К интересному выводу с точки зрения эволюции глаза пришли биологи из Университета Копенгагена.
Проведя тщательное обследование морской звезды Linckia laevigata, они доказали, что глаза морских звёзд способны не только отличать тёмное время суток от светлого.
Необходимо отметить, что звёзды различают ночь, период охоты, и день благодаря белку опсину, причём клетки, синтезирующие это вещество, напрямую связаны с нервной системой. Удалив со щупальцев фоторецепторы без повреждения глаза и поместив животное в неизвестную для него среду, исследователи доказали, что звёзды способны не только отличать свет от тьмы, но явно различают ландшафты, что показали нетронутые звезды, которые с наступлением ночи двинулись в знакомые места в отличие от подопытных образцов,
которые в своих попытках перемещались абсолютно хаотично.
Таким образом, исследования наводят на мысль, что с точки зрения эволюции глаз имел, очевидно, некие промежуточные структуры, выполнявшие разнообразные, отличные от нашего привычного понимания, функции. А наличие у звёзд рецепторов двоякого происхождения из специальных нитевидных органелл, либо из цитоплазматических выростов на поверхности клетки, свидетельствует о том, что глаза это беспозвоночного близки к древнейшим глазоподобным структурам.
Источник: http://innovanews.ru/
Дети и птенцы учатся общаться одинаково
Уже давно ученые выдвинули гипотезу о том, что обучение детей речи и молодых певчих птиц пению - весьма похожие процессы. Предполагалось, что и малыши, и птенчики прежде всего запоминают отдельные слоги, а потом, комбинируя их различным образом, пытаются создавать из них длинные звуковые конструкции. Недавно это предположение удалось доказать.
Следует заметить что, многие исследователи сомневались в том, что здесь имеется прямая аналогия - слишком уж непохожа человеческая речь на щебетание наших пернатых друзей, как с биологической, так и с лингвистической точки зрения. Тем не менее со временем накапливались данные о том, что два этих способа коммуникации не так уж далеки друг от друга.
Например, физиологи установили, что и человеческая речь, и птичье пение управляются весьма схожими структурами головного мозга. А генетики обнаружили, что для того, чтобы ребенок заговорил, а птица запела, нужна высокая активность одного и того же гена (FOXP2) на ранних этапах развития зародыша. Таким образом, можно говорить о том, что оба этих явления имеют одну и ту же биологическую природу.
Более того, этологи утверждают, что и процесс обучения пению и речи тоже весьма похож - так, например, и там, и там большую роль играет копирование детьми отдельных фраз, произносимых (или пропеваемых) взрослыми. Недавно же ученые выяснили, что и процесс запоминания новых слогов у птиц и у людей практически одинаковый. Это обнаружили этологи Дина Липкинд и Офер Черниховский из Городского университета Нью-Йорка (США), которые вместе с японскими коллегами из Института физико-химических исследований (RIKEN) в
своих экспериментах изучали процесс обучения молодых зебровых амадин (Taeniopygia guttata) их песням.
Нужно сказать, что объект для исследований был выбран весьма удачно - ведь в песнях этих очаровательных австралийских певцов всегда можно различить разные слоги. Это несколько облегчило поставленную задачу - ученые смогли проверить, можно ли заставить молодых исполнителей быстро переключиться с одной последовательности слогов на другую. Опыт проводили следующим образом: сначала птенца учили песне с последовательностью слогов, которую можно обозначить, например, как "A-B-C", а потом пытались переключить его
на другую последовательность - "A-C-B".
В итоге выяснилось, что после недельных тренировок (птенцам постоянно прокручивали обе последовательности, записанные на магнитофон) амадины спокойно переходили с одной последовательности на другую. Тогда ученые усложнили опыт. Они, оставив слоги, А и В, добавили к ним новый (условно называемый D). Им было интересно, в какую часть фразу птенцы вставят его. Выяснилось, что сначала птенцы освоили последовательность "A-B-D", а потом смогли переключится и на "А-D-В", хотя последнее потребовало от них куда
больше усилий.
После этого ученые исследователи обратились к коллегам из Нью-Йоркского университета (США) с вопросом: не наблюдали ли они чего-то подобного у младенцев, в тот период, когда те учатся говорить? Физиологи проверили свои записи и обнаружили, что когда дети осваивают новый слог, они сначала все время повторяют только его, не комбинируя с другими. Потом малыши начинают прикреплять его к иным слогам, ставя исключительно в "краевую" позицию. И лишь на самом последнем этапе новый слонг может оказаться в центре
конструкции.
Это легко проиллюстрировать на одном хорошо известном примере: пускай новым слогом будет "бо". Итак, сначала ребенок произносит только его, не соединяя с другими слогами, потом он выдает конструкции вроде "ба-ба-бо" или "бо-ба-ба". И лишь только несколько дней спустя от него можно услышать что-то вроде "ба-бо-ба".
Таким образом, совершенно очевидно, что и птенцам, и детям поначалу трудно поместить совершенно новый для них слог в середину последовательности из давно знакомых звуков. А это, в свою очередь, свидетельствует о том, что птичье пение может быть удобной и вполне адекватной моделью при изучении человеческой речи. Конечно же, речь не идет о том, что бы объявить оба этих способа коммуникации полностью тождественными - все-таки птицы не могут придавать своим вокальным слогам и фразам те же значения, что человек
придает своим словам. То есть изучать все, что связано с вопросами формирования абстрактно-языкового мышления на примере трелей пернатых, без сомнения, нельзя.
В то же время на примере птичьего щебетания можно исследовать базовые принципы формирования речевого аппарата человека. А это, в свою очередь, поможет узнать о том, как можно преодолеть речевые расстройства, которые возникают из-за того, что эти самые базовые принципы вдруг не срабатывают. И, кроме того, выяснить, каким образом человек, прежде использовавший для коммуникации, как и все обезьяны, жесты и мимику, много миллионов лет назад начал общаться с помощью настоящей речи: