Interior Design News. On-line журнал о дизайне интерьера Дизайн-мышление. Часть 1
Если вы недавно посещали книжный магазин — вы наверняка заметили, что появилось много книг на тему дизайн-мышления. Это не просто модное словечко. Эта тема набирает силу на протяжении последних пяти лет и пробуждает неподдельный интерес, как у дизайнеров, так и у представителей деловых кругов. В таких известных брендах как General Electric, Proctor & Gamble и Harley Davidson специалисты по дизайн-мышлению занимают управленческие должности, а Стэнфордский университет даже создал Институт Дизайна.
Этот институт возглавляет соучредитель инновационной компании IDEO Дэвид Келли (David Kelley), который верит — великие новаторы и лидеры должны быть великими дизайн-мыслителями.
Действительно ли дизайн-мышление это смена управленческой парадигмы или это просто красивая реклама? Действительно ли он влияет на бизнес и помогает преодолеть самые трудно решаемые проблемы? Ниже мы собрали информацию об инструментах дизайн-мышления, методологии и о том, какую пользу из него можно
извлечь.
Вначале кажется, что дизайн-мышление похож на брак двух совершенно разных людей. Как шутил один магистр бизнеса, в его мире язык дизайна подобен высокочастотному звуку, который могут услышать только собаки — пишет специалист по брендам Марти Ньюмейер (Marty Neumeier).
Дизайн-мышление это инновационный процесс, использующий восприимчивость дизайнера чтобы найти возможности и неудовлетворенные потребности для создания новых решений. Томас Локвуд (Thomas Lockwood), президент Института Дизайн-Менеджмента (DMI), поясняет, что дизайн-мышление имеет целью вовлечь потребителей, дизайнеров и бизнесменов в интегративный процесс разработки продукта, услуги или даже всего бизнеса. Это инструмент, с помощью которого можно формировать будущее и выпускать на рынок
продукты, услуги и свой опыт.
Одним словом, дизайн-мышление это методология для инноваций. Она осуществляется через:
Процесс накопления идей и нестереотипное мышление
Принятие рискованных решений на ранних стадиях проектирования
Устранение страха потерпеть неудачу
Глубокое понимание потребителей, их целей, поведения и склонностей
Раннее тестирование идей для быстрого получения отзывов от потребителей
Изменение эргономичности, применения и воспринимаемой ценности продукта.
В то время как бизнес обычно сосредотачивается на количественных показателях и аналитике, центром интереса дизайн-мышления являются главным образом потребности человека и изобретательность. Роджер Мартин (Roger Martin) в своей книге The Design of Business пишет, что в будущем
наиболее успешным компаниям придется сохранять равновесие в динамическом взаимодействии мастерства аналитики и интуитивной оригинальности. Он также делает смелый прогноз: стойкий акцент на креативный дизайн со временем распространится на весь мир. Именно такие компании осуществят прорыв и выведут мир на новый уровень.
Разумеется, дизайн и дизайн-мышление это не только постеры да тостеры. Дизайн можно применять для решения самых сложных проблем. По словам Дженнифер Рил (Jennifer Riel), помощника директора Desautels Centre, вы столкнулись с действительно серьезной проблемой, если у неё есть следующие признаки:
Причины проблемы запутанны и неопределённы. Вы не знаете, почему всё происходит именно таким образом и каковы причины происходящего.
Проблема не подходит ни под одну категорию предыдущих проблем. Она выглядит совершенно специфической и методы решения, которые вы использовали в прошлом, не подходят.
Каждая попытка придумать решение меняет понимание проблемы. Сама попытка прийти к решению меняет проблему и ваше восприятие.
Нет четкого правила остановки. Трудно определить, когда проблема решена и как может выглядеть решение, когда вы его достигнете.
Для решения такой проблемы нужно добраться до самой природы проблемы и сделать это можно через дизайн-мышление.
Первым инструментом дизайн-мыслителя является наблюдение. Очень важным является то, что говорят люди. Именно по этому так много компаний зависит от целевых групп и опросов. Однако дизайн-мыслитель знает — то, что люди говорят не так важно как то, что они делают:
Этнограф, стремящийся понять, что думают подростки в Китае о своих мобильных телефонах, для начала понаблюдает, как они их используют до того, как задаст хотя бы один вопрос. А когда он его задаст, то вопрос, скорее всего, будет иметь следующую форму: «Я видел, что вы неоднократно нажимали одну клавишу; вы выглядели разочарованным. Затем вы закрыли телефон и снова отрыли его. Почему вы это делали? О чем вы думали в этот момент? Что вы из-за этого чувствовали?» Такой подход очень сильно отличается
от вопроса «Назовите пять наиболее важных для вас критериев в мобильном телефоне».
Первый подход, — утверждает мистер Мартин, — это подход дизайн-мыслителя.
И вторым инструментом дизайн-мышления является воображение. В дизайн-мышлении нужно оттачивать свои навыки воображения чтобы формулировать проблемы и открывать ранее неизвестные грани. Как пишет Тим Браун (Tim Brown), дизайн-мыслители могут представить мир
с множества перспектив — мир глазами коллег, клиентов, конечных пользователей и потребителей (текущих и предполагаемых). Придерживаясь подхода люди прежде всего, адепты дизайн-мышления могут представить себе решения желательные по своей природе и удовлетворить явные и латентные потребности. Великие дизайн-мыслители наблюдают мир в мельчайших подробностях. Они замечают вещи, незаметные для других, и используют св
ою проницательность для создания инноваций.
Воображение развивается лучше всего тогда, когда оно работает без страха потерпеть неудачу и боязни быть отвергнутым. Дизайн-мыслитель способен представить будущие возможности и выразить их. Воображение можно вдохновить сложной задачей, работой в определенных рамках, над нетривиальной проблемой или просто пробудив желание сделать опыт конечного пользователя более приятным. Воображение — это мост между знанием и идеей.
Форма это третий инструмент дизайн-мышления. (продолжение читайте в следующей статье)