Русская баня и бани мира Древние летописи о русской бане и банных обрядах
Летописец Нестор в "Повести временных лет" повествует о походе в Константинополь в 907 году князя Киевской Руси Олега. В договоре с Византией упоминается о праве русичей пользоваться тамошними банями: "И да творят им мовь, елико хотят". А это, действительно, было привилегией. Византийские бани, построенные на манер знаменитых римских терм, славились бесподобной роскошью.
И ещё такая подробность. В Древней Руси побеждённые племена платили дань, в том
числе и берёзовыми вениками для бани.
Жизнь и деяния Нестора тесно связаны с Киево-Печорским монастырём. Здесь и был похоронен славный монах-летописец.
Монастырь был крупнейшим очагом культуры Киевской Руси и славился далеко за своими пределами богатой библиотекой, где было много ценнейших медицинских книг. На Руси были знакомы со взглядами знаменитых врачей древности- Гиппократа и Галена. Прослышав о пользе жарких бань, печёрские монахи стали устраивать их для "лечебных потреб", но на
свой, русский, самобытный манер.
В уставе князя новгородского и киевского Владимира, который ввёл на Руси христианство и был назван в народе Красное Солнышко, бани именовались заведениями для немогущих. Это были своеобразные лечебницы, быть может, первые на Руси. Переяславский епископ Ефрем, впоследствии Киевский митрополит, повелел "заводить строение банное врачево и всех приходящих безвозмездно врачевать". Да, древнерусские иноки-целители не брали платы за лечение. Поэтому их называли
"врачами безмездными". В эти же годы монах Киево-Печёрского монастыря Агапит, прославившийся как искусный врачеватель, исцелял больных травами и парной баней. По монастырскому уставу больных полагалось мыть в бане три раза в месяц.