Натуральное мыло ручной работы История мыловарения 1часть
Здравствуй, мыловар!
Предлагаю наше знакомство с изготовлением натурального мыла ручной работы начать с изучения всемирной истории мыловарения.
Я разбила ее на три части, чтобы удобнее было читать, но Вы их получите сразу, так что сможете прочитать все сразу.
В следующих выпусках:
Соблюдение техники безопасности,
какой инструмент понадобится,
первый опыт мыловарения,
кислотность натурального мыла,
как
работать с мыльной основой,
формы для мыла, и многое другое.
Итак, вперед!
Ученые до сих пор бьются над вопросом «Кто и когда изобрел мыло?», выдвигают различные теории, подкрепленные как историческими фактами и результатами раскопок, так и легендами и сказаниями.Мнения всех, так или иначе, сходятся в одном: местами зарождения производства мыла стали древнейшие культурные центры.
Так, согласно одному из подходов, мыловарение было изобретено в Шумере,
первой цивилизации на Земле, существовавшей в IV-III тысячелетиях до нашей эры. Шумерам приписывается множество изобретений, таких как колесо, письменность, ирригационная система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг, и даже пивоварение.
В ходе археологических раскопок учеными были обнаружены таблички, датируемые 2500 годом до н.э., на которых была описана процедура, напоминающая процесс приготовления мыла: вода смешивалась с древесной золой, полученная смесь кипятилась
и в последствии в ней растапливался жир. Однако этот раствор не имел определенного названия, свидетельств о способе его применения не сохранилось, и то, что сейчас принято считать мылом из него не производилось.
Египетские археологи после раскопок в дельте Нила пришли к мнению о том, что производство мыла было налажено в Древнем Египте по меньшей мере, 6000 лет назад. Некоторые папирусы содержат рецепты, согласно которым для получения мыла животные и растительные жиры следовало нагревать вместе с щелочными солями и содой, в достатке имеющимися на в долине Нила и на берегах озер.
В Античном мире существовало три сорта мыла: твердое, мягкое и жидкое, его производили из козьего или бычьего жира с примесью золы бука. Широко известна легенда происхождения слова «мыло»/ «soap» от названия древнеримской горы Сапо/Sapo, на которой совершались жертвоприношения богам. Животный жир сжигаемых жертв
скапливался и смешивался с древесной золой костра. Полученная масса смывалась дождями вниз, в глинистый грунт берега реки Тибр. Женщины, стиравшие белье в этих местах, стали обращать внимание на то, что благодаря этой смеси одежда отстирывается намного лучше. Постепенно этот «дар богов» стали использовать не только для стирки, но и для мытья тела. А само слово «sapo» со временем перешло и в другие языки: из него образовались английское «soap», французское
«savon» и итальянское «sapone».
Именно в Риме мыловарение приобрело широкое распространение и выделилось в отдельную ремесленную отрасль. Так при раскопках Помпеи археологами была найдена настоящая мыловарня с готовыми кусками мыла.
О мыловарении упоминают также многие римские писатели и ученые. В своем трактате «Естественная история» в 37 томах Плиний Старший (1 .н.э.) указывает на тот факт, что мыло стало неотъемлемой частью
жизни римского населения. Он пишет, что еще древние галлы (населявшие территорию современной Франции) и германцы знали о приготовлении мыла. Эти дикие племена делали из сала и золы букового дерев некую чудодейственную мазь, которую использовали для очистки и окрашивания волос, а также для лечения кожных заболеваний. Позже, на рубеже нашей эры, с галльскими племенами познакомились древние римляне. Но галлы, видимо, научили своих завоевателей использовать свое мыло только
для фиксирования сложных причесок, т.е. использовали его как помаду. Хотя мыло уже было изобретено, многие народы античного мира еще долго продолжали пользоваться щелоком, бобовой мукой, клеем, пемзой, ячменной закваской и глиной. Известно, что скифские женщины делали моющие порошки из древесины кипариса и кедра, затем смешивали его с водой и ладаном. Полученной нежной мазью, имевшей тонкий аромат, они натирали все тело. После удаления раствора скребками кожа становилась чистой,
гладкой и благоухающей. Лишь с 164 г н.э. римляне стали использовать мыло в качестве моющего средства. Живший в ту пору в Риме врач Гален описал мыло и указал при этом, что его надо изготавливать из жира и раствора золы с известью, что оно делает кожу мягкой и очищает от загрязнений тело и одежду. Плиний описал также некоторые способы приготовления мыла путем омыления жиров, а также рассказал о том, что твердое мыло использовалось римлянами исключительно для стирки из-за
своей жесткости, в то время как мягкое мыло использовалось в косметических целях, в том числе и для укладки волос. О профессии мыловара (сапонариуса) впервые упоминается примерно в 385 г.н.э. в работах Теодора Присциануса.
Знаменитый врач Ибн Сина (X-XI в.) советовал использовать мыло в медицинских целях, для обмывания прокаженных. После падения Римской империи и с началом так называемого Темного времени в Европе, чистота и личная гигиена отошли на второй план, производство мыла пошло на спад, но рецепты не были утеряны, и дело мастеров древности продолжили небольшие кустарные мастерские. Не была чистота в чести и в Средние века. Мылом пользовались представители только первых двух сословий – дворяне и священники, да и то не все. Однако это не означает, что мыло было недоступно, одна из основных причин этому была инквизиция, свирепствовавшая в то время и жестоко наказывающая за внимание к собственной плоти.
Моду на чистоту
привили средневековой Европе рыцари, побывавшие во время своих крестовых походов в арабских странах. Именно рыцари-крестоносцы в XII веке привозили в подарок знаменитые мыльные шарики из Дамаска и приносили их в дар своим возлюбленным.