Участники Союза предприятий зообизнеса оспаривают решения Россельхознадзора
27 июня 2008 года Арбитражный суд принял к делопроизводству заявления ООО "Близнецы-А", ООО "Близнецы-Вет" и ООО "Близнецы-Аква" по факту незаконного отказа в выдаче лицензий для осуществления фармацевтической деятельности.
Управление Россельхознадзора по г. Москве и Московской области уведомлено о подаче заявлений. Отказ в выдаче лицензий для осуществления фармацевтической деятельности основывался на факте хранения на территории предприятий, участников Союза предприятий зообизнеса, лекарственных средств с истекшим сроком реализации и наличием за ветеринарным аптечным прилавком (в ветеринарной аптеке) в момент проводимых проверок, наряду с ветеринарными специалистами, лиц, имеющих медицинское образование.
Союз предприятий зообизнеса, ООО МСП "ОПОРА РОССИИ" и Торговая-промышленная палата Российской Федерации назначили своих представителей для участия в арбитражных процессах, связанных с незаконным отказом в выдаче лицензий.
По поступающей информации в Союз предприятий зообизнеса от участников зоотоварного рынка и рынка ветеринарных услуг, при проведении проверок соискателей лицензии на занятия фармацевтической деятельностью имеют место массовые нарушения существующего законодательства со стороны чиновников ТУ Россельхознадзора.
Домашних животных россиян кормят иностранцы
Рынок товаров для животных в Москве и Санкт-Петербурге прирастает на 20-30% в год, т.е. в 2 раза быстрее, чем за рубежом. Однако он, как и многие другие потребительские рынки в России, в целом не отличается глубиной. По оценкам аналитиков, он в 50 раз меньше глобального рынка товаров для животных и составляет, по данным маркетингового агентства
"Евромонитор", около 36 млрд рублей.
Возможно, именно по этой причине зарубежные ретейлеры не спешат с приходом в РФ. Иностранный капитал не рвется в российскую розницу, удовлетворившись лидерством в производстве реализуемых товаров. Так, зарубежные компании по производству кормов контролируют 90% рынка.
"Доля российских производителей пока минимальна. В нашей сети, наверное, 2-3%, - подтверждает в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" генеральный директор сети Cats & dogs Игорь Луцков. - Рынок производства зоотоваров и еды для животных пока не так развит. Видя, какие рекламные бюджеты вкладываются в продвижение международных торговых марок, мы ориентируемся на них".
Компания Mars (известная марками Chappi, Pedigree, Whiskas, Kitekat) контролирует 60% рынка в России, - подсчитали аналитики. Nestle Purina - 13,9% (10% премиального сегмента с маркой Pro Plan); Royal Canin - 7,5% (50% премиального сегмента, Royal Canin принадлежит Mars); компания Hill"s - 4,8% (1/3 премиум-сегмента); еще 13,8% - приходится на долю прочих компаний.
При этом мировые гиганты уже имеют заводы по производству кормов и в России, а некоторые сети ("Ашан", "Перекресток") продвигают корма для животных под собственными марками (private label), закупая их также в России у независимых производителей.
Отметим, что в нашей стране товары для животных преимущественно реализуются не через специализированные сети, а независимыми ретейлерами. В США на их долю приходится 40% рынка, когда сети занимают лишь 25%. "В России ситуация похожа на американский рынок, как и на европейский. На долю сетевых ретейлеров приходится, по нашим оценкам, в Москве - порядка 20% рынка, еще 30% - на отдельные магазины, около 50% - на супермаркеты, гипермаркеты и открытые рынки, - говорит И.Луцков. - Регионы
менее развиты, на долю цивилизованного ретейла зоотоваров там приходится не более 10-15% рынка".
Напомним, крупнейшими сетями товаров для животных сегодня являются "Cats & dogs", "Бетховен", "38 попугаев", "Пинчер", "4 лапы", а также петербургские игроки "Лемур" и "Золотая рыбка". Как считают эксперты, список пока не слишком велик. Если сравнивать товары для животных с продуктовым ретейлом, рынок для братьев наших меньших отстает от продуктовой розницы на 7-8 лет.
Как ни странно, сравнение с продуктовой розницей наиболее корректно. Именно корма для животных остаются самой крупной нишей на рынке. Хотя есть на рынке и гостиницы для животных, и SPA-салоны с парикмахерскими, говорить о них за пределами двух столиц не имеет смысла.
"Так, одна из предпринимательниц, владелица зоомагазина в Томске выкупила под него площадь в самом центре города и создала элитный салон, - рассказывает генеральный директор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова. - У нее только дорогие зоотовары, аксессуары, клетки, корма. Каждый покупатель может прийти со своим животным, попить кофе, получить консультации, примерить ошейнички и т.д.". Стоит лишь оговориться, что Томск - столица одного из процветающих
нефтяных регионов и, возможно, такие же салоны имеет смысл открыть в Ханты-Мансийске, Тюмени и других городах.
На второе место по значимости эксперты ставят одежду для животных. Этот рынок в РФ занимает 1/10 часть зоорынка в целом.
Остается добавить, что маржа на рынке зоотоваров в России типична для сегмента FMCG и, в зависимости от формата магазина и товарной группы, составляет 35-40%. "Открытие магазина обходится в 2,5-3 млн рублей и окупается через год", - убеждает гость программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ И.Луцков.
"Почему же в таком случае американские сети PetsMart (900 магазинов) и PetCo (800 магазинов), немецкие Fressnapf (около 900 магазинов) и Futterhaus (150 магазинов) никак не дойдут до России? Одно из объяснений - недостаточное вовлечение владельцев животных в современные процессы, - считает И.Луцков. - На Западе на собаку или кошку в среднем тратится 2-3 тысячи долларов в год. У нас - от 600 до 1000. Рынок не настолько развит. Они придут через год,
два. Скорее всего, европейцы. Я не верю, что придут американские сети".
Любопытно, по числу домашних животных на душу населения Россия занимает второе место в мире после США. По данным "Комкон", у россиян 25-30 млн кошек и около 20 млн собак. Кошек держат в каждой третьей семье, а собак - в каждой пятой.