Православные
христиане ежегодно отмечают Пасху. К этому празднику в московском Музее
народного искусства (Леонтьевский пер., д. 7) обычно открывается весенняя
экспозиция «Пасхальные яйца». Несколько экспонатов этой выставки представлены в
конце статьи.
У многих христианских праздников есть свой символ: у Рождества —елка,
у Троицы — березка, у Преображения —яблоко...
У праздника праздников —Святой
Пасхи— красное яйцо. Очевидно,
что этот символ, как и многие другие, перешел в христианство из языческих
культов. Еще до крещения Руси красное яйцо участвовало в разных земледельческих
обрядах: в первом весеннем выгоне скота на пастбище, в прокладке первой борозды,
в выходе сеятеля в поле и др. Красный цвет наши далекие предки почитали как цвет
животворящего божества Солнца, аяйцо—
как символ начала жизни, плодородия, весеннего возрождения. Появление красного
яйца уже в христианском обряде связано с преданием: Мария Магдалина, исцеленная
Господом от злых духов, первая увидела воскресшего Спасителя. Эту радостную
весть и учение Господа она пошла нести по миру. Однажды пришла она в Рим во
дворец к императору Тиберию. По обычаю, приходя к императору, люди должны были
принести какой-нибудь подарок. Богатые приносили дорогие дары, а бедные — что
могли. У Марии Магдалины, когда-то богатой и знатной, теперь ничего не было, и
она принесла во дворец одно яичко, протянув его Тиберию со словами: «Христос
воскрес». Не поверил император этой вести и сказал: «Как может кто-нибудь
воскреснуть из мертвых?! В это трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо
может стать красным». И пока он говорил, цвет яйца в руках Марии постепенно стал
меняться, и, наконец, оно оказалось ярко-красным. С тех пор, говорит легенда, у
христиан появился обычай дарить друг другу на Светлой Неделе крашеные яйца с
радостным возгласом «Христос воскрес!» и троекратным целованием.
В допетровской Руси на Пасху во всех городах и
деревнях, на всех больших и малых улицах ставились бочки и котлы с тысячами
сваренных вкрутую и окрашенных яиц. Каждый прохожий мог купить их для дарения в
любом количестве. Христосовались при встрече на улице все, независимо от
сословия, достатка, пола и возраста. Иные раздаривали до 200 яиц в день.
Деревянные точеные яйца с росписью. Мастерские
Сергиева Посада, Московского губернского земства и Кустарного музея. Начало XX
века.
При царе Алексее Михайловиче красили натуральные
лебяжьи, гусиные, утиные, куриные, голубиные и даже яйца малиновки — около
полутора сантиметров в диаметре. Сам же царь одаривал приближенных не
только натуральными, но и деревянными точеными яйцами. Их покрывали позолотой, а
потом расписывали яркими красками, орнаментальными и растительными узорами.
Может быть, появление ненатуральных рукотворных пасхальных яиц с узорами
подсказала одна из легенд, согласно которой капли крови распятого Христа, упав
на землю, приняли вид куриных яиц и сделались твердыми как камень. Горячие слезы
рыдающей Богоматери упали на эти кроваво-красные яйца и оставили на них следы в
виде прекрасных узоров.
Деревянные яйца с резьбой и раскраской. Художественно-промышленные мастерские
села Талашкино Смоленской губернии. 1903 год.
Желание сохранить надолго память о светлом празднике подвигало человека на
создание пасхальных яиц из различных материалов. Их точили из дерева, вырезали
из камня и кости, выдували из стекла. В XVIII веке появляются яйца фарфоровые,
хрустальные, металлические сэмалью;
в начале XIX века — матерчатые, с шитьем на картонной основе, а также плетенные
из бисера. Размеры рукотворных повторяли все разнообразие размеров натуральных
яиц. Крупные яйца делали подвесными на ленте с пышным бантом для украшения
домашних киотов. Миниатюры в размер яйца малиновки создавали ювелиры из
драгоценных металлов и камней как дамские украшения.
Ненатуральные яйца-сувениры бытовали в основном
в городах, так как стоили недешево. Крестьянство, как всегда, оставалось верным
обычаям и традициям. Поэтому в российских деревнях по-прежнему бытовали куриные
«крашенки», а в южных и западных губерниях—«писанки», удивительно тонко и
искусно орнаментированные сложным способом — с применениемвоскаво
время крашения.
Обряду дарения праздничных яиц уделяли большое внимание в царской семье.
Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге начиная с 1750 года постоянно
выполнял монаршие заказы к Пасхе. А при царе Александре III существовал даже
«регламент представления пасхальных фарфоровых яиц» к царскому двору. По
нему императорской чете к празднику должно было быть представлено 1000—1500 яиц
разных категорий; великому князю — 3 художественных и 100 обыкновенных; великой
княгине — 2 художественных и 100 обыкновенных. «Художественные» — это яйца с
изображениями святых или двунадесятых праздников, «обыкновенные» — с цветочной и
разнообразной орнаментальной росписью. Дело это поручалось наиболее искусным
художни-кам-фарфористам. Эскизы утверждал лично государь. Заказанные монаршей
семьей яйца предназначались для дарения придворным и офицерам дворцовой охраны.
Яйца-подарки для особо важных сановников и для членов царской семьи исполняли на
фирме придворного ювелира Карла Фаберже. В 1884 году Александр III заказал ему
для своей жены Марии пасхальное яйцо. Всемирно известный мастер, на фирме
которого к тому времени трудились 500 ювелиров, златокузнецов и подмастерьев,
сам лично выбрал материал и создал композицию. Отныне подобные заказы становятся
ежегодной традицией, которую после смерти отца продолжил Николай II. Он к
каждому празднику Пасхи заказывал Фаберже по два яйца — для матери и для жены.
Всего для царской семьи к 1917 году Фаберже создал 56 таких ювелирных шедевров.
Каждое из яиц представляло собой драгоценный футляр, внутри которого помещался
сюрприз.
Роскошные создания Фаберже сегодня широко
известны благодаря выставкам и публикациям. Но в российских музейных и частных
коллекциях сохранилось еще много хотя и более скромных, но порой не менее
прекрасных пасхальных яиц того времени, созданных безвестными мастерами и
художниками.
В последние годы нам возвращена возможность
праздновать Пасху открыто, по обычаю предков. Московский Музей народного
искусства почти сразу откликнулся на это весенней выставкой пасхальных яиц,
которая вызвала большой интерес у посетителей. Теперь такие весенние экспозиции
стали почти традицией. На первой выставке были представлены экспонаты только из
коллекции музея: пасхальные рукотворные яйца из фарфора Императорского
фарфорового завода и частных фарфоровых и стекольных заводов России, яйца из
камня, металла, кости,папье-машеи
дерева. Среди деревянных, украшенныхрезьбойи
росписью, многие были сделаны в начале века в мастерских Кустарного музея
(прежнее название Музея народного искусства). На последующих выставках каждая
экспозиция пополнялась. Посетители выставки моут полюбоваться и гуцульскими
писанками 1930-х годов, а также изделиями из самых разных материалов современных
мастеров-художников. На основе экспозиции одной из выставок был издан прекрасный
альбом «Пасхальные яйца», подготовленный заместителем директора НИИ
художественной промышленности Л. Н. Соловьевой.
Сегодня многие художники и мастера увлечены созданием пасхальных яиц — этим
камерным видом прикладного искусства. И как знать, может быть, в пробуждении
такого творческого интереса есть хотя бы малая заслуга Музея народного
искусства.