта рассылка, я буду Вам очень признательна, если Вы порекомендуете её своим друзьям и коллегам. Спасибо!