Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Алкоголь и человек: доступно о сложном


Информационный Канал Subscribe.Ru RAX - уникальная статистика и популярность вашего сайта


Горе от ума, или Оставьте пьющих мужчин в покое


"На бетонных ступенях закрытого на ремонт гастронома, как на паперти, обратив невидящие глаза и лицо к летнему небу, лежит "упитый в стельку" молодой мужчина. Ноги небрежно разбросаны, и между ними, как фаллос, "восставшая мужская плоть", торчит бутылка с белой головкой, которая тоже смотрит одним глазом-пробкой в небо. От правой штанины тянется по асфальту темное пятно вытекшей мочи. Карикатура на героя, павшего в бою".
Этими строками, красочно описывающими вполне привычное глазу среднестатистического российского обывателя зрелище, начинается весьма любопытная книга "Пьющий мужчина". Ее автор - доктор медицинских наук, профессор психиатрии, заведующий кафедрой психотерапии и психологического консультирования Новосибирской государственной медицинской академии, вице-президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ), психотерапевт Европейской регистрации Владимир Завьялов. Изучению острейшей для нашей страны проблемы алкоголизма он посвятил более тридцати лет своей жизни и, надо сказать, пришел к весьма любопытным и неожиданным выводам, явно противоречащим постулатам классической наркологии. Владимир Юрьевич любезно согласился ответить на вопросы "Парламентской газеты".

Гордыня и гиперволя
- Владимир Юрьевич, ваш взгляд на проблему алкоголизма можно без преувеличения назвать революционным&
- Раньше практически все, в том числе и я сам, называли зависимость от алкоголя болезнью. Но сейчас я от этой концепции отошел и считаю, что это не столько болезнь, сколько жизненное поведение человека, в котором есть и медицинский аспект, и признаки болезни, но более всего - проявление воли. Я рассматриваю те вопросы, на которых традиционная наркология вообще никогда не заостряла внимания - например, проблема гордости. На мой взгляд, именно гордыня - первая проблема всех алкоголиков: пьют те люди, которые не могут ее обуздать, которые недовольны тем, что имеют и хотят переиначить свою жизнь.
То, в каких позах обычно лежат пьяные мужики, тоже никто никогда не изучал, а ведь это очень интересно! Их позы выражают гордость, восстание. Например, мне пришлось наблюдать такую картину: пьяный мужик глубокой ночью поссорился с родственниками, ушел из дома и улегся прямо на улице - как бы упал, но таким образом, чтобы его было хорошо видно родственникам из окна и чтобы на проезжей части оставались лишь ступни ног, а все остальное тело мирно покоилось на мягком газончике.
Можно ли было так умно упасть в бессознательном состоянии? Конечно, нет! Это вполне осмысленное поведение. Потом сердобольные прохожие пытались затащить его ноги на газон, но "бессознательное" тело пружинило и ноги вновь сползали на проезжую часть. Я считаю, что таким образом лежат все они.
Это своего рода форма протеста: "Вот, нате вам меня пьяного! И что вы сделаете? Интересно посмотреть!" Так что это проблема поведенческая, а ее преподносят как медицинскую. Общество не хочет рассматривать поведение таких людей в целом, отбрасывает какую-то часть на медиков - мол, мы вам дадим немножко денег, а вы занимайтесь. А пьющие пользуются этим и говорят: "Да, я больной!"

Мини-революция с иерархическим ядом
- Давно известно, что вылечить насильно от пьянства человека невозможно.
- Конечно, невозможно. Поведенческая основа алкоголизма - игра в восстание. Я доказываю, что алкоголизм - это незрелая религиозность, когда вместо Бога - собственная психика. Алкоголик подчиняется своим желаниям беспрекословно - как верующий подчиняется идее. А как можно вылечить религиозность?
- Сегодня многие люди оправдывают свою любовь к выпивке желанием "снять стресс".
- Это и есть недовольство: своим состоянием, тем, как все происходит вокруг. На самом деле в жизни масса причин для недовольства. В свое время я занимался исследованием мотивации потребления алкоголя и собрал более восьмисот мотивов!
- И какие из них были главными?
- Я подразделял их на группы: "так принято", "подчинение культурным нормам", "желание изменить свое состояние" и так далее. Алкоголь символически - это и огонь, и вода одновременно, с одной стороны он ослабляет какие-то функции организма, а с другой стороны повышает. Отсюда - некая мистика опьянения. Я называю алкоголь иерархическим ядом: он подавляет действие нервной системы сверху вниз. Психика человека устроена в виде пирамиды, как и само общество: наверху "президент и парламент" - главные цели и желания, и алкоголь подавляет это управление. Самое тяжелое опьянение - это когда подавляются даже низшие отделы, например, дыхательный центр, а первым обычно поражается центр контроля за поведением - отсюда такая расторможенность. Алкогольный яд как бы совершает мини-революцию - нарушает порядок, которым человек недоволен.
Так что основная проблема алкоголиков - это не выпивка, как считает общество и наркологи, а трезвость. Именно трезвое состояние для них невыносимо, сознание раскалывается. Им нужна перестройка, но она временна, и, когда опьянение проходит, все возвращается на "круги своя". А в основе традиционной наркологии лежит отучение людей пить: "Бросишь пить - и все будет хорошо". Но дело в том, что лозунг "Трезвость - норма жизни" для этих людей лживый: они-то как раз не могут жить, будучи трезвыми. Поэтому давно замечено, что нельзя отнимать у алкоголика выпивку.
- Но где же тогда выход из этого тупика? Как быть тысячам людей, в семьях которых есть пьющие? Спокойно выдерживать подобные ежедневные "мини-революции" не так легко.
- А их и не надо выдерживать. То, что люди выдерживают, лишь усложняет ситуацию. Есть три достаточно простых правила поведения. Первое: не бороться с пьющим, вообще оставить его в покое - не преследовать и не контролировать. Второе: никогда не беседовать с пьяным. Подобные беседы бессмысленны, но в то же время людям, как правило, хочется наставлять пьяных на путь истинный. Третье: нужно уважать пьющего и никогда ничего не делать за него, чтобы не добавлять свою волю в его якобы безволие. На самом деле никакого безволия у пьющих нет, наоборот - это гиперволя.
Пьющего можно сравнить опять же с религиозным человеком, потому что он за свою идею пойдет хоть на смерть: многие пьющие действительно серьезно рискуют, пьют неизвестно что, натуральная "русская рулетка", только вместо пистолета - дешевые напитки типа стеклоочистителя. А общество наше до сих пор повернуто на борьбу, вернее, дает некий двойной стандарт: с одной стороны расхваливает национальный обычай: "Как это не пить? Не пьют только больные и сволочи", а с другой стороны борется с теми, кто пьет не так, как положено. То есть одновременно спаивает и наказывает.
На мой взгляд, сегодня в нашей стране идет активное спаивание молодежи пивом. Понятно, что есть пивные короли, которым это очень выгодно. И я вижу свою задачу в том, чтобы поднять в обществе нормальную, серьезную дискуссию по этому вопросу. Проблема действительно очень сложна, поскольку водка в России - это не просто напиток, а символ, с которым очень многое связано. Это целая культура, нашедшая отражение в произведениях русских классиков. И алкогольная зависимость сначала возникает именно в голове.
Взять ту же древнюю славянскую культуру: дождь, живительная влага, "живая" и "мертвая" вода. И малолетние дети уже готовы принять некую "магическую воду". Или вот, например, реклама детского йогурта, когда голос за кадром нежно убеждает: "Съешь - и будешь большим!" Все вроде бы очень мило, но на самом деле идет формирование адиктивной идеологии: "Выпьешь - и станет легче". Поэтому проблема не только в алкоголе, но и в духовной культуре.

Алкоголики как золотой запас страны
- И все же: возможно ли помочь людям пьющим преодолеть это пагубное пристрастие, разрушающее их жизнь и жизнь близких им людей?
- Организовать достаточно квалифицированную и полную помощь для всех невозможно, поскольку это было бы очень дорого: сегодня лишь около семи процентов алкоголиков могут оплатить подобные услуги. А что остается делать всем остальным? Моя книга - это тоже попытка помочь, объяснив суть явления. Основная проблема у мужчин - избыток ума, а алкоголь помогает этот ум сдерживать.
- Неужели у всех мужчин ум в избытке? А как насчет женщин? Сегодня достаточно много спившихся представительниц прекрасного пола.
- У женщин нет такой задачи - гасить свой ум, поскольку он привязан к реалиям: так уж устроено природой, что женщина мыслит более конкретно. И алкоголизм - прежде всего мужская проблема, которая, тем не менее, может возникать и у женщин.
Дело в том, что у мужчин очень активный ум, требующий применения: они созданы для того, чтобы путешествовать, совершать подвиги, быть пионерами. Им необходимо управлять. Алкоголизм - это неудачная попытка управлять собой. В своей книге я доказываю достаточно интересную вещь: бросившие пить очень часто приобретают выдающиеся способности к управлению другими, и, на мой взгляд, тридцать миллионов пьющих мужчин - это золотой запас России, потенциальные талантливые управленцы, которых так не хватает нашему обществу.
- А как вы относитесь к модной сегодня методике кодирования пьющих?
- Кодирование - это наложение запрета извне. Это совсем другая психология с элементами тюремной: проигрываются фазы ареста, суда, надзора. Отсюда я заключаю, что если старшее поколение помнит Гулаг, то нынешнее в него играет при помощи кодирования. Это народный памятник тоталитаризму.
- И я вновь возвращаюсь к основному вопросу в нашей с вами беседе: что же все-таки делать семьям пьющих - их женам, матерям, детям?
- Первый вариант - это не делать ничего, жить своей жизнью. Второй - уйти и по-новому организовать свою жизнь. Третий - попытаться изменить свое поведение, как я уже говорил - оставить человека в покое, не бороться, не беседовать, искренне уважать и не делать из него инвалида. Если он не дошел до дома - не нужно пытаться затаскивать его в квартиру, позвольте ему лежать там, где он улегся. Я понимаю, что это не вполне обычный совет.
- А если на улице сорок градусов мороза? В Сибири и такое бывает.
- Конечно, риск есть. А как люди кончают жизнь самоубийством? Пьющих как раз и формирует сознание того, что их непременно будут спасать. Помните второе искушение Христа? Дьявол поставил его на вершину Храма и сказал: "Прыгни вниз, тебе ничего не будет - ангелы спасут" Это как раз имеет отношение к гордыне. Пьющие в таком положении находятся очень часто: выпили и начинают экспериментировать - дойдут до дома или нет. Они тоже думают, что их кто-то спасет. И если играть с ними в эту игру и спасать, то она никогда не прекратится.
У меня есть один знакомый алкоголик: он очень часто и сильно напивался и однажды упал в лужу и чуть не утонул в ней, благо случайный прохожий заметил его вытянутые трубочкой губы и вытащил. После этого он бросил пить и сейчас - вполне успешный человек, большой начальник. В свое время мне пришлось отучать его мать, сестру и жену постоянно спасать его. Так что довольно этих игр в спасение. Ежегодно от алкоголизма погибают десятки тысяч мужчин, потери просто колоссальные - больше, чем на войне! Сорок тысяч - только от отравлений, не считая сердечных заболеваний и прочего. А наше общество просто боится смотреть правде в глаза. Я бы начал борьбу с алкоголизмом с запрета рекламы пива, которая очень профессионально воздействует на умы.

Вместо послесловия
Распрощавшись с Владимиром Юрьевичем, я решила несколько оттянуть момент возвращения в свой душный рабочий кабинет и немного прогуляться по тенистым аллеям парка, расположенного в самом центре Новосибирска. Погода солнечная, жарко, кругом бегают детишки, а на скамеечках сидят их молодые мамы и папы и в свое удовольствие пьют# пиво. Многие - прямо "из горла". Один малыш лет трех подбегает к разомлевшей от солнца и пива маме и крохотным пальчиком показывает на бутылку.
- Что, попробовать хочешь? - Смеется она. - Подрасти сначала!
Не правда ли хороший стимул для роста?
"Парламентская газета", №1040(409), Дата выхода: 24.08.2002



Легкого похмелья! Opohmel.Ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное