Серия «Художник и знаток». СПб: Азбука-классика. 2004.
Практически одновременно в «Азбуке-классике» вышли томики серии «Художник и знаток». Написанные давно, они до сих пор греют душу любого эстета. Каждая книга – хорошо известная на Западе, но впервые издаваемая у нас работа по искусствознанию.
Великолепна «Эволюция средневековой эстетики» Умберто Эко, кстати, начатая им во время службы в армии. Ее можно порекомендовать всем увлеченным читателям «Имени Розы» и «Баудолино».
Англичане привержены традициям, но бывают эксцентричны. В них много практической сметки, порядком лицемерия, но они романтичны и обладают тонким юмором. Они хорошо чувствуют природу, но любят ее изменять на свой лад, причем так, чтобы все выглядело естесственно.
Николай Певзнер, бежавший в Англию от гитлеровского режима, берется свежим взгядом иностранца оценить, что такое английский национальный характер и как он проявляется в национальном искусстве. «Английское в английском искусстве» оценивает пристальным взгядом по миниатюрам саксонских Псалтирей и по иллюстрациям Блейка; по витражам готических соборов и по галантным картонам Хогарта.
«Перспективу как «символическую форму»» Эрвина Панофски в метро не почитаешь. Это самая сложная для понимания книга серии, в которой примечания больше, чем основной текст. Требует скрупулезного, с возврашением назад изучения. Она прекрасна, как старинные манускипты с чертежами и техническими пояснениями.
Вельфлин («Ренессанс и барокко») также немного тяжеловат, но все равно хорош. А вот «диптих» Кеннета Кларка «Нагота в искусстве» и «Пейзаж в искусстве» привлекает своей дотошностью и одновременно живостью изложения. Нагое тело, когда читаешь Кларка, порой кажется спокойным, как мирный пейзаж, а виды моря волнуют, как плоть падшей нимфы.
Робер Жан-Ноэль. Рождение роскоши. Древний Рим в погоне за модой. М: Новое литературное обозрение. 2004
Удревних римлян были носовые платки. Вы это знали? Вероятно, вы просто не задумывались над этим. Древний Рим казался далеким, помпезным и надменным. Жан-Ноэль Робер выступил в роли Пигмалиона. Он оживляет древних и дает нам шанс полюбить этот удивительный мир – РИМ, узнав множество деталей повседневной жизни.
Суетность и амбиции римлян сделали их самыми отчаянными модниками в античном мире. А покоренные народы с готовностью подставляли мошну под дождь сестерциев и подпитывали эту страсть.
Еще в III веке до н.э. римское общество разделилось на богатевшую не по дням, а по часам элиту и простой народ. Элита свободно владела языком Гомера, а народ нет. Элита увлекалась греческими актерами и устаивала вечеринки в восточном стиле. Римские консерваторы бичевали местных «олигархов», а вместе с ними и льстивых греков. Красавицы аристократки проматывали состояния мужей с такой скоростью, что сенату пришлось принять закон, ограничивающий траты.
Москва. Английский язык везде. Голливудские фильмы. Дорогие клубы. Полусветские львицы в Dolce&Gabbana. Газета «Завтра» о нравах новой буржуазии. Россия – настоящий Третий Рим, перенявший от дедушки в том числе и его пороки. С той разницей, что Рим в книге описан в зените величия, а мы только в начале пути из ямы.
При живости изложения «Рождение роскоши» - это не коллекция светских сплетен тысячелетней давности, а серьезное исследование. Хотя читать его можно запоем. Автор делает эксукурсы в древнеримские архитектуру, игры, литературу, экономику и даже религию, чтобы показать, как мода влияла на них.
Scarisbrick Diana. Timeless Tiaras: Chaumet from 1804 to the Present. New York, Assouline. 2003
Перед оглавлением в этом роскошно изданном альбоме вы увидете занятную фотографию: от пола прямо к сводам высокого потолка поднимаются полки с бриллиантовыми диадемами. Это лучший символ дома Chaumet, историю которого написала эксперт по ювелирным украшениям Диана Скарисбрик.
Timeless Tiaras развеивает заблуждение: благородные лица остались в прошлом. Изображения аристократок XIX века соседствуют с фото кинозвезд ХХ века и современных моделей. Они одинаково прекрасны. Почему? Потому что на них падает свет высокого искусства.