Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ZooWeb.ru - зоосайт для зообизнеса!



Псевдозащита прав потребителей дискредитирует саму сущность общественного контроля. По материалам Союза предприятий зообизнеса и региональных отделений НП "ОПОРА РОССИИ"

Руководитель комиссии по зообизнесу ООО МСП ОПОРА РОССИИ, председатель правления Союза предприятий зообизнеса Сергей Спирин прокомментировал информацию о фактах деятельности организаций псевдозащитв прав потребителей.
- Согласно поступавшей информации в течение 2006 года участилась деятельность отдельных общественных объединений потребителей, чьей фактической целью является не защита прав и законных интересов граждан в соответствие с законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 г. N 2300-1 (далее - Закон), а осуществление действий, имеющих признаки мошенничества, и направленных на извлечение прибыли. Деятельность подобных организаций псевдозащиты прав потребителей дискредитирует саму сущность общественного контроля за соблюдением прав потребителей и формирует в глазах предпринимательского сообщества страны крайне негативное представление о работе всех общественных объединений, представляющих интересы потребителей.
Данные совместного общероссийского исследования ОПОРЫ РОССИИ и ВЦИОМ "Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ", проводимого при поддержке Министерства экономического развития и торговли России (2006 год), подтверждают, что проверки со стороны общественных объединений потребителей в некоторых случаях серьезно препятствуют работе предприятий малого и среднего бизнеса.
Показательно, что опрошенные предприниматели, деятельность которых тормозится контрольно-надзорными органами, фактически приравнивают этот орган общественного контроля к деятельности традиционно проблемных государственных контролирующих инстанций - налоговых инспекций, органов противопожарного надзора и др.
Рейтинг "проблемных" контролирующих органов:
  • - правоохранительные структуры (22% опрошенных предпринимателей),
    - Роспотребнадзор (17%),
    - налоговая инспекция - (16%),
    - общество по защите прав потребителей - 14%,
    - местная администрация - 13%,
    - экологический надзор - 12%,
    - Государственная противопожарная служба - 11%,
    - региональная администрация и ветеринарный надзор - по 9%,
    - Ростехнадзор и строительный надзор - по 8%.

Предприниматели отмечают, что при проведении проверок со стороны данных органов, в том числе, общественных объединений потребителей, наиболее часто имеют место следующие проблемы:
- требование предоставления избыточного по сравнению с законом числа документов,
- высокая частота проверок, как и их "заказной" характер,
- прямые или косвенные намеки на необходимость оплаты услуг.

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ:
- Закон РФ N 2300-1 "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 г.
- Постановление Правительства Российской Федерации N837 "О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей" от 26.08.1995 г.
- Письмо Роспотребнадзора N 0100/4938-05-32 "О полномочиях общественных объединений потребителей" от 29.06.2005 г.
Общественные объединения потребителей создаются в соответствии со ст. 45 Закона "О защите прав потребителей" и в силу специфики своего статуса и деятельности (осуществляют общественную защиту прав потребителей, не являются и соответственно не обладают полномочиями органов государственного контроля и надзора) имеют ограниченные права в сфере проведения проверок предпринимателей, в частности, права:
- проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами информации о них;
- проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
- распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав;
- вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям;
- вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей;
- обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей) и др.

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Вместе с тем, несмотря на четко ограниченные Законом права, ряд общественных объединений потребителей выходит за рамки своих полномочий, фактически присваивая себе полномочия федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг). При этом такие организации пользуются либо отсутствием у предпринимателей необходимых юридических знаний, либо страхом предпринимателей, что за этой проверкой последует много других проверок органов государственного контроля (надзора), и в данном случае проще заплатить некоторую сумму представителю общественного объединений потребителей (на практике от 1-16 тыс. руб.). Поскольку при наличии огромного количества обязательных требований к предпринимательской деятельности компетентный контролер при проверке любого бизнеса выявит нарушения, пусть даже незначительные.
Право проводить проверки соблюдения прав потребителей и составлять по их результатам акты (т.е. принимать меры общественного контроля) в отдельных случаях превратно толкуется общественными объединениями как возможность проводить проверки с полномочиями, аналогичными полномочиям представителей государственных органов исполнительной власти, обладающих полномочиями по государственному контролю и надзору (Роспотребнадзор, Госпожнадзор и т.д.).
В связи со значительным количеством обращений о полномочиях общественных объединений потребителей Роспотребнадзор, который является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, направил в адрес своих территориальных органов Письмо от 29.06.2005 г. N 0100/4938-05-32 "О полномочиях общественных объединений потребителей". В этом Письме специально указывается, что основными ошибками при проведении проверочных мероприятий представителями общественных объединений потребителей следует считать:
- требования о предъявлении субъектами предпринимательской деятельности трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек;
- проверку соблюдения санитарных правил и норм;
- проверку наличия документов об образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора;
- проверку правильности применения контрольно-кассовых машин;
- проверку наличия и порядка ведения журнала учета мероприятий по контролю, предусмотренного ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", субъектами которого общественные организации не являются, и прочие.
Анализ обращений и материалов предпринимателей, поступивших в ОПОРУ РОССИИ, показал, что большинство жалоб предпринимателей, связано с деятельностью следующих общественных объединений, представляющих интересы потребителей:
- Межрегиональное общественное движение "Общественный контроль";
- Региональная общественная организация "Центр защиты прав потребителей и предпринимателей "ВАШЕ ПРАВО";
- Межрегиональная общественная организация "Общество защиты прав потребителей "ФЕМИДА";
- РОО "Комитет по защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и защиты прав потребителей".
Мы не располагаем информацией о деятельности других организаций псевдозащиты прав потребителей, но можно предположить, что это не все случаи имеющих место злоупотреблений.

Характерные ситуации, складывающиеся во взаимоотношениях между предпринимателями и общественными объединениями потребителей:

  • 1. Проведение общественными объединениями потребителей проверок по вопросам, не относящимся к их компетенции.
    По информации, поступающей от предпринимателей, при проведении проверки общественные объединения потребителей зачастую требуют предоставления медицинских книжек работников, проверяют соблюдение санитарных правил и норм, требований противопожарной безопасности, применение контрольно-кассовой техники и т.д., выходя за рамки своих полномочий.
    Оформление акта о результатах проведенной проверки, как правило, сопровождается следующими действиями:
    - при выявлении каких-либо нарушений представители общественного объединения на словах предлагают предпринимателю заплатить некоторую сумму денежных средств, в обмен на которую они не станут направлять результаты проверки в государственные органы, уполномоченные на проведение мероприятий по контролю и надзору;
    - выставление счета за расходы, понесенные объединением потребителей за проведенную проверку, который предлагается оплатить ("подготовка и выдача заданий на проверку объекта предпринимательской деятельности - 40 руб., ознакомление с заданием, процедурой проверки, изучение нормативной документации - 25 руб., проведение проверки соблюдения предпринимателями требования закона о защите прав потребителей - 410 руб. и т.д."). В случае отказа предпринимателей оплатить такой счет общественное объединение потребителей, как правило, направляет исковое заявление (в защиту неопределенного круга лиц и возмещении расходов) в суд, требуя оплатить свои издержки на проведение проверки, а также судебные расходы.
    Оформление Актов проверок предпринимателей общественными объединениями потребителей
    Анализ бланков актов проверки, представленных предпринимателями показывает, что, как правило, они достаточно грамотно составлены, что оказывает определенное моральное воздействие на предпринимателей и их представителей, не имеющих должной юридической подготовки.
    Данное заключение можно сделать, основываясь, например, на актах проверок, проводимых "Центром защиты прав потребителей и предпринимателей "ВАШЕ ПРАВО". На первый взгляд они выглядят надлежаще оформленными, с указанием прав и полномочий, проводящих проверку сотрудников общественных объединений потребителей, ссылками на нормативно-правовые акты, извлечениями из них и т.д.
    Но внимательное изучение актов проверки, оформленных представителями данного общественного объединения, позволяет выявить содержащуюся в них информацию, не соответствующую законодательству Российской Федерации. Прежде всего, это касается превышения представителями общественных объединений потребителей своих прав, касающихся проверки отдельных документов и соблюдения установленных правил.
    Например, фиксирование результатов проверки:
    "Прочие нарушения: Дополнительно сообщаем, что при проведении проверки выявлены следующие нарушения: Отсутствуют
    1) Заключение СЭС;
    2) Госпожнадзор;
    3) медкнижки;
    4) трудовой договор;
    5) товарное соседство;
    6) температурный режим;
    7) продукты домашнего приготовления".

    Поскольку общественные объединения потребителей уполномочены только на проведение общественного контроля, они не имеют права подменять собой органы государственного контроля (надзора) и, соответственно, проверять наличие заключений Госпожнадзора, соблюдение санитарных правил и норм, проверять наличие медицинских книжек и трудовых договоров у персонала. Налицо внесение в акт сведений, проверку которых представители общественных объединений потребителей не имеют право осуществлять.
    Также необходимо отметить, что приведенные в приложении к Акту проверки выдержки из нормативно-правовых актов (Кодекса об административных правонарушениях, закона "О защите прав потребителей", Правил продажи отдельных видов товаров, Правил оказания услуг общественного питания и т.д.) зачастую содержат информацию, не соответствующую действительности. Например:
    "Инвентарь без маркировки (разделочные доски, ножи, инвентарь, холодильники): Нарушение ст. 4 закона "О сертификации продуктов и услуг" - но, упомянутый закон давно утратил силу.
    На бланке Акта проверки имеется указание на следующее полномочие общественного объединения потребителей:
    "В целях защиты прав потребителей и предотвращения противоправных действий в соответствие с правом, предоставленным ст. 45 и 46 ФЗ "О защите прав потребителей" общественные организации требуют от хозяйствующего субъекта прекращения нарушений прав потребителей, установленных законом и иными нормативными актами Российской Федерации и предлагают в пятидневный срок известить о принятых мерах".
    Вместе с тем, абзац 6 пункта 2 статьи 45 Закона предусматривает право общественных объединений потребителей "вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям". Нельзя не заметить, что "внесение предложений" по прекращению нарушения прав потребителей в организацию, и "требование прекращения нарушений прав потребителя" имеют различный правовой смысл, закон не предусматривает наличие срока для извещения о принятых мерах. Статья 46 Закона посвящена защите прав потребителей в суде и указаний на вышеперечисленные полномочия также не содержит
.
  • 2. Ст. 18 Закона предусматривает, что потребитель вправе предъявить требования, связанные с ненадлежащим качеством товара к продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. Однако потребитель, не обращаясь в магазин с претензией к качеству товара, обращается непосредственно в общественное объединение потребителей. В свою очередь объединение, вместо того, чтобы указать потребителю на необходимость обратиться сначала к указанным выше лицам, берется за оказание юридической помощи за соответствующее вознаграждение. При этом, естественно, потребителю разъясняется, что все затраты на услуги общественного объединения потребителей впоследствии должен компенсировать продавец товара. Далее, получив составленную претензию на возврат или обмен товара и с требованием о компенсации расходов за услуги общественного объединения потребителей, потребитель обращается в магазин.

ВЫВОДЫ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Общественные объединения потребителей, которые создаются на добровольной основе в целях оказания помощи потребителям и защиты их законных прав и интересов, выполняют важную социальную функцию общественного контроля качества и безопасности продукции, обеспечения соблюдения прав граждан.
Признавая важность выполняемых ими функций, нельзя не обратить внимание на то негативное влияние, которое оказывает деятельность некоторых организаций псевдозащиты прав потребителей, единственной целью которых является получение дохода с предпринимателей путем по сути мошеннических действий.
Проводимые указанными организациями проверки преследуют цели необоснованного обогащения ее представителей, а не цели общественного контроля за качеством продукции и оказываемых услуг. Деятельность подобных организаций бросает тень на все общественные объединения потребителей, добросовестно и в соответствии с Законом выполняющие свои функции, дискредитирует сущность общественного контроля, фактически превращая его в инструмент преступной деятельности. В данной ситуации ущемляются и права потребителей, которые обращаются за помощью в такие организации.
В этой связи, признавая важность и необходимость решения вышеизложенной проблемы, полагаем целесообразным внести следующие предложения:
  • 1. Предлагаем подготовить краткий алгоритм действий предпринимателей при проверках общественными объединениями потребителей и распространить его через региональные отделения ОПОРЫ РОССИИ. Также полагаем целесообразным рекомендовать Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека довести этот текст до сведения предпринимателей через территориальные отделения службы.
    2. Регламентировать в Законе РФ N 2300-1 "О защите прав потребителей" процедуру осуществления проверки соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей общественными объединения потребителей:
    - документы, предъявляемые представителем общественного объединения потребителей (удостоверение проверяющего, мотивированное направление на проведение проверки),
    - обязательное присутствие предпринимателя либо его представителя,
    - порядок составления акта о проведении проверки и т.п.
    Полагаем, что внесение изменений, касающихся уточнения порядка проведения проверок со стороны общественных объединений, представляющих интересы потребителей, сыграет положительную роль в обеспечении прав и законных интересов законопослушных общественных объединений потребителей и субъектов предпринимательской деятельности.
    3. Во избежание злоупотреблений также предлагаем прямо закрепить в действующем законе "О защите прав потребителей" ограничения при осуществлении контрольных мероприятий общественными объединениями потребителей - перечень действий, осуществление которых не относится к полномочиям общественным объединений потребителей. Например, проверка соблюдения санитарных норм и правил (в т.ч. проверка наличия медицинских книжек), норм противопожарной безопасности, применения контрольно-кассовой техники, ведения кассовой книги и др.
    В законе закреплены права общественных объединений потребителей при проверках хозяйствующих субъектов, вместе с тем, полагаем целесообразным прямо указать в Законе на существующие ограничения в их деятельности. Поскольку с содержанием вышеуказанного Письма Роспотребнадзора знакомы далеко не все предприниматели, и это лазейка для деятельности недобросовестных объединений потребителей, которые, пользуясь отсутствием необходимых юридических знаний подавляющего большинства предпринимателей, превышают свои полномочия при проверках их деятельности.

Акция в поддержку гуманной программы стерилизации: подробности

21 февраля в 12.00 в Новопушкинском сквере состоялась акция в поддержку гуманной программы стерилизации и организованная подача петиций в Мэрию Москвы, сообщает Центр защиты прав животных "Вита". Несмотря на лютый мороз, в акции приняли участие более 100 человек из различных общественных организаций. Организатор мероприятия - Центр защиты прав животных "Вита".
Несколько десятков петиций, подписанные сотнями людей, как частными лицами, так и от различных организаций были переданы в мэрию только во время пикета.
Поводом для проведения акции послужила информация о подготовке отделом городской фауны при Департаменте ЖКХ проекта нового постановления "Об утверждении Правил содержания собак и кошек в Москве", которое, по сути, аннулирует Постановление мэра Москвы Лужкова Ю.М. 3819-ПП о запрете убийства бездомных животных. Новый проект предусматривает передачу полномочий по решению проблемы безнадзорных животных префектурам (схема, от которой ушли 5 лет назад) и умерщвление животных ("В Москве опять начнут убивать собак" "МК" от 16.02.2007 г.)
Историческое Постановление Лужкова о запрете убийства кошек и собак в Москве, принятое 5 лет назад, поставило Москву в один ряд с цивилизованными городами всего мира. Однако, крайне плохо организованная работа госструктур по решению проблемы бездомных животных, отсутствие единой стратегии и хорошей правовой базы, сопротивление чиновников на всех уровнях привели к усугублению ситуации. Вместо того, чтобы устранить причины, тормозящие реализацию гуманной программы, столичные чиновники заговорили о неэффективности самой программы и возможном возврате к прежней практике.
По мнению зоозащитных организаций Департаментом ЖКХ и благоустройства г. Москвы, не предпринят целый ряд важных мер для успешного решения проблемы безнадзорных животных, а именно:
1. Не принят Закон "О животных", без которого невозможно решить проблему. Бесконтрольное разведение животных, отсутствие чипирования и безответственность владельцев собак и кошек - причина беспризорности.
2. Не осуществляется контроль за работой подрядных организаций, занимающиеся отловом и стерилизацией. В течение года "Экспертный Совет при Руководителе Департамента ЖКХ и Благоустройства" пытался добиться установления контроля, но безуспешно. В ходе всего лишь нескольких проверок удалось установить грубые нарушения в работе ловцов: гибель животных от передозировок курареподобных препаратов, использование гнилых ниток в ветпунктах, невозвращение собак на прежнее место обитания. Реально стерилизация осуществляется не более, чем на 50%.
3. Не создана сеть приютов. Префектуры оказывают повсеместный саботаж с выделением земли;
4. Не контролируется подбор кадров для работы в структурах, на которые возложено разрешение проблемы бездомных животных. В результате в Отделе городской фауны и СОДЖе работают люди, негативно относящиеся к городской программе гуманного регулирования.
5. Выделение средств подрядчикам для размещения животных в приюты происходит без проверки их реальных возможностей. Так, например, ловческой конторе "Витус+" была доверена судьба животных из 4 округов, в то время, как "Витус+" не имеет реальных мест для размещения животных.
Прогнозировать исход событий при передаче полномочий по решению проблемы безнадзорных животных префектурам, зоозащитные организации могут уже сейчас.
Децентрализация приведет к невозможности контроля над их деятельностью. Зная враждебное отношение чиновников к животным, можно представить, как они решат проблему. Животные будут негласно уничтожены, средства максимально "списаны". О нецелевом использовании средств префектурами уже писала в своих заключениях контрольно-счетная палата в 2001 г. До сих пор в префектурах и управах нет реально работающих специалистов по фауне, а те люди, которых пытаются обязать этим заниматься, явно не расположены и не способны заниматься животными.

TRINET. Интернет решения. Арт-дизайн. Разработка ПО

В избранное