Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ZooWeb.ru - зоосайт для зообизнеса!



Давайте объединим усилия

8 декабря в Торгово-промышленной палате России состоялся "круглый стол" на тему "Обсуждение проекта Федерального закона "О внесении изменений в Закон РФ "О ветеринарии"

"Круглый стол" был организован подкомитетом по предпринимательству в сфере зообизнеса и Союзом предприятий зообизнеса. В его работе кроме СПЗ приняли участие представители Россельхознадзора, Комитета ветеринарии г. Москвы, ветеринарных служб силовых структур, Российского зернового союза, Ассоциации производителей кормов, Отраслевого Союза "Ветеринария".
Вела заседание председатель подкомитета по зообизнесу ТПП РФ, генеральный директор СПЗ Татьяна Колчанова. Наибольшие претензии участников заседания предъявлялись к понятийному аппарату, разработанному Минсельхозом. В нем опять отсутствует разделение на продуктивных и непродуктивных животных, а также требований к кормам, кормовым добавкам и лекарственным средствам для них, что приводит к созданию очередных административных барьеров в предпринимательской деятельности.
Пример. СПЗ ведет активную работу по признанию процедуры регистрации кормовых добавок административным барьером. В то время как СПЗ на комиссиях по снижению административных барьеров и административной реформе пытается отстоять позицию предпринимателей, в проекте закона вновь появляется эта процедура. Из разъяснения Россельхознадзора, данного в Минсельхозе при обсуждении барьеров, представленных СПЗ: "В состав кормовых добавок могут входить вредные и запрещенные вещества, новые вещества с неизвестными свойствами. Встречаются случаи, когда в качестве кормовых добавок используются кормовые антибиотики и гормональные вещества, что негативно сказывается не только на здоровье животных, но и здоровье человека, употребляющего в пищу продукцию от данных животных. В случае отмены регистрации кормовых добавок это может привести к поставке некачественных и небезопасных кормовых добавок, что в свою очередь отразится как на здоровье животных, так и на качестве животноводческой продукции".
Опять идет речь о продуктивных животных! И опять здоровье человека напрямую, по логике Россельхознадзора, зависит от безопасности кормовых добавок для непродуктивных животных!
В проекте закона разработчики оставили множество лазеек для двоякого прочтения статей, так, по мнению СПЗ, в законе прямого действия недопустимо употребление понятий "иные", "другие" и т.п.
Не согласны с положениями проекта импортеры и экспортеры кормов, кормовых добавок и лекарственных средств для животных, сложившаяся практика получения разрешений на ввоз и вывоз товаров требует изменений, которые не предусмотрены законопроектом.
Особую озабоченность предпринимателей вызывает появление статьи 19 прим, в которой подробно описываются ветеринарные исследования, обследования, экспертизы, предшествующие получению ветеринарных сопроводительных документов при перемещении грузов. Несмотря на заявление представителя Россельхознадзора, заместителя начальника Управления ветеринарного надзора Сергея Новикова, что выдача сопроводительных документов является надзорной функцией, а, следовательно, не требует взимания денег, из статьи 19 этого не видно. В пояснительной записке Минсельхоза указано, что внесение поправок в Закон "О ветеринарии" не потребует дополнительного бюджетного финансирования. Сразу возникает вопрос, если выдача справок сопровождается всякими исследованиями, то за чей счет они будут проводиться? Ответ очевиден.
Данная публикация не несет задачи дать полный анализ поправок в Закон "О ветеринарии". Для этого СПЗ предстоит внимательно изучить поправки, учесть все замечания участников "круглого стола", сформулировать их, соотнести с действующей нормативно-правовой базой и представить в Минсельхоз, Россельхознадзор, а также органы исполнительной и законодательной власти.
Обидно только одно, что опять нагрузка ложится на СПЗ, а предприниматели будут только звонить и спрашивать, ну, что, удалось что-то сделать?
СПЗ обращается еще раз ко всем участникам рынка - давайте объединим свои усилия, чтобы не получить вновь закон, который затем будем критиковать и пытаться обойти.

Новые препараты в России

Фирма "Норбрук" обосновалась в Москве

Один из участников Отраслевого Союза "Ветеринария", московская ветеринарная компания "ВетИмпекс", стала единственным официальным дистрибьютором в России новых препаратов производства фирмы Norbrook Laboratories Limited (Великобритания).
Компания, Norbrook Laboratories Limited была основана в 1968 году, и на сегодняшний день является одним из мировых лидеров в производстве ветеринарных препаратов. Реализация новых для России препаратов ("Норокарп", "Бетамокс LA" и "Нороклав") началась в конце ноября. Договор дистрибуции был заключен в 2008-м году. До недавнего времени препараты проходили государственную регистрацию.
Теперь в столице можно приобрести: нестероидное противовоспалительное средство для собак и кошек "Норокарп" (таблетированная и инъекционная формы карпрофена) и антибактериальные препараты для мелких домашних и сельскохозяйственных животных "Бетамокс LA" (пролонгированный инъекционный амоксициллин) и "Нороклав" (таблетированный и инъекционный амоксициллин с клавулановой кислотой).
"Препараты, разработанные в научном центре компании "Норбрук", дешевле аналогов при гораздо лучшей однородности инъекционных растворов, благодаря чему достигается быстрота и эффективность действия препаратов", - будучи ветеринарным врачом по образованию, утверждает генеральный директор компании "ВетИмпекс" Наталья Лаврова.

Профессиональное образование по кинологии

С 1 января 2010 года вводится в действие образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности "Кинология"

В Минюсте РФ 08.12.2009 зарегистрирован (рег. N 15405) приказ Минобрнауки "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 111701 КИНОЛОГИЯ", сообщает Консультант Плюс.
В утвержденном федеральном государственном образовательном стандарте содержатся характеристика подготовки по специальности "111701 Кинология", характеристика профессиональной деятельности выпускников, требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы и к ее структуре. Область профессиональной деятельности выпускников - организация и выполнение работ, а также оказание услуг по разведению, выращиванию, содержанию и уходу за собаками, подготовке и применению собак в различных службах (в том числе в хозяйственной деятельности, спорте и промысловой охоте, в службах охраны, при розыскных и спасательных работах).

СПЗ в 2009-м

Союз предприятий зообизнеса (СПЗ) опубликовал отчет о деятельности в 2009 году

1. Проведение "круглого стола" по теме: "Требования, предъявляемые к помещениям и оборудованию соискателей лицензий на фармацевтическую деятельность в сфере оборота лекарственных средств для животных" в рамках деловой программы международной выставки "Зерно. Комбикорма. Ветеринария" (4 февраля, ВВЦ). В мероприятии приняли участие более 80 предпринимателей из 27 регионов России.
В работе "круглого стола" принял участие Директор Департамента ветеринарии Минсельхоза России И.К. Рождественский. Разъяснения по вопросу применения Россельхознадзором медицинских требований к аптечным учреждениям по отношению к прилавкам в зоомагазинах и ветеринарным киоскам, данные Рождественским, предпринимательское сообщество не удовлетворили.
В ходе работы выставки председатель подкомитета по зообизнесу Т.И. Колчанова провела рабочую встречу с главным санитарным врачом России Г.Г. Онищенко, на которой обсудила проблемы, поднятые на "круглом столе".
По результатам "круглого стола" было подготовлено обращение к Онищенко. В разъяснении, полученным из Роспотребнадзора, были четко обозначены требования, которые должны предъявляться к соискателю лицензии на фармацевтическую деятельность в сфере оборота лекарственных средств для животных при получении санитарно-эпидемиологического заключения. Также Роспотребнадзор разослал письма во все свои территориальные подразделения с изложением четких требований и с указанием о запрете взимать деньги с предпринимателей за проведение санитарной экспертизы помещений соискателей лицензии.
Одновременно было подготовлено обращение инициатора создания подкомитета - Союза предприятий зообизнеса (СПЗ) - к главному санитарному врачу Москвы Н.Н. Филатову с предложением о заключении соглашения о сотрудничестве между СПЗ и Управлением Роспотребнадзора по г. Москве. Соглашение было подписано.

2. Подготовка и проведение VI Форума субъектов предпринимательства в сфере зообизнеса.
9 апреля, ТПП РФ. В Форуме приняли участие около 100 предпринимателей, представители Минсельхоза РФ, Россельхознадзора, центрального аппарата Роспотребнадзора, Управления Роспотребнадзора по г. Москве, Федеральной антимонопольной службы.
В ходе работы Форума были рассмотрены и обсуждены проблемы зообизнеса, намечены пути их решения, изложенные в Резолюции Форума. По поручению участников Форума подкомитет подготовил ряд обращений в Министерства и ведомства. Был подготовлен анализ основных административных барьеров в зообизнесе и ветеринарии.
15 апреля по поручению участников VI Форума субъектов предпринимательства в сфере зообизнеса председатель подкомитета по предпринимательству в сфере зообизнеса, генеральный директор СПЗ Татьяна Колчанова направила обращение к Министру сельского хозяйства Российской Федерации Елене Скрынник.
В письме были изложены все проблемы и пути их решения, на взгляд предпринимателей, изложенные в резолюции Форума. Напомним, что на Форуме обсуждались административные барьеры, мешающие развитию нашей отрасли: отсутствие понятийного аппарата в Законе "О ветеринарии", избыточная регистрация кормовых добавок, монополистическая деятельность ФГУ "ВГНКИ"; ограничение прав предпринимателей при ввозе на территорию России, вывозе и перемещении по стране кормов, кормовых добавок и лекарственных средств для животных (отказ в выдаче Россельхознадзором разрешений на ввоз из ряда стран, выдача сопроводительных ветеринарных документов за плату); создание угрозы массовых заболеваний, общих для человека и животных в связи с введением лицензирования реализации всех лекарственных средств для животных, независимо от их назначения, ограничение прав индивидуальных предпринимателей при получении лицензий на фармацевтическую деятельность, отсутствие требований Россельхознадзора, утвержденных Минсельхозом РФ, к помещениям и оборудованию соискателей лицензии.
К письму были приложены два документа - резолюция Форума и список административных барьеров (со ссылкой на конкретные нормативно-правовые и ненормативные документы, которыми пользуются в своей деятельности Минсельхоз РФ и Россельхознадзор с указанием авторов данных документов), представленных Союзом предприятий зообизнеса в рабочую группу по снижению административных барьеров в предпринимательстве Минэкономразвития РФ.
Также в обращении указано, что снятие данных барьеров с предпринимателей является конкретным действием по выполнению программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.

3. Создание представительства СПЗ в Сибирском Федеральном округе.
В рамках формирования региональных представительств Союза предприятий зообизнеса и в соответствии с Указом Президента о тесном взаимодействии общественных объединений предпринимателей с органами исполнительной власти, с 27 по 29 апреля состоялся визит Председателя Правления СПЗ Сергея Спирина г. Новосибирск.
27 апреля 2009 года в рамках рабочей встречи с депутатами Новосибирского областного Совета были обсуждены организационные вопросы взаимодействия Союза предприятий зообизнеса и депутатского корпуса Новосибирской области по внесению дополнений и изменений в законодательную базу в сфере ветеринарии, деятельности субъектов малого предпринимательства при оптовой и розничной реализации товаров для животных, в том числе и лекарственных средств. Непосредственное взаимодействие Сибирского представительства СПЗ будет осуществляться с депутатом Новосибирского областного совета Александром Замираловым. В процессе рабочей встречи также были затронуты вопросы взаимодействия с Управлением ветеринарии Новосибирской области.
28 апреля 2009 года в Новосибирске состоялась рабочая встреча Председателя Правления Союза предприятий зообизнеса Сергея Спирина с заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Новосибирской области Алексеем Магеровым и руководителем отдела государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных и безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля Надеждой Никулиной.
Были обсуждены вопросы взаимодействия Сибирского представительства СПЗ и Россельхознадзора Новосибирской области по соблюдению законности и защите прав предпринимателей при проведении государственного ветеринарного контроля и надзора на предприятиях зообизнеса, субъектов малого предпринимательства Новосибирской области, лицензирования фармацевтической деятельности при обороте лекарственных средств, предназначенных для животных, реализации товаров для непродуктивных животных и ведении ветеринарной деятельности.

4. Заседание рабочей группы по вопросу выдачи санитарно-эпидемиологических заключений.
18 мая 2009 года по инициативе СПЗ в Управлении Роспотребнадзора в рамках Соглашения о сотрудничестве СПЗ и Роспотребнадзора по г. Москве состоялось заседание рабочей группы, на котором обсуждался вопрос выдачи санитарно-эпидемиологических заключений на ведение фармацевтической деятельности в сфере оборота лекарственных средств для животных.
Необходимость проведения данного заседания была вызвана следующими обстоятельствами. Федеральным государственным учреждением здравоохранения (ФГУЗ) Москвы было выпущено разъяснение о порядке проведения санитарных экспертиз объектов, на которых предполагается ведение фармацевтической деятельности при обороте лекарственных средств для животных. Корпоративные интересы ФГУЗ не позволили чиновникам внимательно ознакомиться с законодательной базой РФ. В связи с этим фармацевтическая деятельность при обороте лекарственных средств для животных была приравнена к фармацевтической деятельности при обороте лекарственных средств для людей.
На заседании было принято решение о возврате функции контроля за ветеринарной деятельностью, в том числе за фармацевтической деятельностью на объектах, осуществляющих оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами для животных, специалистам по надзору за объектами коммунально-бытового назначения территориальных отделов Управления Роспотребнадзора г. Москвы.
Также на заседании заместитель руководителя Роспотребнадзора С.Г. Фокин особо подчеркнул, что предприниматели в заявлении на выдачу санитарно-эпидемиологического заключения на ведение фармацевтической деятельности в сфере оборота лекарственных средств для животных должны обязательно указывать "в целях лицензирования". В этом случае заключение выдается в течение 60 дней на безвозмездной основе (согласно приказа N 224 Роспотребнадзора).

5. Рабочая встреча с Директором Департамента ветеринарии Минсельхоза России И.К. Рождественским.
20 мая состоялась встреча представителей СПЗ с Директором Департамента ветеринарии Минсельхоза России И.К. Рождественским.
По поручению Министра сельского хозяйства России Елены Скрынник были обсуждены вопросы, отраженные в резолюции VI Форума субъектов предпринимательства в сфере зообизнеса.
По вопросу лицензирования было принято решение повторно инициировать обращение в Правительство РФ об отмене лицензирования розничной реализации готовых форм лекарственных средств для животных, не предназначенных для специфической диагностики и профилактики инфекционных болезней. Татьяна Колчанова доложила о нарушениях, допускаемых территориальными управлениями Россельхознадзора при осуществлении ими функции лицензирования - неправомочные отказы в выдаче лицензий, предъявление незаконных требований к соискателям лицензий, несоблюдение сроков выдачи лицензий и т.д. на основании жалоб, поступающих в СПЗ из регионов. Она рассказала, что СПЗ помог Россельхознадзору подготовить циркулярное письмо в его территориальные органы, в котором изложены основные нарушения нормативно-правовой базы, допускаемые управлениями, и даны разъяснения, какими Законами и Постановлениями Правительства должны пользоваться представители Россельхознадзора при осуществлении функции лицензирования. Иван Рождественский одобрил эту инициативу СПЗ и заверил, что и в дальнейшем будет держать данный вопрос под контролем.
Также представители подкомитета указали на несоответствие статьи 29 ФЗ "О лекарственных средствах" - "Продажа лекарственных средств организациями оптовой торговли лекарственными средствами", в которой не предусмотрена реализация лекарственных средств для животных фермерам и сельхозпредприятиям, которые по определению не могут иметь лицензию на фармацевтическую деятельность. Рождественский заверил, что Минсельхоз России возьмет на себя инициативу внесения необходимого дополнения в ФЗ "О лекарственных средствах".
Подробно обсуждалась ситуация, приведшая к ограничению прав предпринимателей при ввозе на территорию России подконтрольных ветеринарной службе грузов (кормов и кормовых добавок для непродуктивных животных). И. Рождественский проинформировал, что требование о включении предприятий-экспортеров в списки, представляемые ветеринарными службами стран-экспортеров в Россельхознадзор, касается всех видов продукции, подконтрольных ветеринарной службе России. Это вызвано ужесточением контроля за безопасностью продукции и сырья животного происхождении при ввозе товаров на территорию нашей страны и повышением ответственности стран-производителей перед российскими потребителями. В то же время Рождественский согласился с доводами Департамента законодательства ТПП РФ, полученными СПЗ, что основание отказа в выдаче разрешений на ввоз, изложенное в указании Россельхознадзора N ФС-НВ-2/12044 от 27.11.08 г., а именно "Доведите до сведения российских импортеров указанной продукции, что им надлежит в обязательном порядке довести до экспортеров информацию о необходимости включения предприятий-поставщиков в перечень предприятий, имеющих право на экспорт продукции в Российскую Федерацию. Указанный перечень формируется госветслужбой страны-экспортера и в установленном порядке представляется в Россельхознадзор. Данную информацию доведите до сведения подведомственных организаций государственной ветеринарной службы, а также заинтересованных организаций", является не законным. Функция составления списков предприятий-экспортеров возложена на Россельхознадзор, а не на предпринимателей.
На встрече было обсуждено предложение, изложенное в резолюции Форума, по внесению изменений в Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из РФ животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных. СПЗ предложил приравнять корма для непродуктивных животных к готовым продуктам животного происхождения промышленного изготовления, прошедших термическую обработку, для ввоза которых не требуется разрешения на ввоз главного ветеринарного инспектора РФ. Минсельхоз России готов выступить с инициативой внесения этого дополнения в Регламент.
В очередной раз был поднят вопрос и о тарифах ФГУ "ВГНКИ" на оказание услуг по исследованиям лекарственных средств и кормовых добавок для их регистрации. Представители СПЗ выразили несогласие предпринимателей с тем, что при заключении договоров на оказание данной услуги, ФГУ "ВГНКИ" не предоставляет сметы расходов с исчерпывающим списком испытаний и цены на них. Рождественский согласился с претензиями предпринимателей и дал указание ФГУ "ВГНКИ" впредь при заключении договоров представлять подробную смету. По его мнению, эта мера снимет напряженность, и позволит предпринимателям осознанно принимать решение о финансовой целесообразности производства или импорта конкретных видов лекарственных средств и добавок.
В то же время он не согласился с доводами предпринимателей об избыточности регистрации кормовых добавок, сказав, что для крупных производителей и импортеров цена на испытания не является барьером в их деятельности, а за мелкими производителями, которые "на коленке" смешивают компоненты некого продукта, который потом называют кормовой добавкой, контроль со стороны ветеринарной службы в виде регистрации, просто необходим, чтобы оградить потребителя от некачественных товаров.
На встрече был обсужден и еще один вопрос, отраженные в резолюции Форума, о внесение изменений и дополнений в нормативно-правовую базу с целью установления списка товаров для животных надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату. Речь идет об обуви и одежде для животных, переносках, домиках, лежаках, ошейниках и т.п., которые по действующему законодательству могут быть возвращены в течение 14 дней со дня покупки. В то же время эти товары являются фактором передачи особо опасных и карантинных заболеваний, в том числе общих для человека и животных. Минсельхоз взял на себя инициативу обращения в Минздравсоцразвития России с ходатайством о внесении необходимых изменений в действующую нормативно-правовую базу.

6. Дело об импортерах.
По вопросу незаконности отказа выдачи импортерам разрешения на ввоз на территорию РФ кормов и кормовых добавок СПЗ подготовил ряд обращений:
- В ТПП РФ с просьбой дать правовую оценку действиям Россельхознадзора. В ответе поддержана позиция подкомитета.
- В Минюст России с просьбой подтвердить, что указание Россельхознадзхора не является нормативно-правовым актом, а следовательно, не могло быть причиной отказа. Получен ответ, подтверждающий мнение участников Форума.
- В Федеральную антимонопольную службу и Генеральную Прокуратуру России о незаконных действиях Россельхознадзора, выразившихся в нарушении ст. 15 Закона "О конкуренции.

7. Рабочая встреча с главным ветеринарным инспектором России Н.А. Власовым.
По проблемам ввоза кормов и кормовых добавок после обращения участников Форума Департамент экономической безопасности и противодействия коррупции ТПП РФ обратился к главному ветеринарному инспектору РФ Н.А. Власову с предложением провести рабочую встречу по всему комплексу проблем, возникших у импортеров.
29 июля в Россельхознадзоре состояла встреча с Н.А. Власовым, в которой приняли участие представители СПЗ, ТПП РФ (подкомитет по предпринимательству в сфере зообизнеса, Департамент по работе с общественными объединениями предпринимателей, Департамент экономической безопасности и противодействия коррупции), а также начальник Управления ветеринарного надзора Россельхознадзора Станислав Захаров, представители отделов Государственного ветеринарного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте, сотрудничества с ветеринарными службами зарубежных стран и международными организациями, правовой работы.
Заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов обрисовал ситуацию, которая сложилась в сфере импорта кормов и кормовых добавок. После выхода Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из РФ животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, утвержденного приказом N 1 от 9 января 2008 года Министерством сельского хозяйства Российской федерации, в котором в п. 3.16 сказано: "Ввоз на территорию Российской Федерации поднадзорных грузов осуществляется с предприятий (судов) страны-экспортера, проинспектированных государственной ветеринарной службой Российской Федерации и внесенных в список предприятий, осуществляющих экспорт в Российской Федерации", во исполнение регламента Россельхознадзором были приняты следующие меры. В середине ноября 2008 года Россельхознадзор направил письма во все страны-экспортеры с просьбой предоставить списки предприятий, осуществляющих экспорт своей продукции в Россию. Часть стран оперативно данные списки предоставили. Однако есть страны, в частности, США, которые до сих пор эти списки не сформировали.
В то же время Власов отметил, что указание N ФС-НВ-2/12044 от 27.11.08 г., на основании которого импортерам было отказано в выдаче разрешений, не является нормативно-правовым актом, а, следовательно, не могло оказать влияния на предпринимательскую деятельность, и не требовало обязательного исполнения хозяйствующими субъектами.
В ходе встречи была достигнута договоренность о проведения Россельхознадзором предварительных обсуждений с предпринимательским сообществом проектов законодательных и нормативно-правовых актов.

8. ФАС против Россельхознадзора.
По обращению СПЗ Федеральная антимонопольная служба России 1 июля возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Признаки нарушения части 1 статьи 15 закона "О защите конкуренции" антимонопольная служба усмотрела в отказе Россельхознадзора выдавать хозяйствующим субъектам - реализаторам импортных зоотоваров - разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации поднадзорных грузов, к категории которых относится реализуемая участниками рынка продукция. По данным, имеющимся в ФАС России, Россельхознадзор выставил необоснованное требование к субъектам рынка импортных зоотоваров совершать действия, не предусмотренные действующим законодательством.
30 июля в Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации состоялось заседание Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору на основании обращения Союза предприятий зообизнеса.
В заседании приняли участие представители СПЗ, подкомитета по предпринимательству в сфере зообизнеса, Департамента по работе с общественными объединениями предпринимателей, Департамента экономической безопасности и противодействия коррупции ТПП РФ.
Предметом рассмотрения дела являлись вопросы бездействия Россельхознадзора, выразившиеся в ненадлежащем исполнении государственной функции по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, а также необоснованного требования от субъектов рынка импортных зоотоваров совершения действий, обязывающих их доводить до сведения экспортеров таких товаров информацию о необходимости включения предприятий-поставщиков в перечень предприятий, имеющих право на экспорт продукции в Российскую Федерацию, что не предусмотрено действующим законодательством.
Союзом предприятий зообизнеса была представлена следующая позиция по существу рассматриваемого дела. По мнению СПЗ, Россельхознадзор не выполнил надлежащим образом функцию, возложенную на него п. 3.16 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из РФ животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, утвержденного приказом N 1 от 9 января 2008 года Министерством сельского хозяйства Российской федерации, а именно не проинспектировал предприятия стран-экспортеров и не внес их в список предприятий, осуществляющих экспорт в Российскую Федерацию. Бездействие Россельхознадзора, выраженное в ненадлежащем исполнении функции по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию подконтрольной государственной ветеринарной службе продукции, привело к нарушению Россельхознадзором п. 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26 июля 2006 г.
В результате законопослушные предприниматели, импортирующие данный вид продукции, понесли значительные убытки, ими были нарушены обязательства импортеров по отношению к своим контрагентам, как за пределами России, так и на ее территории.
В результате рассмотрения дела ФАС России признал, что деятельность Россельхознадзора объективно препятствовала конкуренции в Российской Федерации и ущемила интересы ряда хозяйствующих субъектов. Таким образом, Россельхознадзором были нарушены требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
ФАС России принял решение о выдаче предписание Россельхознадзору с требованием прекратить противозаконные действия и в течение одного месяца проинформировать ФАС о принятых мерах.
Генеральная Прокуратура России подтвердила выводы ФАС.
Попытки Россельхознадзора оспорить решение ФАС в Арбитражном суде г. Москвы 26 ноября 2009 г. не увенчалась успехом. Суд оставил без удовлетворения заявление Россельхознадзора о признании недействительным решения и предписания ФАС.

9. Рабочая группа по снижению административных барьеров в предпринимательстве рассмотрела барьеры в зообизнесе и ветеринарии.
23 сентября в Минэкономразвития России состоялось заседание рабочей группы по снижению административных барьеров, на которой были представлены материалы, подготовленные СПЗ и подкомитетом по предпринимательству в сфере зообизнеса Торгово-промышленной палаты РФ. Были рассмотрены следующие административные барьеры, тормозящие развитие отрасли:
-. Отсутствие понятийного аппарата (термины и определения) в Законе "О ветеринарии". Отсутствие понятийного аппарата в Законе приводит к произвольному толкованию понятий, используемых как в самом законе, так и в других нормативно-правовых актах. По опыту работы Минсельхоз РФ и Россельхознадзор произвольно трактует термины и определения, употребляемые в нормативно-правовых документах.
В Минэкономразвития в настоящее время Минсельхозом России представлена новая редакция Закона "О ветеринарии", в которой также отсутствует понятийный аппарат. Союзу предприятий зообизнеса поручено разработать термины и определения, которые необходимо внести в закон.
- Регистрация кормовых добавок.
СПЗ предложил исключить процедуру регистрации кормовых добавок из всех нормативно-правовых актов, как избыточную функцию. Члены рабочей группы поддержали это предложение.
- Ущемление прав предпринимателей при регистрации лекарственных средств и кормовых добавок. Произвольное толкование чиновниками статьи 16 Закона "О ветеринарии", согласно которой "Вакцины и другие средства защиты от болезней животных" (к которым относят, в том числе, и кормовые добавки) должны проходить испытания в институте-монополисте ФГУ "ВГНКИ", что при отсутствии тарифов, утвержденных Россельхознадзором, приводит к произвольному назначению цен на услуги, оказываемые ФГУ "ВГНКИ".
Представители Минэкономразвития предложили рассмотреть на следующем заседании два варианта решения этой проблемы. Первый - провести демонополизацию и дать возможность другим аккредитованным 4-5 лабораториям проводить испытания лекарственных средств для животных. Второй - обязать государственный орган исполнительной власти регулировать цены на данные виды услуг.
- Выдача сопроводительных документов на подконтрольную ветеринарной службе продукцию.
Была поддержана позиция СПЗ об отмене выдачи справок на перемещение грузов промышленного изготовления (при наличии сертификатов и накладных).
- Ограничение прав предпринимателей при ввозе на территорию России подконтрольных ветеринарной службе грузов (кормов и кормовых добавок для непродуктивных животных).
Предложение СПЗ состояло в том, чтобы использовать норму, приписанную в ст. 3.25 Административного регламента исполнения Федеральной службой ветеринарном и фитосанитарному надзору государственной функции по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции: "Не требуется получение разрешения на ввоз:
- готовых продуктов животного происхождения промышленного изготовления, прошедших термическую обработку, готовых изделий из сырья животного происхождения, обработанных заводским способом, изготовленных в соответствии с требованиями стандартов и нормативов, при их ввозе из стран, благополучных по инфекционным болезням животных, включенным в перечень подлежащих обязательному декларированию болезней животных Всемирной организации здравоохранения животных (далее - инфекционные болезни животных), и на которые не наложены никакие ограничения" и для кормов и кормовых добавок для непродуктивных животных.
Члены рабочей группы внесли другое предложение - внести поправки в статью 3.16 Административного регламента, которая гласит, что "Ввоз на территорию Российской Федерации поднадзорных грузов осуществляется с предприятий (судов) страны-экспортера, проинспектированных государственной ветеринарной службой Российской Федерации и внесенных в список предприятий, осуществляющих экспорт в Российской Федерации", исключив данное условие в отношении кормов и кормовых добавок для непродуктивных животных.
- Несовершенство законодательства в сфере лицензирования фармацевтической деятельности при обороте лекарственных средств для животных.
Рабочая группа согласилась с предложением СПЗ по выводу из реестра лекарственных средств для животных в отдельную группу ряда товаров, реализация которых не требует наличия лицензии (средства для защиты кошек и собак от блох и клещей: ошейники, спреи, шампуни, контрацептивы для кошек и другие профилактические средства бытового назначения). Также был рассмотрен вопрос о возможности получения лицензии ИП при отсутствии у него ветеринарного или фармацевтического образования (при наличии в штате специалиста с соответствующим образованием).

10. Подготовка заключений для рабочей группы по снижению административных барьеров на проекты изменений и дополнений в закон "О ветеринарии" и технический регламент "О требованиях к безопасности объектов, обеспечивающих ветеринарно-санитарное благополучие на территории Российской Федерации", представленных Минсельхозом России.
По поручению рабочей группы по снижению административных барьеров в предпринимательстве в октябре подкомитетом были подготовлены заключения на проекты изменений и дополнений в закон "О ветеринарии" и технический регламент "О требованиях к безопасности объектов, обеспечивающих ветеринарно-санитарное благополучие на территории Российской Федерации", представленных Минсельхозом России. После анализа законопроектов, в которых содержатся многочисленные административные барьеры, подкомитет выступил с инициативой обсуждения данных законопроектов на заседании рабочей группы.

11. Участие представителей СПЗ в работе рабочей группы Комиссии Правительства РФ по снижению административной реформе. Выработка позиций СПЗ по всем существующим административным барьерам.
Данная работа продолжается и в декабре текущего года.

12. Участие представителя СПЗ во встрече с Президентом России по развитию малого и среднего предпринимательства.
5 августа, в подмосковном Звенигороде Президент России Дмитрий Медведев провел совещание по развитию малого и среднего бизнеса. В числе десяти приглашенных на встречу предпринимателей интересы зообизнеса представлял Председатель Правления Союза предприятий зообизнеса, председатель Комиссии по зообизнесу "ОПОРЫ РОССИИ" Сергей Спирин.
Президент России уделил большое внимание дорогостоящим платным услугам, оказываемым, в том числе и структурами-монополистами, входящими в различные органы исполнительной власти. Председатель Правления СПЗ представил справку по оказанию услуг ФГУ "ВГНКИ", в которой говорится: "Согласно статье 16 Закона РСФСР от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" вакцины, другие средства защиты животных от болезней допускаются к производству, внедрению и применению на основании заключения института-монополиста ФГУ "ВГНКИ".
Согласно ст. 7 Правил государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, утвержденных Минсельхозом РФ 1 апреля 2005 г. N 48, экспертиза лекарственных средств и добавок осуществляется ФГУ "ВГНКИ" по соглашению сторон. Отсутствие утвержденных тарифов на оказание услуг монополистом ФГУ "ВГНКИ" приводит к произвольному назначению цен за свои услуги данным учреждением, которые исчисляются сотнями тысяч рублей. Это обстоятельство является препятствием для развития отечественной науки и производства".
Дмитрий Медведев отметил, что если при каком-то органе исполнительной власти, выполняющем контрольные и надзорные функции, пригрелись предприниматели или государственные учреждения, то этот факт является прямым индикатором для МВД или Прокуратуры.

13. Создание технического комитета по стандартизации продукции и услуг.
Необходимость создания Технического комитета "Продукция и услуги для непродуктивных животных" вызвана отсутствием нормативно-технической регулирующей базы отрасли непродуктивных животных, которая была бы независимой от нормативной базы в отрасли сельскохозяйственных/продуктивных животных и лекарственных средств для животных.
Основания для создания технического комитета:
Состояние отрасли продукции и услуг для непродуктивных животных
В настоящее время отсутствуют документы, регламентирующие оборот данной группы продукции и услуг:
- нет кодов ОКП (реально соответствующих существующей на рынке номенклатуре продукции) и их формального согласования с кодами ТН ВЭД;
- нет санитарных норм и правил по данной категории средств и услуг;
- нет требований к условиям производства и реализации продукции, и оказания услуг;
- нет регламентации правил сертификации данной продукции и услуг, и, следовательно, нет органов по сертификации.
В сложившейся ситуации производители вынуждены производить данную категорию продукции, ориентируясь на требования других отраслей, сертифицировать под кодами на средства для дезинфекции и т.п. или регистрировать как лекарственные средства, что необоснованно усложняет все процессы, повышает стоимость продукции, делает продукцию труднодоступной для потребителя, создает разногласия в маркировке и сопроводительной документации при обороте этих средств. Это дает возможность контролирующим инстанциям, таможне трактовать как угодно конкретные ситуации и предъявлять претензии. Отсутствуют стандарты деятельности ветеринарных клиник, нет требований к оборудованию, его количественному и качественному составу, отсутствуют нормы площади, не регламентированы обязательные действия и манипуляции ветеринарного врача при оказании экстренной помощи животным, что негативно сказывается на качестве оказания данного вида услуг.
Основная цель создания ТК:
создание нормативной базы по стандартизации, оптимизации, упрощению, удешевлению оборота продукции и услуг для непродуктивных животных.

14. "Круглый стол" по теме "Лицензирование фармацевтической деятельности" в Санкт-Петербурге.
26 ноября 2009 года в рамках деловой программы Международной специализированной выставки "ЗООСФЕРА" в Санкт-Петербурге состоялся "круглый стол" по теме: "Лицензирование фармацевтической деятельности". Организаторы "круглого стола" - Комитет по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере ТПП РФ, подкомитет по предпринимательству в сфере зообизнеса ТПП РФ, Союз предприятий зообизнеса, Ассоциация предприятий зооиндустрии. В мероприятии планируется участие предпринимательского сообщества и представителей исполнительной власти Санкт-Петербурга - Управления ветеринарии Администрации Санкт-Петербурга, территориального Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу. В ходе проверки деятельности ТУ Россельхознадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Центральным аппаратом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору был выявлен ряд нарушений как со стороны предпринимателей при оформлении документов на получение лицензии, так и со стороны чиновников. В ходе "круглого стола" предприниматели получили исчерпывающую информацию по всем вопросам, связанным с лицензированием фармацевтической деятельности.
В работе "круглого стола" приняли участие 57 предпринимателей из 21 региона России.
На сайте СПЗ опубликована стенограмма заседания, аудиозапись, а также ответы на часто задаваемые предпринимателями вопросы.

15. Обсуждение законопроекта "Обсуждение проекта Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии".
8 декабря 2009 г. в 14.00 в Торгово-промышленной палате России по состоялся "круглый стол" по теме: "Обсуждение проекта Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии". "Круглый стол" был организован подкомитетом по предпринимательству в сфере зообизнеса и Союзом предприятий зообизнеса. В его работе кроме СПЗ приняли участие представители Россельхознадзора, Комитета ветеринарии г. Москвы, ветеринарных служб силовых структур, Российского зернового союза, Ассоциации производителей кормов, Отраслевого Союза "Ветеринария".
Предложения, высказанные участниками заседания будут представлены в Минсельхоз РФ и в комиссии по снижению административных барьеров и по административной реформе Правительства РФ.

16. Консультационная, методическая, информационная, юридическая и практическая помощь предпринимателям.
В течение всего отчетного периода в СПЗ обратилось более 3000 предпринимателей, которым была оказана консультационная, методическая, информационная, юридическая и практическая помощь.
В ряде случаев были подготовлены запросы и жалобы в Минсельхоз РФ, Россельхознадзор, Генеральную Прокуратуру России. В результате предпринимателям, пострадавшим от произвола чиновников, была оказана помощь и восстановлены их права.

17. Информационная поддержка.
В течение всего периода деятельность подкомитета и СПЗ освещалась отраслевыми газетами, журналами, Интернет-порталами, а также центральными СМИ.

"Зоо Россия 2010": деловая программа для грумеров и зоостилистов

В рамках международной выставки "Зоо Россия 2010" состоится ставший уже традиционным профессиональный конкурс грумеров и зоостилистов, сообщает пресс-служба выставочной компании "Асти Групп".
В этом году жюри конкурса возглавит Умберто Лехман - президент Европейской Ассоциации Грумеров. В составе жюри также Китти Кук - обладатель многочисленных наград и медалей, победитель конкурса "Интергрум" в Нью-Йорке.
В рамках выставки также пройдут специальные семинары и мастер-классы для грумеров, которые проведут Данелле Герман, президент Национального института груминга кошек США и Китти Кук, директор компании "Трансгрум" (Бельгия). Грумеры и зоостилисты узнают о том, как стать профессиональным грумером мирового ранга, как открыть свой салон, как грамотно подготовить собаку или кошку к выставке.
Компания "Асти Групп" приглашает всех, кто работает в индустрии красоты для животных принять участие в конкурсе, семинарах и мастер-классах, которые пройдут в рамках международной выставки "Зоо Россия 2010" (18-21 февраля, Москва, МВЦ "Крокус Экспо", 1 павильон, 1 зал).

Международная конференция "Проблемы и перспективы зообизнеса в России"

18 февраля 2010 года в рамках международной выставки "Зоо Россия 2010" (18-21 февраля, Москва, "Крокус Экспо") состоится международная конференция "Проблемы и перспективы зообизнеса в России", сообщает пресс-служба выставочной компании "Асти Групп".
На конференции будут рассмотрены наиболее актуальные темы, волнующие специалистов отрасли зообизнеса:
- влияние экономического развития на рынок сбыта продукции и спрос;
- процедура ввоза ветеринарных препаратов, трудности и потребности поставщиков, ближайшие перспективы;
- расширение деятельности и укрепление позиций торгово-розничных сетей и др.
Участники конференции смогут обменяться информацией и получить конкретные рекомендации по вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью.

TRINET. Интернет решения. Арт-дизайн. Разработка ПО

В избранное