Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Современная аквариумистика на сайте "Живая вода"




Современная аквариумистика
на сайте "Живая вода"
vitawater.ru


Выпуск # 200 (24 января 2011 г.)

Здравствуйте, уважаемые аквариумисты и сочувствующие!

В этом выпуске:

1. Новости сайта "Живая вода":
    За период, прошедший со времени последней рассылки в аквариумной части сайта появились следующие материалы:
    В разделе "Издания о природе и животных" появилось информация о 1-м номере журнала "Аквариум" за 2011 г.

   В разделе новостей рекомендуем прочитать материал о взаимоотношениях лососей и морских вшей.

    Если у Вас есть замечания или пожелания относительно содержания рассылки, пишите нам. Мы постараемся учесть Ваше мнение. Ведь рассылка делается для Вас!

Оставайтесь с нами!        А.Г. (Anthr)


Живая вода
представляет

Журнал "Аквариум"
№ 1 за 2011 г.

В номере:

Аквадизайн
Арифметика IAPLC-2010 С.Кочетов 2
Рыбы
Оризиас из реки Меконг И.Ванюшин 6
Усач с косичками (окончание) Б.Прошин 12
Еще один фантом? Г.Фаминский 14
Век с данио В.Семенов 18
Растения
Растения-субстракты И.Андреев 24
Турбюро
Возвращение в нотобранхиусовый рай (окончание) С.Торгашев 32
Витрина 36
События
Современная террариумистика – III Е.Рыбалтовский 38
Теперь и на Соколе П.Кошелев 40
Впрок
TETRA: история фирмы – история аквариумистики   42
SERA: комплексное решение Reptil-задач   44
Воздушные силы ATMAN   46

С. Кочетов

Арифметика IAPLC-2010

    В одном из своих ранних интервью, касающихся 10-го конкурса The International Aquatic Plants Layout Contest, Такаши Амано выразил пожелание, чтобы в 2010-м году и участников международного турнира аквадизайнеров стало 2010.
    К сожалению, надеждам маэстро на этот раз сбыться не удалось: в юбилейном состязании приняли участие 1819 претендентов из 55 стран. Однако, согласитесь, и эта цифра впечатляет. По крайней мере, никакой другой из проводимых в мире аквариумных конкурсов не может похвастать подобной представительностью.
    В связи с большим числом заявок объявление результатов IAPLC, как и в прошлом году, было отложено до 10 августа. Даже сверхработоспособные японцы не смогли совладать с установленным ими же регламентом.
    Само собой, этому предшествовал кропотливый труд арбитров, которым были разосланы планшеты с сотней лучших работ, прошедших сито предварительного отбора.
    До меня посылка шла долго и заставила поволноваться. Как выяснилось, в очередной раз недостаточно оперативно сработала отечественная почтовая служба, оставившая мне минимум времени на то, чтобы по достоинству оценить творчество претендентов на главные награды IAPLC-2010.
    Получив долгожданный судейский планшет, с нетерпением открыл его и для начала в общих чертах, очень бегло, просмотрел все работы, попутно делая первые заметки.
    Спустя пару часов повторно пробежался по слайдам, на сей раз уделяя каждому куда больше внимания – анализируя, всматриваясь в детали конкурсных аквариумных аранжировок.
    Результатом стал выбор 20 превосходных, по моему мнению, работ, вполне достойных призовых мест. Теперь начиналось самое трудное: составить для себя некую схему, выработать метод оценки, позволяющий выстроить эстетическую иерархию рассматриваемых аранжировок, выделить лучшую среди лучших.
    Учитывая высокую креативность авторов и неуклонно возрастающий чисто технический уровень исполнения ими задуманного в части декораций, рыб, растений и беспозвоночных, я принял решение определить будущего победителя IAPLC-2010, равно как и обладателей прочих бонусов, с помощью пункта Artistic Impression, то есть художественного восприятия.
    В итоге претендентом на Гран-при стала аранжировка под номером 5 (напомню, что, согласно правилам конкурса, судьи не располагают иными сведениями об исполнителях). Соответствующие оценки получили и оставшиеся дизайнерские работы. Оставался заключительный этап: занести результаты своей судейской работы в протокол, снабдить необходимыми в подобных случаях комментариями, отправить организаторам конкурса и терпеливо ждать подведения итогов.

Гран-при у России!

    Естественно, в день оглашения результатов я первым делом включил компьютер. Не могу сказать, что ждал каких-то сенсаций или был полон предчувствий... Работа, которой я отдал предпочтение, очень напоминала стиль японского дизайнера Ютаки Канно, и я полагал, что на сей раз чемпионом вновь станет гражданин Страны восходящего солнца.
    Не успел компьютер загрузиться, как раздался телефонный звонок. Знакомый казахский аквариумист, участник всех конкурсов Амано, Адиль Мынжанов сказал с восторгом: "Поздравляю!" "С чем?" – удивился я. От комментария у меня перехватило дыхание. Звонок приятеля содержал потрясающую новость: обладателем Гран-при на сей раз стал мой соотечественник.
    Разница во времени между Алма-Атой и Москвой позволила Адилю первому на просторах бывшего СССР узнать о нашей победе. Да: девятилетняя монополия азиатских стран на первенство в аквадизайне прервана, и сделала это Россия в лице питерского аквариумиста Павла Баутина.
    Вся отечественная аквариумная братия ликовала, а вот наши СМИ проявили удручающее равнодушие. И это понятно: выстроенные на скандалах и сплетнях, лелеющие негатив и "чернуху", они не увидели ничего перспективного в событии, окрашенном в исключительно светлые, радостные тона, полном положительных эмоций и несущем крупицу того самого национального самосознания, которое мы перманентно ищем и всё никак не можем найти.
    Мне захотелось узнать, какая же из представленных в планшете аранжировок выполнена Павлом. Но мои запросы остались без ответа, поскольку организаторы конкурса неотступно следуют строгим правилам, подразумевающим, в том числе, хранение в секрете всей сопутствующей судейству информации вплоть до церемонии награждения.
    И лишь после того, как прошли торжества в Ниигате, я смог убедиться – победителем стала та самая работа №5.
    Сотворенный Павлом Баутиным шедевр, как уже наверняка знают читатели журнала "Аквариум", называется "Аромат леса". Как выяснилось позже, еще трое судей IAPLC-2010 – Даниэль Кноп и Фридрих Биттер из Германии и Кшиштоф Штефко из Польши – дали этой аранжировке высшую оценку.
    Размеры водоема 150×50×60 см. Воссозданная в аквариуме картина с невероятной детальностью воспроизводит многоплановую панораму леса с подлеском на среднем и заднем планах и живописными кочками на переднем.
    Чем больше я вглядывался в этот ландшафт, тем больше он мне нравился, поскольку вызывал ностальгические воспоминания о подмосковных лесах, в которых я провел детство с сачком для ловли бабочек и водных обитателей, а также с маленьким простеньким фотоаппаратом "Смена-2", подаренным мне на день рождения родителями.
    В сравнении с другими работами, присланными на конкурс Амано и получившими мировое признание, "гербарий", представленный в "Аромате леса", весьма внушительный. Подводный сад здесь сложен из Eleocharis acicularis, Fontinalis antipyretica, Glossostigma elatinoides, Hemianthus callitrichoides "Cuba", Hemianthus micranthemoides, Hydrocotile leucocephala, Micranthemum umbrosum, Microsorum pteropus, Myriophyllum elatinoides, Myriophyllum matogrossense (var. Green), Myriophyllum pinnatum, Rotala nanjenshan, Rotala rotundifolia (var. Green).
    На этом фоне рыб и беспозвоночных очень мало, всего 3 вида: пятнистые расборы (Boraras maculatus), амановские креветки (Caridina japonica) и неокаридины (Neocaridina denticulatа). К тому же столь мелких рыб в таком большом аквариуме разглядеть практически невозможно, за это я сбросил 1 балл, что и отметил в судейском протоколе.
    Интересно, что съемка аквариума проводилась в ночное время (это следует из сопроводительной информации к фотографии) и перистолистники на заднем плане свернули свои листочки, как делают, например, цветы кувшинок. Особенно отчетливо это проявляется в верхней части зарослей и заметно усиливает пространственную глубину экспозиции.

Золотой лёсс

    Второе место в мировой табели о рангах и золотой приз получил уже знакомый российским аквариумистам по предыдущим конкурсам дизайнер из Макао Жанг Джиань Фенг. Стандартный для дизайн-чемпионата Амано аквариум (90×45×45 см) получил немного странное для нашего слуха название, которое можно дословно перевести, как "Лёссовое*) плоскогорье" (Loess Plateau).
    Должен сказать, что при просмотре содержимого судейского планшета я сразу выделил эту композицию как весьма необычную, хотя желтый фон мне совершенно не понравился – он делал аранжировку слишком уж надуманной, какой-то ненатуральной. Однако при ближайшем рассмотрении искусно отобранные и очень грамотно выложенные плоские камни, на которых расположились живописные "кусты" мха-риккардии (Riccardia chamedryfolia), выглядели просто потрясающе. К тому же воссозданная в аквариуме модель плоскогорья полностью соответствовала названию композиции. Приятное впечатление оставляли тщательно выстроенные заросли роталы на заднем плане, а немногочисленные расборы (Trigonostigma espei) и амановские креветки подчеркивали своеобразие пейзажа.
    В прошлом году аквариум "Рокот желтой реки" этого автора тоже был отмечен всеми судьями как необычный, однако занял лишь 18-е место, так что прогресс талантливого аранжировщика налицо. Возможно, в будущем этот приверженец желтых оттенков сможет добраться и до заветного чемпионского пьедестала.
    Кстати, компания Aqua Design Amano Co., Ltd. уже объявила о проведении в будущем году очередного конкурса IAPLC. Условия его приблизительно такие же, что и раньше, а подробности можно посмотреть на сайтах г-на Амано или на моем. Обращаю внимание читателей, что последний день подачи заявок – 31 мая, так что, если хотите последовать по стопам Павла Баутина, самое время подумать о пейзаже, способном поразить судейскую бригаду.


*) Лёсс – почвообразующая рыхлая горная порода светло-желтого цвета, богатый известью суглинок, в смеси с перегноем образующий чернозем. (назад к тексту)
(Прим. ред.).

    Материал проиллюстрирован фотографиями и таблицей.

 Подробнее>>




Новости, интересные факты
ихтиологии и аквариумистики


Морские вши не виноваты в снижении численности дикого лосося

    Ученые опровергают общепринятое мнение о том, что лососевые фермы как источник заражения морскими вшами диких популяций рыб, виновны в резком снижении численности горбуши, которое наблюдалось в 2002 г. в районе архипелага Бротон в западной Канаде.

    Резкое снижение численности горбуши (Oncorhynchus gorbuscha) в Тихом океане объединило людей, озабоченных негативными экологическими последствиями, которые может вызвать массовое разведение морского лосося в открытых садках. Марикультура лосося в последнее десятилетие распространилось повсеместно и превратилась в настоящую индустрию с активами порядка 10 млрд. долларов и объемом производства около 1.5 миллионов тонн рыбы в год. Результаты исследования, опубликованного в Докладах Академии Наук США, снимают обвинение с основного подозреваемого, якобы виновного в снижении численности горбуши – "морской вши" (Lepeophtheirus salmonis) – эктопаразитического рачка из подкласса Сopepoda. Д-р Гари Марти, ветеринарный патолог и научный сотрудник Ветеринарного отделения Университета штата Калифорния в г. Дэвисе, в качестве эксперта по болезням рыб изучает состояние популяций горбуши начиная с 1989 г., когда случилась утечка нефти на платформе Exxon Valdez на Аляске. "Морские вши из лососевых ферм не оказывают существенного влияние на популяционную динамику дикой горбуши", – говорит д-р Марти. В работе проанализированы данные по промышленному разведению лосося за 20 лет, из которых 10 лет велись учеты уровня заражения морскими вшами рыб всех лососевых ферм, расположенных в районе архипелага Бротон. Эта информация была сопоставлена с динамикой численности дикой горбуши, регистрируемой в течение 60 лет. Работа подтверждает, что рыбы, разводимые на фермах, действительно являются основным источником заражения морскими вшами молоди рыб, однако корреляции между уровнем заражения ферм и состоянием локальных популяций горбуши выявлено не было.
    Горбуша – наиболее обычный вид дикого лосося в Тихом океане в районе архипелага Бротон. В возрасте нескольких месяцев молодь этого лосося покидает ручьи и речки, где она появилась на свет, и устремляется в океан. Там она созревает, кормится, затем возвращается обратно в пресноводные водоемы на нерест и умирает через два года после своих родителей. Благодаря двухлетнему жизненному циклу сформировалось две генетически различных между собой субпопуляции горбуши – одна развивается в четные годы, другая – в нечетные. В течение 60 лет наблюдались значительные и необъяснимые флуктуации численности горбуши из обеих субпопуляций – задолго до того, как в конце 1980-х появились лососевые фермы. Паразитические копеподы, морские вши – естественные паразиты лососевых. Взрослые особи паразита, размером с маленькое арбузное семечко, прикрепляются к коже и жабрам рыб и питаются покровами. Небольшое заражение безвредно для хозяина, однако значительная инфестация может ослабить или даже убить мелких рыб. На лососевых фермах ветеринары применяют медикаменты (которые добавляются в корм) только при сильном поражении молоди лосося морскими вшами. На Бротонских фермах в сетчатых садках, расположенных в морской акватории, выращивается атлантический лосось (Salmo salar). Таким образом, дикая горбуша, которая обитает вокруг, отделена от рыб, содержащихся в садках, только сеткой. Паразиты могут легко переходить от дикого к культивируемому лососю и обратно.
    Рекордно высокое число дикой горбуши возвратилось на нерест в реки архипелага Бротон в 2000 и 2001 гг., но только 3 процента от этого числа вернулось в 2002 г., и лишь 12 процентов в 2003 г. Кроме того, в 2001 г. обследование молоди горбуши из Бротона показало, что более 90 процентов заражено морскими вшами. В следующие два года, во время которых численность дикого лосося снижалась, возникла гипотеза утверждающая, что в этом виноваты морские вши, распространившиеся из рыбных хозяйств. Последовали призывы к фермерам переместить рыб из сетчатых садков в закрытые, а также более регулярно проводить обработки против морских вшей.
    В новом исследовании, Марти и его коллеги подсчитали уровни заражения паразитами лосося в марикультурах, среди молоди горбуши, вышедшей в море, и у взрослых особей, возвращающихся на нерест. Результаты оказались неожиданными. "Лососи, которые вернулись на нерест в таком небольшом количестве в 2002 г. были в меньшей степени заражены морскими вшами, чем те, которые возвращались в 2001 г. в рекордных количествах. Морские вши из лососевых ферм не могли быть причиной резкого спада численности горбуши 2002 года", – говорит д-р Марти. Он отметил, что хотя их рабочая группа использовала практически те же данные по численности рыб и морских вшей, что и предыдущие исследователи, она пришла к иному выводу по двум причинам. Во-первых, ученые смогли получить ранее недоступную информацию со всех лососевых ферм, и во-вторых, старые и новые данные были проанализированы с использованием статистических методов, принятых в современной ветеринарной медицине, которые во многих предыдущих исследованиях не были использованы. "Главным уроком этого исследования является то, что мы не должны принимать слишком простые объяснения причин сокращения численности диких животных. Взаимоотношения между паразитами – возбудителями заболевания, популяциями хозяина и окружающей средой очень сложны, и только комплексные многолетние исследования, проводимые специалистами в различных областях, помогут со временем их понять", – отмечает д-р Марти.

    Источник: Science Daily

    Материал проиллюстрирован фотографией.

 Подробнее>>



Наверх

   
   © Живая Вода, 2001-2011 гг. info9@vitawater.ru


В избранное