Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Шахматные импровизации

  Все выпуски  

Шахматные импровизации Шахматные откровения_часть 3_начало революции


Шахматы. Часть третья. Революция.

 

Друзья! С самого начала я хочу извиниться перед вами за многочисленные отступления от «четкой линии партии» и за «растекания по древу». Для любителей точности и четкости будет весьма затруднительно следовать моему повествованию. Не обессудьте! Как информация поступает ко мне, так я и довожу ее до вас. И если мне по нескольку раз приходится смотреть на один и тот же предмет с разных сторон, то это происходит не для того, чтобы сбить вас с толку и запутать окончательно, а просто, чтобы дать вам как можно больше образов для понимания. В природе нет прямых путей. Река петляет и извивается. Для чего-то ей это нужно. Так что, не взыщите! Попробуйте следовать за рекой моего повествования, и я уверена, что мои «повороты» и «петляния» подвигнут вас на собственные открытия. А именно это и является моей задачей.

Ну вот. Сегодня мы поговорим о самом интересном. Хотя, слова эти выдают во мне ловко замаскировавшегося интригана, пытающегося искусственно привлечь ваше внимание. Ибо все, что происходит, происходило и будет происходить в здесь-и-сейчас и является самым интересным. То есть, самым интересным является ВСЁ!

Сегодня речь наша польется о центре, о партнерах или игроках, о создателе, а также о том, как все это уживается в каждом из нас. А потому – внимание! Информация сия исключительной секретности и важности быть изволит! (Чего-то я сегодня, прям, сплошь и рядом интригами занимаюсь! К чему бы это? К снегопаду, видать. Это он – чародей, это он – баловник все, что было видать, заметает (засыпает)…)

Итак, все внимание к Центру! «Говорят все радиостанции… Событие чрезвычайной важности…» Это я о нем, о родимом. О месте, куда падает камень и откуда начинают расходиться круги по воде… О ступице, которая вращает колесо… О Центре.

Центр в шахматном мире образован двумя Фигурами – Ферзем (Королевой) и Королем. Я назвала их одиночками или индивидуалами, ибо у каждого из партнеров их имеется только по одной Фигуре данного достоинства. И олицетворяют они собой женское и мужское начала, инь и ян. Эта пара – самое сердце обоих шахматных королевств. Я бы даже сказала, что эта пара – самая сердцевина каждого из нас. Ибо каждый из нас – самое настоящее Королевство!

Начнем с Ферзя. Или Королевы. Я буду говорить Королева, так как иностранное слово Ферзь почему-то ассоциируется у меня с мужским родом. А ведь разговор сейчас пойдет о Женщине, о женском начале.

Женское начало олицетворяет собою Материю, природу, материализацию, энергию. Это, в общем. Говоря же о Королеве, стоит заметить, что она ходит как и где хочет. Ей подвластны все измерения: горизонтали, вертикали и диагонали. Она может легко и плавно передвигаться от клетки к клетке, а может смерчем прокатиться по доске, попутно «съедая» все попадающиеся на ее пути фигуры партнера. Природа, что тут скажешь?

Королева могущественна и опасна. Своим сознанием она объемлет все пространство доски. И передвигается, и взаимообщается (кушает) она в любых направлениях, что говорит о ее целостности. Но главное – она любит своего царственного супруга. Любит – значит поддерживает. Во всем. Во всех его «за» и «против». Во всем, каков он есть. Как я это узнала? Очень просто. Шахматы поведали мне про то.

Глядя на Королеву, я озадачилась вопросом, почему она всегда занимает клетку того же цвета, что и цвет масти ее королевства. То есть, цвет масти ее Короля. И вдруг поняла. Потому что она тотально принадлежит своему Королю, тотально выражает его идеи и интересы его (и своего) государства. Поэтому, белая Королева стоит на белой клетке, а черная – на черной.

На самом деле, это хорошо соотносится с различными эзотерическими учениями, где говорится, что женское энергетическое начало служит для материализации, воплощения в жизнь идеи или мужского принципа. Именно соединение и слаженная работа этих двух начал создает все многообразие Жизни. И понятно, что если энергия начнет воевать и враждовать с идеей, то ничего из этого союза не получится. А если ничего не получится, то есть ли смысл начинать Игру? Вопрос чисто риторический, и каждый для себя отвечает на него сам.

И все же… все же в Истинном Королевстве Истинная Королева всегда поддерживает своего Короля – будь он белый, будь он черный, будь он хоть серо-буро-малиновый!

Что еще добавить мне про Королеву? Не знаю. Красивая она Фигура. А о красоте, что можно сказать? Ничего! Красоту чувствовать надо. Этого достаточно.

Ну а сейчас нашего внимания ждет сам Король. Он же – Мужчина, мужское начало. Причем мужчина не абы какой, а хозяин своей жизни, своей судьбы, своего Королевства. Об этом качестве хозяина говорит его способность передвигаться по всем направлениям. Однако, хоть Король тоже может ходить и взаимообщаться по горизонталям, вертикалям и диагоналям, но в отличие от Природы или Королевы, его телодвижения ограничены одним шагом. И это очень примечательно. Дело в том, что в Индийской мифологии мужское и женское начала (Пуруша и Пракрити) иногда изображают, как этакую странную пару: мужчина-паралитик, сидящий на плечах у слепой женщины. Мужчина не может двигаться сам, но обладает зрением (вИдением), куда идти. Женщина может передвигаться, но не видит и не знает куда. Поодиночке оба имеют массу проблем, но вдвоем могут преодолеть любые трудности и преграды. Это изображение – просто символ, но очень наглядный и содержательный. Советую вам поразмышлять над ним – много интересного можно понять о своей собственной жизни. Ведь каждый из нас един в двух лицах и каждый из нас играет одну из ролей, ипостасей – мужскую или женскую.

Итак, Король – это идея, принцип, Голова данного Королевства. Королева – это сила, энергия, которая помогает ему созидать Королевство. Интересно, что потеря могущественной Королевы не останавливает процесс взаимообщения партнеров, а вот перспектива «съедения» Короля, называемая в шахматах «матом», служит основанием для окончания игры, а вернее партии. Да, кстати, Короля не едят. Как можно съесть то, что не облечено в форму? Как можно съесть вИдение, понимание, идею? Ему просто объявляют мат – и игра закончена. Понимание есть, идея есть, а идти ей - некуда, развиваться ей - не во что! Мат, одним словом! И все дела. Нет Короля – нет игры. Какая игра без идеи, без смысла? Конец! Игре, но не нашему разговору.

Давайте поговорим о клеточках, о полях, на которых располагаются Короли. Если Королева всегда дислоцируется на поле цвета своей масти, то Король, напротив, всегда занимает клеточку противоположного цвета: белый король стоит на черном поле, а черный – на белом. И это важно. Особенно для главы государства. Это говорит о понимании этим самым главой целей и задач противоположной стороны. И не только о понимании, а и о приятии. Таким образом, исчезает необходимость во вражде, в борьбе с партнером. Да и зачем? Просто существуют два принципа, две точки зрения на один и тот же вопрос. Две противоположные точки зрения. Обе верные точки зрения. Но верные лишь наполовину. И это не повод для вражды, для отстаивания своей точки. Это повод для диалога, для понимания истины в целом. Это повод для игры. Об этом и говорят нам Короли. Они знают, что всегда существует противоположность, и что эта противоположность дополняет их понимание мира. Именно это понимание делает их Королями или Императорами. Они словно говорят «Не важно, какой цвет я сейчас представляю. Но я всегда помню и несу в себе его противоположность. Я познал природу двойственности и превзошел ее». Поистине Королевский расцвет сознания! И именно с таким сознанием человек может управлять государством.

По поводу Короля существует еще один момент. Этот момент касается его передвижений. Называется он «рокировкой». Рокировка - это сложные и не вполне понятные мне отношения Короля с его Башней. Если получается так, что и Король и Башня никуда до этого не ходили, и если между ними нет никаких других фигур, то они могут интересным образом попередвигаться. Иногда это помогает спасти Короля от шаха и от мата. Но для меня интересен следующий факт: как бы Король со своей Башней не рокировался, а в результате он все равно попадает на клеточку противоположного цвета! Воистину велик и мудр Правитель сей!

На сим закругляется наше повествование о фигурах и о шахматной доске, но да ведь не только они являют собой игру, название которой - шахматы. Игра эта включает в себя и игроков-партнеров, и того, кто ее создал, и нас с вами. Потому как все это – просто разные уровни одного и того же явления, имя которому – Бытие. Бытие разнообразно и многомерно, но и оно – лишь видимая часть чего-то большего, неведомого и таинственного. Великая Тайна окружает Бытие, как утроба матери окружает младенца. Великая Тайна присутствует и в игре с таким простым названием – шахматы. И ее не постичь и не узреть. Но ощутить ее присутствие можно даже на шахматной доске. Что мы с вами и пытаемся делать.

Прежде чем поговорить о том, как шахматы проявляются в каждом из нас, и подвести итоги нашего шахматного повествования, давайте поднимем головы от доски и взглянем немного вверх. Проделав это несложное действо, мы можем заметить в непосредственной близости от доски и фигурок по обеим сторонам доски двух «партнеров». Или игроков. Игрок в шахматах называется партнер. Я уже говорила об этом. Упоминала я также и о том, что слово это весьма примечательно, ибо образовано оно от английского part (часть) и обозначает того, кто является частью. Это значит, что игроки в шахматах изначально не являются соперниками, не являются врагами - они являются частями. Частями целого. Целого, которое так образно пытается нам показать бело-черная доска со своими бело-черными фигурками. И доска, и фигурки, и игроки-партнеры говорят нам об одном и том же – о Едином, сотканном из частей-противоположностей. И сам по себе этот факт исключает возможность вражды между игроками, создает атмосферу диалога и поиска новых путей и решений для постижения Истины. Или Целостности.

Кто такие игроки? Это люди, которые двигают фигуры на доске жизни. И если фигуры учатся хорошо исполнять свои роли, то что делает игрок в этой игре?

Игрок учится понимать и осознавать, что он делает и как его поступки (ходы) влияют на игру в целом. То есть, он учится видеть причинно-следственные связи. Обдумывая и совершая свои ходы, наблюдая за ходами партнера, он начинает осознавать происходящее.

Если фигурки «не ведают, что творят», то игрок учится ведать. Его сознание постепенно расширяется в процессе игры, от партии (корень этого слова также part -  часть) к партии. Мало того, что он имеет в своем арсенале все роли, мало того, что он двигает фигурками, но главное – он учится понимать закон Причины-Следствия. Закон дуальности. Закон ответственности. Я бы даже назвала этот закон - «Закон Прошлое-Будущее». Чтобы разглядеть действие этого закона в жизни, и существует партнер, другая (друг) сторона. Ведь именно партнер помогает игроку увидеть, как его действия влияют на ситуацию; что он творит на поле жизни; как его поступки и намерения отражаются на игре. Каждый, кто встречается нам по жизни, каждый, с кем нам приходится так или иначе соприкасаться и взаимодействать, становится нашим партнером. А самый главный и верный из них – сама жизнь.

Иногда случается так, что один человек играет и за белых и за черных. Мне часто приходилось прибегать к подобной манере игры, когда очень хотелось поиграть, а папа был на работе. Иногда в таких случаях я подлавливала себя на некоем лукавстве. Потому как, выбрав, к примеру, белых, я отдавала им явное предпочтение на поле и играла черными вполсилы, а иногда и просто скатывалась на поддавки. Но иногда случалось странное настроение, когда мне было все равно, за кого играть, и я с одинаковым интересом размышляла и двигала фигурками обеих цветов. Это интересное ощущение - играть за обе стороны сразу. Объединять в себе обоих партнеров. Становиться единым в двух лицах. Ценное ощущение. (Почему-то хочется вспомнить про монету. Вы ведь знаете, что любая монета имеет две разные стороны. Более того, монета едина обеими сторонами. Именно поэтому она имеет ЦЕННОСТЬ.)

В старину истинные воины, выходя на поединок, обладали способностью слиться с партнером и таким образом начинали видеть его ответные действия. Что происходило в этом момент? Их сознание объединялось с сознанием партнера, расширялось и становилось единым. Они переставали существовать, как отдельные части, в момент схватки они становились одним целым. Поэтому зачастую такие поединки заканчивались ничьей. (Кстати, только сейчас заметила, что корень слова поединок – единое. Ну не замечательно ли?) И воины от этой ничьей нисколько не печалились, потому что их задачей было не победить, а расширить сознание! Поэтому и поединок был не борьбой, а медитацией. (Кстати… для любителей побед. А знаете ли вы, что любая победа – это еще и поражение?)

Итак, когда игрок доходит до такого уровня понимания, что сливается с партнером; когда он четко осознает, как их взаимодействие на поле жизни влияет на саму жизнь в целом, тогда он становится создателем. Тогда игра, как таковая,  для него заканчивается - ведь она существовала только для того, чтобы подвести его к этому уровню сознания. Тогда он видит ВСЕ игры! Ведь каждая игра несет в себе один и тот же смысл – два партнера становятся Одним! Противоположности соединяются! Дуальность исчезает! Капля становится Океаном!

Людей, достигших такого состояния, во все века называли просветленными. Их сознание стало светом! Тьма исчезла! Тьма – это не плохое. Это не то, с чем надо бороться. Мы привыкли мыслить в терминах борьбы. На самом деле никто ни с кем никогда не боролся и не борется. Тьма не борется со светом. Ночь не борется с днем. Инь не борется с ян. Женщина не борется с мужчиной.

Противоположности дополняют друг друга. Любая борьба исключает саму возможность просветления, ибо она уничтожает целостность. А просветление и есть эта самая Целостность. Просто свет сознания стал так велик, что осветил всю тьму. И теперь стало заметно, что никакой тьмы и не было вовсе. Было только то, чего мы не видели. Не видели и потому так боялись. Конечно, если идти по темному лесу, можно не видеть деревья и набивать шишки. Такая прогулка весьма болезненна, а иногда даже опасна. Но когда у нас есть свет, мы видим, что опасности нет и не было. Было просто дерево в темноте. А дерево – это не опасность, не враг. Дерево – это дерево!

Настоящая опасность – это невежество. Это та внутренняя тьма, которую мы носим с собой и культивируем. Нет другой тьмы. И чтобы рассеять ее, нужно лишь внести свет. Свет нашего сознания. Он у всех разный. У кого-то - крошечный фонарик, у кого-то – прожектор, а у некоторых – солнце! У каждого свое. И не стоит по этому поводу нервничать и беспокоиться, потому как фонарик может стать прожектором, а прожектор - солнцем. Вся разница между ними – в силе, в емкости, в широте охвата. Я бы сказала, что солнце надо вырастить. Фонарик - словно семя, из которого можно взрастить солнце. Но чтобы фонарик вырос в солнце, необходимо раздвинуть границы сознания, расширить его. Ведь солнцу требуется МЕСТО, чтобы светить.

Игра – превосходное средство для выращивания солнц. Ведь, проходя через все уровни игры, мы расширяем свое сознание. От пешки до Создателя – путь длинный и трудный, но интересный и захватывающий. И замечательно то, что проходя через все стадии, проигрывая их со всей тщательностью и старанием, количество нашей индивидуальной игры начинает переходить в качество. Количество наших действий, ходов постепенно превращается в новое качество нашего понимания. А ведь именно понимание, осознание  трансформирует фонарик в солнце. Именно понимание регулирует светосилу источника. И понимание, которому учат нас шахматы – это вИдение Целостности Бытия во всех его проявлениях и противоположностях. Кстати, на мой взгляд, невежество – это не отсутствие каких-либо знаний, а отказ от Целого. Это абсолютно естественно - не знать чего-то. И это не невежество. Невежество – это когда человек думает, что он знает. Ведь как только мы что-то утверждаем - это белое, а это черное; это плохое, а это хорошее; это правильное, а это неправильное – мы проявляем невежество, то есть, отказ от ПОНИМАНИЯ. Каждый раз, определяя часть как Целое, мы проявляем свое невежество, нашу внутреннюю темноту. (Невежество – не ведение (чередование ж и д в корне))

Но вернемся к игрокам. Каждый раз, обдумывая свой ход и реагируя на ход партнера, игрок проходит, проживает каждую новую партию (так называется одна игра в шахматах. Партия – парт (part) – часть. Прим. автора) по-новому. С каждой новой партией его сознание расширяется, его ум совершенствуется, его опыт обогащается, его манера игры меняется. Игрок проходит партии, учится на партиях. Но не меняет Игру. Игра – это совокупность всех партий – сыгранных и несыгранных. Игра – это определенный порядок. Ее творит Создатель. Создатель – это тот, кто из хаоса создает новый порядок. Или игру. Создателями не рождаются – ими становятся. Кажется, так. Ну, - скажете вы, - создатель шахмат жил уже так давно. Правила уже придуманы, и не нами. Давно придуманы. И это правильно. Но мы рассуждаем примерно так же, как фигурки на доске (на плоскости), которые не видят игрока. Для них игрок невидим, так как их разделяет пространство. А игрок совсем рядом. Он даже периодически касается фигурок. Наверно, для фигурок игрок – это бог. Невидимый, но всемогущий. Так вот. Мы также не видим создателя из-за временного интервала. А ведь там, у создателей, времени не существует. И создатель точно также касается игрока, только не рукой, а правилами. И если взглянуть туда, в безвременность, в вечность, то можно стать создателем. И менять правила игры. То есть порядок.

Немного подробнее я расскажу о Создателе позже.

Давайте подведем итоги. Или посмотрим, каким образом шахматы связаны с нами, проявляются в каждом из нас.

Мы рассмотрели три различных уровня этой Игры, три ее составляющие. Опять Троица. Ну никуда от нее не уйдешь! Эти же уровни характерны для человеческого сознания. Они подобны трем этажам здания под названием «человек». Эти три этажа наполнены всевозможными комнатами и подсобными помещениями, но о них у нас пойдет речь не сейчас. Я просто привожу вам метафору для создания образа, для облегчения понимания.

Так что шахматы, с одной стороны, показывают нам эти три этажа сознания, три уровня бытия человека, с другой стороны, они дают нам понимание того, как это сознание может развиваться. Понимаете, все зависит от нашего местонахождения в этом самом доме, то есть, в нас самих. Мы можем жить на первом этаже и даже не подозревать о существовании чего-то там наверху. Вам кажется, что это невозможно, но именно так и происходит с большинством из нас. Дело в том, что здание это не простое. Этажи-то в нем есть с самого начала, а вот лестниц и лифтов – нету! Поэтому человеку, привыкшему жить на первом этаже и не глядящему наверх, и в голову не придет, что над ним еще что-то есть. Как фигурке на шахматной доске неведомо про существование игрока. Лестницы-то нет! Нет связи! Второй этаж имеется, а лестницы-связи нет! И лифт не работает!

Исходя из этого, становится понятной и задача – построить лестницу или починить лифт для более скоростного передвижения по этажам. Но вся трудность заключается в том, что фигурка, живущая на первом этаже, уверена, что она живет в ОДНОэтажном доме! А зачем в этом случае лестница? К чему лифт?

И отсюда становится очевидной, прямо-таки вытекает еще одна задача, предшествующая строительству лестницы. Задача эта – самая главная, ибо именно с нее начинается так называемый «внутренний рост» или подъем по этажам своего здания. И задача эта – задрать голову вверх и УВИДЕТЬ второй этаж!!! В принципе, это одно и то же, так как, задрав голову, сразу же видишь и этаж! Попробуйте, поднимите голову! Что вы видите? – Небо!!! Правда многие видят лишь ОБЛАКА, но… если вы видите облака, не теряйте интерес к подниманию головы, потому как однажды вы все-таки увидите Небо, и тогда уже никаким облакам не удастся обмануть вас. Небо – это и есть другой этаж вашего дома.

(продолжение третьей части, равно как и окончание всего повествования о Шахматах, следует...)

С любовью,

Елена

jivan@yandex.ru

903-732-0501


В избранное