Выпуск No 12 от 2010-08-09 из рассылки <<Школа Супер Мам>>
Воспитание равно наказание?
Добрый день!
С Вами снова я, Ангелина Демидова, с очередным уроком в "Школе Супер Мам".
Наверно Вы заметили, что на прошлой неделе в Ваш почтовый ящик не пришёл очередной выпуск рассылки. Обстоятельства жизни сложились так, что у меня просто не хватило времени, чтобы написать статью. Но к счастью, всё уже образовалось и я опять с Вами.
Написать пост о дисциплине меня сподвигла статья на одном блоге. Автор пишет, что понятие
детской дисциплины для неё неразрывно связано с наказанием. Вот прямо так: дисциплина = наказание. Признаюсь, меня это немного шокировало. Неужели некоторые родители видят только один способ воспитания дисциплины у ребёнка? Конечно этот метод лежит на поверхности, но неужели это всё, до чего можно додуматься?
Вопрос воспитания послушания рано или поздно встаёт перед всеми родителями и каждый решает его по-своему. Одни используют объяснения, другие наказания, третьи - оба метода плюс ещё что-нибудь оригинальное. Методы то, они и в Африке - методы, а задумывались ли Вы, какой результат от использования того или иного способа в итоге Вы хотите получить? Ведь это очень важно!
Самым распространённым ответом на вопрос "какую
цель Вы преследуете воспитывая у ребёнка дисциплину" является - "хочу чтобы ребёнок слушался", читай: "подчинялся требованиям", "придерживался установленных правил".
Обратите внимание, что оба ответа в итоге сводятся к выполнению требований, но... Первый ответ больше ассоциируется со словом "принуждение", а второй - со словом "добровольность". Вот в этом то и вся соль. Заставляя ребёнка
беспрекословно подчиняться мы воспитываем у него слепое повиновение, а обучая придерживаться правил мы воспитываем способность понимать и принимать эти правила.
Для меня воспитание дисциплины у детей - это в первую очередь воспитание умения выполнять установленные требования. Конечной целью воспитания дисциплины является воспитание самодисциплины (умения управлять собой) и как следствие - воспитание ответственности.
Почему я пишу "воспитание умения..."? Маленькие дети не могут самостоятельно корректировать своё поведение. Мир для них - это большой исследовательский центр. Любознательность и жажда познания движут ими. Они постоянно увлекаются процессом и забывают о Ваших требованиях. Задача родителей научить ребёнка вовремя вспоминать и выполнять установленные правила. Как же это сделать?
По моему мнению дисциплина должна основываться на понимании ребёнком мотивов предъявляемых к нему требований. Почему нельзя делать то и зачем нужно сделать это.
Нельзя трогать включённый утюг, потому что он горячий - можно обжечься.
Сегодня мы не пойдём гулять, потому что ты болеешь.
Давай убёрём лишние игрушки,
потому что они мешаются.
Голый запрет вызывает у ребёнка протест и сопротивление, а понимание причин, сводит сопротивление к минимуму. Чтобы смягчить запрет предложите малышу альтернативу.
Нельзя трогать утюг - он горячий. Хочешь помочь мне погладить - возьми свой (игрушечный) утюг.
Сегодня мы не пойдём
гулять, потому что ты болеешь. Но обязательно погуляем, когда ты поправишься.
Давай уберём лишние игрушки, а те, которыми ты играешь сейчас, оставим.
Чтобы уменьшить количество запретов (особенно для маленьких детей) по возможности уберите с глаз всё, что опасно или дорого Вашему сердцу. Запрещайте только то, что действительно недопустимо (играть со спичками, есть песок в песочнице
и т.д.).
Наказание детей.
"Не слушаешься - иди сиди у себя в комнате, не пойдёшь гулять, ты сегодня наказан!" Как легко мы "воздаём по заслугам" детям и при этом считаем, что учим их дисциплине.
Следуя жёстким методам воспитания, родители как им кажется вырабатывают
у ребёнка дисциплину. На самом деле такие родители:
грубо подавляют личность ребёнка
понижают его самооценку
разрушают его веру в родительскую любовь
лишают ребёнка чувства защищённости
вместо
дисциплины вырабатывают у ребёнка слепое послушание, основывающееся на страхе наказания (к чему это может привести - даже страшно подумать)
подменяют у ребёнка формирование внутреннего самоконтроля за собственным поведением на обязательный внешний родительский контроль.
Страх наказания провоцирует у детей развитие таких черт характера как лживость и скрытность, в некоторых случаях - мстительность и агрессию (надо же как-то компенсировать своё унижение). У ребёнка крепнет уверенность, что проблемы в этом мире решаются только силой.
Да, иногда приходиться "включать строгого родителя" и наказывать ребёнка. Но при этом необходимо помнить, что:
Наказание должно соответствовать тяжести проступка.
Физическое наказание недопустимо.
Ребёнок должен чётко понимать, за что его наказывают.
В конечном итогедисциплина должна вырабатывать
у ребёнка самоконтроль и ответственность за свои поступки.
Дети - необычные и творческие существа. Каждый день они изобретают какую-нибудь новую хитрость, чтобы достичь желаемого или проверить родителей на устойчивость.
Нам же остаётся только задействовать всю свою изобретательность и креативность, чтобы держать ситуацию под контролем.
В следующий раз мы поговорим о различных методах воздействия на детей, помогающим привить ребёнку дисциплину.
P.S. В
настоящее время, я пишу отдельную статью, в которой хочу осветить
различные хитрости и приёмы, которые применяются мамами для
"управления" детьми в различных жизненных ситуациях, и помогают тактично
добиваться желаемых действий и результатов. Уверена, что у Вас в запасе
тоже имеются свои проверенные секреты. Предлагаю поделиться ими с
другими родителями и приглашаю Вас в мой почтовый ящик - пишите, как Вы
"справляетесь" со своим ребёнком.
Успехов!
Если Вам нравится эта рассылка, я буду Вам очень признательна, если Вы порекомендуете её своим друзьям и коллегам. Спасибо!