Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Шахматные импровизации

  Все выпуски  

Шахматные импровизации Шахматные откровения_часть 2.


Продолжение, которое последовало.

Краткое содержание предыдущего выпуска: Жизнь – Еда – Шахматы.

Ну вот, теперь мы готовы продолжить.

Вернемся к нашим баранам, а вернее, к фигуркам. Займемся ими вплотную. А вернее, осмыслением их ролей. Ведь каждая фигурка – это определенная роль, определенные задачи и цели, которые на нее возложены. Возложены кем? Об этом могущественном товарище, который возлагает на всех все, что можно и что нельзя, мы поговорим позже. Он – этот товарищ – находится в зоне особого внимания, а потому и до него у нас дойдут руки, мозги и другие части тела.

Итак, о фигурках и их ролях. Хочу обратить ваше внимание на один момент: материал, из которого сделаны фигурки, для всех одинаков – это может быть дерево, кость, пластмасса, в общем, у кого что под рукой имеется, тот из того и делает. Различие просматривается лишь во внешнем виде, который, в свою очередь, соответствует роли, которую данная фигурка играет. Вам это ничего не напоминает? Ничего из нашей жизни? Конечно! Все мы по сути одной крови, как справедливо заметил Р. Киплинг, но кто-то играет в этой пьесе роль клопа, а кто-то – царя зверей. Некоторые отдельные экземпляры в ролевой эволюции получили статус гомосапиенсов, но, так до конца и не разобравшись в сути этой роли, стали играть всех напропалую, прикрываясь умовитостью, мозговитостью и вседозволенностью. И да ладно. Наш разговор о шахматах. Вот о них и будем говорить.

Кстати, в шахматах нет соперников. Два гомосапиенса, находящихся по разным сторонам доски или поля, именуются в этой игре-жизни партнерами (partчасть, англ. Прим. автора). Замечательно называются, не правда ли? К этому моменту мы еще вернемся. Позже. Когда уйдем с шахматной доски и устремим свои взоры ввысь... к небесам... к игрокам, то есть... а там и до создателя недалече. Но это - опосля. Нам еще с фигурными ролями кое-что понять надобно. А покамест, намотаем на ус (у кого он имеется) или запишем на корочку  (с корочками у населения как-то легче обстоят дела).

Фигурок на шахматной доске - три вида: широкие народные массы или «восьмерки» (не путать с «шестерками»), «дуалы» или «двойники» и «индивидуалы» или «одиночки». Эти три вида условны – просто я так обозначила их. Для некоего понимания.

Первый вид фигурок – пешки, пехота по-нашему. Их у каждой из сторон больше всех – аж по 8 штук. И занимают они первую линию обороны. Вся остальная компания «прячется» за их широкими спинами в ожидании чего-нибудь интересненького. Примечателен тот факт, что четыре пешки стоят на светлых квадратиках, а четыре – на темных. То есть, опять-таки мы видим баланс и равновесие в рядах трудящихся. Половина из них может быть одних взглядов на жизнь, половина – противоположных, но, в целом, налицо присутствие принципа равновесия.

Пешки - это самые что ни на есть простые люди. От сохи, можно сказать. Которым даже цепей своих терять нечего, ибо не видят они этих самых своих цепей и не слышат. Родина сказала «Вперед!» - и они идут вперед. Кстати, вы заметили, что они так и ходят – вперед и только вперед. Причем, если в первый раз им дозволено немного пробежаться и перескочить с е2 на е4, то в последующие ходы прыжки и гримасы для них категорически противопоказаны. Правда, в качестве компенсации, им по роли дается право на еще одно телодвижение – кушают они не прямо, а по диагонали, наискосок. Почему-то прямо им не кушается. Наверно, так интереснее происходит процесс взаимообщения с партнерами, ведь наклонные линии олицетворяют собой динамику (прямые – статику). Получается, что по жизни пешки статичны (как указано, так и пошел), а взаимообращаются – динамично! Ура! Процесс пошел!

Многое можно еще сказать о пешках, много параллелей и диагоналей провести между ними и нами - живыми человеками, – ни одну книгу написать! Но покамест остановимся на достигнутом и подытожим.

Пешка – простая фигурка. Ее ролевая ценность - минимальна. Количество на доске – максимально. Свобода передвижения – минимальная. Направление движения – только вперед, только на одну клетку, один шаг (кроме первого хода). Пешка - единственная фигура на доске, которая не имеет права отступать. Быть съеденной – пожалуйста, но вот отступать – никогда! Не слишком завидная роль, на первый взгляд,  НО существуют два интересных момента. Первый: пока пешка не пойдет вперед и, таким образом, не откроет некую «дверь», народ «постарше» и посолиднее из «партера» тоже никуда двинуться не может. Смекаете? Хоть пешка и занимает «крайние» позиции, но начинает ИГРУ она!!! В шахматах ответом на знаменитые слова знаменитой песни: «С чего начинается Родина?» будет: «Пешка!». И второй: пешка, перешедшая «поле жизни» и достигшая другой стороны (то есть, ставшая на сторону партнера) становится Королевой или Ферзем (хотя она может также стать ладьей, конем или слоном в зависимости от желания игрока). Такое действие называется «превращением». Только пешка способна на такое – превратиться! Идя вперед и никуда не сворачивая, она может «дорасти» до Королевы! Вот они – превратности Судьбы! Кстати, даже тот факт, что пешка движется только вперед, говорит о качестве «роста». Смекаете опять? Воистину шахматы – игра жизни!

Второй вид фигурок – это двойные, «дуалы» или «двойники». Их название говорит само за себя. На поле, с каждой стороны, этих фигурок имеет место быть по две штуки одинакового достоинства. Это ребята из «партера», то есть первого ряда со стороны играющего. Если пешки – это просто пешки, то эти уже – Фигуры! Двойников у нас три разновидности, три роли: Ладьи (они же - туры, они же - башни), Кони (они же - кони) и Слоны (они же - офицеры). Двойники располагаются по обеим сторонам от королевской четы. Причем располагаются не абы как, а опять-таки в соответствии с принципом равновесия – один стоит на белом квадратике, другой на черном. То есть, находясь в одном царстве-государстве и будучи окрашенными в один цвет, дуалы исповедуют разные «религии», стоят на разных, но  взаимодополняющих принципах. И это наполняет радостью и гордостью наши сердца, ибо Государство с большой буквы «Г» (Государство – Господа дар. Прим. автора) – это равновесие между противоположностями. Баланс. Уравнение. И в шахматах это строго соблюдается.

Мы рассмотрим Фигуры, двигаясь от периферии (краев доски) к центру (правителям – Королеве и Королю).

Ладьи. Они же Туры (не знаю почему, но некоторые шахматисты их так называют). Хотя по виду они больше напоминают башенки. Поэтому некоторые не слишком профессиональные и обремененные правильными названиями игроки особо не заморачиваются, а так и зовут их – Башни. Да простится мне мое невежество, но я тоже буду употреблять этот термин, потому как он мне просто нравится. Как-то и чем-то он мне созвучен. Я почему-то не вижу в этой Фигуре образ Ладьи. Но я отдаю должное правилам игры и при встрече с «партнером» на «поле жизни» всегда говорю Ладья. Это просто сейчас я позволяю себе немного расслабиться и говорить так, как мне хочется. И да простят меня профессионалы!

Башни, словно стражи, стоят по обеим сторонам в углах доски. Это народ серьезный, не склонный шутить, говорящий все напрямую. И ходят, и кушают они строго по прямой. От этой своей «прямизны» они немного статичны, хотя при желании и по возможности могут бегать весьма резво. Пути их следования определяются как вертикалями, так и горизонталями. Этакие стены, которые мы вокруг себя возводим. Стены из наших убеждений, идей, представлений. Стены, за которыми мы прячемся и за которые не пускаем партнеров. Сидим за этими стенами и отстреливаемся.  Метим ими границы нашего участка. Его периферию. Так, на всякий случай. Чтобы, не дай бог, не спутать себя с партнером. А то мало ли чего? Граница – на то она и граница, чтобы мы могли строго блюсти свою ограниченность. Так надежнее. (Граница, ограниченность, грань – частичность, часть, одно из... Прим. автора)

Примечателен один момент. Башни занимают крайние положения на доске. Если вы спросите «А кто тут крайний?», и вам ответят «Мы!», то знайте – это Башни! Стоят они по углам доски. Четыре угла – четыре башни. Две белые, две черные. Каждый партнер в «своем» правом углу доски видит белый квадратик, а в левом – черный. Так что у каждого с самого начала игры его дело – правое! Получается, что каждый партнер прав! Потому как его Башня (убеждение) находится на белом квадратике с правой стороны. Отрадно также, что у каждого из партнеров левая Башня занимает черный квадратик, что свидетельствует о наличии у сторон и другого мнения. То есть, по большому счету, убеждения каждой из сторон распространяются на обе стороны жизни, что не может не воодушевлять. Ибо даже в крайностях Башни стремятся к равновесию.

На мой взгляд, Башня немного однобока и примитивна. Эта ее постоянная прямолинейность! Как с такой прямолинейностью можно понять жизнь, которая не довольствуется двумя измерениями, а так и норовит свернуть куда-нибудь в сторону?

Примечание: Безбашенным называется тот партнер, обе Башни которого были съедены в пылу игры. Вот уж и не знаешь что делать: смеяться или плакать!

Следующие в очереди к центру – Кони. Конь – моя любимая Фигура. На мой взгляд, он самый симпатичный из всей компании и самый реальный, настоящий. Глянешь на него и сразу видишь – конь! Он ни под кого не маскируется, никем иным не прикидывается. Морда лошадиная, осанка горделивая, правда, что без ног. Но ему и без них неплохо живется и прыгается.

Если прочитать в правилах игры, как должно передвигаться это красивое животное, то сразу все становится непонятно. «Конь может пойти на одно из полей, ближайших к тому, на котором он стоит, но не на той же самой горизонтали, вертикали или диагонали.» Вы все поняли? Я - нет! Вообще, читая всевозможные правила, у меня создалось впечатление, что многие из них пишутся лишь для того, чтобы сбить читающего с панталыку. Прочел правило и озаботился - играть или не играть? Если даже правило такое, то что говорить об игре!? Таким образом, уже на начальном этапе происходит своеобразный естественный отбор желающих поиграть. Те смельчаки, которые все же решаются влить себя в игру и начинают чувствовать себя в ней как рыбы в воде, забывают о всяких правилах и начинают изъясняться просто и доходчиво. Они говорят, что Конь ходит буквой Г. Понятно и доступно каждому. Три на два. Это я о клеточках, которые составляют длину палочек этого самого Г. Конь может ходить этими самыми Г вокруг себя куда и как захочет. Вероятные ходы Коня образуют вокруг него некую окружность, центром которой он сам и является. Может, кто-то сочтет такую манеру выражаться за некоторую эгоцентричность, но что в этом плохого – ходить вокруг себя - любимого?!

Из-за некоей непредсказуемости Коня фигуре партнера иногда бывает весьма затруднительно смекнуть, куда податься. Зазеваешься немного, глянь, а на твоем месте уже Конь стоит и ржет. Обидно! В отличие от Башни Конь более мобилен, динамичен, непредсказуем. Он уже далек от «прямоты». Путь его извилист. Чувствуется в нем изменчивость, динамика. Он уже движется не только по горизонтали или по вертикали, в его движении есть и то, и другое измерение. Более того, в его манере выражаться невидимо присутствует диагональ – линия, соединяющая начало и конец его передвижения. Диагональесть результирующая, объединяющая измерения вертикали и горизонтали (то есть, «пространство»). Диагональ – это уже шаг вперед в сознании. У Коня она (диагональ, то есть) хоть и невидимо, но присутствует. И это примечательно – чем ближе к центру, тем больше сознания в поступках поступающего. Удивительно, но факт!

Переходим к последним, самым близким к центру дуалам. Ярким представителям «диагонального» сознания. Я говорю о Слонах. Не о тех, которые слоняются, а о тех, которых некоторые называют Офицерами. Слон, Офицер - у кого как. Но в общем получается, что Слон Офицеру – друг, товарищ и брат. А по-шахматному это и вообще звучит так: «Я говорю Слон, подразумеваю Офицер. Я говорю Офицер, подразумеваю Слон». Очень правильно. Так как на слона можно посадить только офицера – человека с большой головой и хорошими умственными способностями. Ибо слон – он и есть слон. Ему лишь моргнуть, хвостом-хоботом мотануть – и уноси готовенького. Причем, ему что свой, что чужой... какая разница? Кто подвернулся, тот и готовенький. Правильное управление слоном – задача, посильная только офицеру. И кстати, даже сами цари не брезговали на поле военных переговоров выезжать на слонах. Офицерах, то есть.

Офицер-Слон – фигура головастая. Причем так и не ясно, что это у него – просто голова или голова со шлемом. Тут каждый думает, как хочет. Полная свобода выбора. Чего нельзя сказать о передвижениях Слона-Офицера. Здесь налицо жесткий контроль и подчинение роли. Офицер-Слон и ходит, и бегает, и кушает по диагонали. Причем, Слон-Офицер, изначально занимающий белую клеточку, мотается взад-вперед, вправо-влево только по белым дорожкам. А вот его коллега с черной клетки обречен всю жизнь познавать радости и трудности «черного пути». (Ну вот, теперь у меня почему-то сама собой запелась песенка про бабусю и ее двух веселых гуся... один белый, другой... ). Смена убеждений в рядах Слонов-Офицеров недопустима. В общем, чем ближе к власти, тем жестче требования. Радует то, что офицеров – два, что они – разные и что в сумме они опять-таки дают нам равенство. А в придачу, свободу и братство! И это уже признаки зрелого сознания.

Я позволю себе маленькое отступление, чтобы проиллюстрировать одну мысль. Дело в том, что существуют два пути, по которым развивается сознание человека. Они называются via positive и via negative, что переводится как: «позитивный путь» и «негативный путь». В нашем случае это «белый путь» и «черный путь». Название путей ни в коем случае не указывает на их «хорошесть» или «плохость», оно лишь показывает качество, способ развития. Позитивный путь – это путь Сердца, веры, приятия. Ключевое слово этого пути – ДА. Основная «техника» - Любовь. Один из представителей этого Пути – Иисус. Шагая по via positive, человек познает Бога, как наполненность всем. Негативный путь – это путь Ума, отрицания, познания. Ключевое слово этого Пути – НЕТ. Основная «техника» - Медитация. Один из представителей – Будда. Познавая все глубже и глубже Сущее, идущий по этому Пути приходит к пониманию, что Бог – это Ничего, Пустота. Оба Пути приходят к одной и той же точке, но смотрят на нее с разных сторон. В результате синтеза обоих получается, что Бог – это Пустота, наполненная всем. Просветленный Мастер нашего времени Ошо говорил, что невозможно следовать обоими путями одновременно, так как каждый путь обладает своими специфическими особенностями. Каждый путь соответствует определенному типу сознания и подходит определенному типу людей. На мой взгляд, Офицеры как раз и указывают нам на это. Каждый из них «проживает» свой путь и каждый из них приходит к «диагональному» (см. выше) сознанию. Именно с таким сознанием человек находится ближе всего к своему центру, подобно Офицерам, которые находятся ближе всего к королевской чете. И повторюсь еще раз, примечательно то, что Истинное царство-государство содержит в себе оба пути, что, в свою очередь, говорит о цельности системы.

На сим повествование о «дуалах» заканчивается. Но прежде чем переходить к третьему виду фигур, к «одиночкам» или «индивидуалам», мне хотелось бы сказать следующее. Двигаясь к центру наше сознание претерпевает ряд изменений. Дальше всего от центра на периферии находится «башенное» сознание. Его характеризуют прямолинейность и одностороннесть взглядов. Ведь Башня ходит либо по вертикали, либо по горизонтали. Далее идет «конское» сознание. Оно уже более мобильно. Оно уже может «перескакивать» с одного направления на другое. За один ход Конь использует и горизонталь, и вертикаль. Ну и наиболее близко к центру находится «офицерское», «диагональное» сознание. Еще раз повторюсь: диагональ объединяет вертикаль и горизонталь, является их естественной суммой. Офицеру уже не надо «прыгать» от одного к другому, его сознание само по себе уже является результатом синтеза, объединения двух противоположностей.

Если пойти немного глубже, то можно сказать следующее. Горизонтальная линия символизирует собой материальное измерение, вертикальная – духовное. Смысл креста (пересечения) этих двух линий – это единство материального и духовного начал. Если Башня в своих действиях и решениях руководствуется соображениями или того, или иного начала, Конь перескакивает с одного на другое, то Офицер использует оба одновременно. И именно благодаря этому синтезу он вплотную подходит к Центру.

О Центре и о Фигурах, его образующих, а также о некоторых других вещах – в следующем выпуске.


В избранное