Гидропонная зелень в горшочках появилась на московских прилавках лишь десять лет назад. Несмотря на молодость сегмента, консолидировался он как-то очень стремительно: сейчас более 80% зелёнки в супермаркетах от одного производителя, агрокомбината Московский. Сегмент сложный: продается чуть больше 50% того, что производится.
Существует лишь один продукт, который этот мужчина в отутюженном костюме готов есть даже с помойки. Александр Зименко, главный технолог Агрокомбината Московский, стоит рядом с кучей зелени продукции, вернувшейся из розницы нераспроданной. Охранник уже начал процедуру утилизации поджег кучу, чтобы выгорела целлофановая упаковка. Но Зименко хладнокровно отрывает и жует салатный лист хочет показать Бизнес-журналу, что выброшенному салату никак не больше трех суток, и он вполне ничего себе.
Гора невостребованной продукции издержки возвратной системы, которую выстроил агрокомбинат в своих отношениях с розницей. Но жаловаться грех: система часть лидерской стратегии агрокомбината. Без нее закрепиться в сетях было бы невозможно. Выращивать зеленные культуры в защищенном грунте, по технологии малообъемной гидропоники, агрокомбинат начинал в теплицах площадью в 1,5 га. Сейчас под это отведено уже девять гектаров. Гендиректор Московского Евгений Сидоров настроен оптимистично: Как
с полутора гектаров мы уничтожали от 40 до 50% продукции, так уничтожаем и с девяти.
Может, это уже внутриотраслевой стандарт в сегменте, где трудно произвести, но еще труднее сбыть?
Зелень под капельницей
С точки зрения капиталовложений гидропоника достаточно прожорливая отрасль, и, наверное, поэтому здесь не так много игроков. Зелень в горшочках продукт новой экологии. Растения, которым нет места в земле и под солнцем, вставляют в кассеты и держат под капельницей в теплицах. Обустройство тысячи квадратных метров салатной линии, по данным игроков рынка, обходится примерно в 57,5 млн рублей. Однако чтобы заявить о себе, предприятие должно иметь под теплицами не менее гектара, а это уже будет
стоить в пределах трех миллионов евро. Сейчас мы инвестируем в то, что может окупиться лишь через десять лет, признает Евгений Сидоров.
Вообще-то Московский далеко не первопроходец. Раньше других в Московском регионе стала выращивать зелень в горшочках компания Объединенные технологии (UT) в 1996 году. Бизнес-идея родилась у гендиректора и совладельца компании Иосифа Берая и его партнера Владимира Цханавы после похода в супермаркет. Купили как-то витаминный салат, попробовали и стали искать, где же такое выращивают. Оказалось, очень далеко. Тогда арендовали у Тимирязевской сельхозакадемии участок земли и построили теплицу.
Сперва всего на 400 кв. м, однако задуматься о расширении пришлось очень скоро: Перекресток, ставший основным заказчиком, постоянно увеличивал объемы закупок. Берая со смехом вспоминает, как трудно было уговорить банк выдать под проект кредит в 300 тысяч долларов: Они не могли понять, почему нам нужно так много денег на то, чтобы накрыть пленкой парник. В то время, в 1998 году, строительство теплицы на участке 4 000 кв. м обошлось в 700 тысяч долларов.
Сейчас доля рынка у UT скромная: компания производит до 6 тысяч стаканчиков в день, в то время как Московский не менее 100 тысяч. Зато операционная рентабельность у UT, если верить оценкам генерального директора, выше: около 30%, в то время как в Московском говорят максимум о 25%.
Московский начал работать на рынке гидропонной зелени почти одновременно с другим агрокомбинатом Белой Дачей. Однако последняя, по сути дела, отказалась от развития горшечного направления, сместив акцент на готовые салатные смеси.
Нам сегмент горшечной зелени стал неинтересен еще пять лет назад, хотя когда мы начинали, там и 40% рентабельности можно было получить, говорит Вадим Екомасов, гендиректор Белой Дачи Трейдинг. Этот бизнес требует больших площадей и инвестиций. Для нас нет смысла строить такой же комбинат, как Московский. Допустим, сейчас в магазинах продается 50% того, что производится. А если на рынке будут бодаться две крупные фирмы, то придется выбрасывать 75%.
Виктор Семенов, основатель группы компаний Белая Дача и депутат Госдумы, полагает, что сегмент свежерезанных и готовых к употреблению салатов будет расти быстрее гидропоники (сейчас он растет на 2030% в год), ведь москвичи все неохотнее тратят время на возню с резкой. С объемом производства около пяти тысяч тонн в год Белая Дача Трейдинг занимает, по собственным данным, больше 90% рынка готовых салатных смесей. Годовой оборот 800 млн рублей, присутствие в рознице 600 точек. При этом долю
возврата удалось снизить с 70 до 7%. Вадим Екомасов объясняет это активной рекламой в местах продаж и на телевидении в модном кулинарном шоу Едим дома.
Вялость конкурентов на горшечном направлении позволила Московскому уверенно выйти на позицию главного возделывателя горшков в столичном регионе. Оставшиеся 19% сегмента поделили между собой такие производители гидропоники, как Белая Дача, Объединенные технологии, Горки-10 (торговый дом Аркадия Новикова) и совхоз имени Горького. Ни одно из этих предприятий не расширяет горшечное направление, а новых игроков в Подмосковье в последнее время не появляется.
Мелочи сбыта
Анабазис Московского в торговые сети сам по себе любопытный бизнес-кейс. Ключиком, отмыкающим дверь в сетевую розницу, в случае с агрокомбинатом стали уже упомянутая система возвратов, большие объемы производства и собственная доставка. Шесть лет назад Московский отказался от услуг оптовиков, рассчитывая закрепиться на рынке как предприятие, оперативно снабжающее москвичей свежей витаминной продукцией. Ну а следить за свежестью в России, где торговцы из каждого продукта привыкли выжимать
максимум п