Здоровье Мамы и Дитя Здоровье. Норма. Понятия здоровья и нормы.
Представление о болезни не может быть оторвано от понятия «здоровье»: Оба эти явления — и здоровье, и болезнь — представляют собой две формы жизнедеятельности организма. В практической медицине для установления факта наличия болезни сравнивают различные параметры жизнедеятельности организма либо с таковыми при здоровом состоянии этого же человека, либо с усреднёнными нормативами здоровых людей.
Общепринятого понятия «здоровье» в настоящее время нет.
Исходя из важной роли способности организма человека к биологической и социальной адаптации к условиям внешней и внутренней среды, нередко здоровье определяют как состояние оптимальной адаптированности человека к меняющимся условиям жизнедеятельности.
Эксперты ВОЗ предложили следующее определение здоровья:
Здоровье — состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
При установлении факта состояния здоровья или болезни нередко прибегают к понятию «норма».
Норма — состояние оптимальной жизнедеятельности организма в конкретных условиях его существования.
Понятие «норма» часто используют как синоним здоровья («здоровье — нормальное состояние организма»). И всё же понятие «норма» несколько шире понятия «здоровье». Так, можно быть здоровым человеком, но отличаться от каких-либо общепринятых эталонов нормы (например, роста, массы
или габаритов тела, характера общения с другими людьми, уровня интеллекта).
Вместе с тем разработка критериев нормы жизнедеятельности и других параметров организма человека, определение их оптимального диапазона весьма важны для медицины. Наличие таких критериев (и вообще раздела медицины «нормология», который наиболее близок по содержанию учебной дисциплине и научной специальности «физиология человека») существенно облегчило бы дифференцировку пограничных состояний, здоровья и болезни.
6) наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.
Генеалогический метод оценки здоровья ребенка основывается на сборе данных о заболеваниях в семье, в роду, с указанием типа родственных связей между членами родословной. В результате обследования выводится индекс наследственной отягощенности j. Он определяется по формуле:
J = общее число определенных заболеваний на всех родственников
общее число родственников
Если индекс (j) больше 0,7, можно говорить о наследственной отягощенности и предрасположенности данного ребенка , например, к сосудистым или желудочно-кишечным заболеваниям.
Физическое развитие- это физическое состояние организма, которое обусловлено нормальным функционированием всех его органов и системы в целом. Это основной компонент здорового образа жизни. Если все физиологические системы хорошо работают, то в целом и весь организм человека также функционирует, осуществляя саморегуляцию и развивается в нужном направлении.
Нервно-психическое развитие- отображает становление разных отделов нервной системы в определенные периоды жизни.
Устойчивость к инфекционным заболеваниям определяется по количеству острых инфекционных заболеваний у детей на протяжении одного года жизни.
Устойчивость считается:
а) высокой при кратности острых заболеваний 0-3 раза в год;
б) сниженной при кратности острых заболеваний 4-7 раз в год;
в) резко сниженной при кратности острых заболеваний 8 и более раз в год.
К группе часто болеющих детей относятся:
1 год жизни — 4 острых заболеваний в год и более;
2-3 года жизни — 6 острых заболеваний в год и более.
Уровень функционального состояния организма определяется по анализам крови и показателям артериального давления, которое начинают измерять в трехлетнем возрасте. Оценивается также половое развитие ребенка — мальчиков с 11 лет, у девочек с 9 лет.
О наличии или отсутствии хронических заболеваний и врожденных пороках развития судят по записям специалистов в медицинской карте ребенка .
Анализ показателей по шести критериям позволяет отнести ребенка к одной из пяти групп состояния здоровья и получить от врача рекомендации по лечению, профилактике или оздоровлению ребенка.
Группы здоровья:
1 группа - здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций;
2 группа - здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;
3 группа - дети, больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма;
4 группа - дети, больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма;
5 группа - дети, больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.
Подробнее о беременности, здоровье и развитии ребенка на сайте Наши Дети