Осанка.
ПЕРВОНАЧАЛЬНО, в раннем детстве, осанка - это отражение уровня культуры и проблема воспитания, и она зависит от того, как в семье работают, отдыхают, какие исповедуют ценности. В современном интерьере квартир в основном преобладают модная, но не функциональная мебель и забитое вещами пространство.
Во многих ли семьях используется специальная мебель для школьников, соответствующая росту и физиологии ребенка? Нет, это скорее редкое исключение. Даже в богатых семьях используется мебель, столы и стулья, рассчитанные на взрослых.
Проблема осанки, следовательно, внешнего вида и здоровья, должна решаться в семье, в дошкольных учреждениях и в школе. Но удивительно: этой проблемы даже для профессионалов-педагогов как бы и не существует, более того - в школе особенно быстро происходят патологические изменения осанки, формируются искривления позвоночника, сколиозы и кифозы. Кто отменил парты, имеющие наклонную поверхность и упоры для поясницы и ног? Устарели - создайте новые конструкции. Почему в школе за столами и на стульях одного размера
могут заниматься дети 1-го и 5-го классов? Например, первоклассники учатся в первую смену, а во вторую в этом же классе занимаются пятиклассники. И подобных нарушений море, они просто не замечаются.
Высокий стул лишает ребенка возможности опираться ногами на пол, и при отсутствии опоры весь вес тела давит на позвоночник, перегружая его, и такое положение приводит к неустойчивости тела и ведет к сутулости.
При отсутствии опоры на стопы задняя сторона бедра находится в постоянном сдавленном положении, нарушается кровоток в ногах и области таза, что в конечном итоге приведет к нарушению обмена веществ и болезням сосудов, суставов и слабости мышц.
Низкий стул, не соответствующий росту, когда колени находятся выше таза, приводит к кифозу в нижнем грудном отделе, при этом таз отклоняется от вертикальной оси назад, что ведет к различным дисфункциям. Нередко, сидя на низком стуле, ребенок вынужденно подкладывает под себя стопу согнутой ноги. Такое положение ведет к перекосу таза и как следствие - к искривлению позвоночника в боковой плоскости, к сколиозу.
Не меньшие требования надо предъявлять и к письменному столу. Оптимальная высота стола по отношению к телу сидящего - это уровень диафрагмы, при этом локти опираются на стол, разгружая позвоночник.
Низкий стол вынудит ребенка согнуться и наклонить голову, что приведет к статической перегрузке мышц шеи и спины и как следствие - к сутулости. Часто полулежачее положение над таким столом приводит к перекосу линии плеч по горизонтали, а это уже сколиоз, и в этом положении зажимается диафрагма - а это уже целый букет неприятностей.
Высокий стол будет держать в постоянном напряжении плечевой пояс и шею. Такое положение скажется и на осанке, и на состоянии зрения.
Мебель покупается не на один год, это не обувь, и ее размеры надо выставлять по потребностям, сейчас есть в продаже и столы и стулья с телескопическими ножками. Высота стола выставляется на уровне кулака стоящего с опущенными руками.
В идеале если крышка стола имеет наклон около 15 градусов - это предотвратит наклон головы вперед, предохраняя от статической перегрузки позвоночник, и сохраняется достаточное расстояние между головой и крышкой стола - это необходимо для сохранения зрения.
Если стул подобран правильной высоты, то в положении сидя бедро и голень образуют прямой угол. Желательно, чтобы стул имел подлокотники и спинку с выпуклостью под поясницу и наклоном кзади для отдыха и расслабления мышц спины. Поэтому периодически необходимо отрываться от письма и чтения для отдыха и восстановления.
Стул в рабочем положении находится в 5-6 см под столом, стопы при этом должны упираться на наклонную опору, не позволяя спине сутулиться. И вообще нельзя ноги убирать под стул, лишая позвоночник дополнительной опоры, - это немедленно скажется на осанке.
Сейчас много детей, страдающих сутулостью, в этом повинны не только нефункциональная мебель, но и слабая конституция и отсутствие мышечного корсета, т. е. плохо развитые мышцы живота и спины. Чем этим детям можно помочь? Прежде всего надо разгрузить верхний грудной отдел от статических нагрузок и лишить возможности ребенка сгибать шею, наклоняя голову. С этой целью надо подкладывать опоры под задние ножки для возвышения дальней стороны стула, при этом таз слегка наклоняется вперед, спина выпрямится и основная
нагрузка с грудного отдела перейдет на поясничный.
Для отдыха поясницы периодически через 30-40 минут надо откидываться на спинку стула. Высота подъема задней стороны стула - от 1 до 2,5 см, не более.
В запущенном состоянии нарушение осанки переходит из разряда педагогического в проблему медицинскую, но успешно решается только при комплексном подходе: культура, воспитание, специальная гимнастика, медицина.