что нужно для того, чтобы вырастить творческую личность? Предлагаем Вашему вниманию статью, обобщающую результаты исследований американских психологов. В ней описаны ключевые факторы, благодаря которым в семье вырастают творческие дети.
Ф. Вернон, американский психолог и его коллеги социологи, поработав
со студентами американских колледжей, пришли к выводу о том, что творческая продуктивная личность может вырасти исключительно в следующих условиях:
1) Это можно сделать, если родители ребёнка честны по отношению друг к другу, к ребёнку, к родственникам и к обществу, к миру в целом. Кратко это называется «здоровая нравственная атмосфера в семье».
В первом условии Вернон подчёркивал отдельно: имеющуюся у ребёнка возможность уважать отца, и имеющуюся
у ребёнка возможность быть эмоционально близким со своей матерью.
2) Творческие дети вырастают только в тех семьях, где семейную обстановку можно назвать «живой и яркой».
Вернон уточнял это так: шутка и юмор как лекарство от всех бед и вообще как норма жизни в семье, оптимистичный настрой родителей, особенно матери (!).
3) Наличие братьев и сестёр, сиблингов.
Это формирует более гибкие социальные роли: ребёнок одновременно
является и «старшим», и «младшим» с своей среде. Роль «братьев и сестёр»
могут играть воспитанники, приёмные дети, кузены и кузины, но в доме, в
среде воспитания должен быть больше, чем один ребёнок.
4)
Творческие у Вас будут дети или не творческие – по Вернону сильно
зависит от казалось бы такого странного (на наш современный взгляд)
фактора, как наличие в доме живой музыки, или как говорили в старину – домашнего музицирования.
При
этом Вернон оговаривается: неважно, какая «живая» музыка звучит в доме:
фортепиано и виолончель, или же – дудочка, балалайка, банджо или же
просто ладное хоровое пение всех членов семьи…
5) Творческие дети вырастают только в тех семьях, где была традиция: чтения детям вслух, совместное участие взрослых и детей в детских играх, постановка «домашних любительских спектаклей» (по Вернону достаточно было иметь и что-нибудь одно на выбор)
6) Творческие и гениальные дети вырастают в тех семьях, где родители
не обращают внимания на академическую успеваемость ребёнка и шире – его
внешние достижения, отдавая всё внимание только двум вещам: насколько нравственны все «детские» поступки ребёнка (воспитание морали), насколько честно и полно приложены индивидуальные усилия ребёнка («постарался» или «схалтурил»).
7) Вернон подчёркивал, что в семьях, где вырастают творческие дети, (пользуюсь словами самого Вернона) «… мать всегда должна быть недовольна своим образованием и хотела бы его повысить»..
То
есть, в переводе на русский литературный язык, мать в семье,
выращивающей «гения», должна заниматься постоянным самообразованием,
быть восприимчивой к новой информации.
8) Здесь Вы тоже удивитесь, причём, вероятно, сильнее всего…
По Вернону,
развитию творческого потенциала в ребёнке НЕ способствует то, что мы
называем «женским воспитанием», а именно – воспитание сугубо женское,
воспитание с помощью одних только женщин-воспитательниц…
Почему?
Дело
в том, что женщина (хочет она этого или нет) играет (пусть и
неосознанно) свою древнюю гендерную роль – она хранительница очага,
выметающая метлой из дома всех «возмутителей спокойствия». Она –
осторожна, ригидна, консервативна. Она – за устои…
Если не
разбавить сугубо женское воспитание мужским «авантюризмом», то детям
будет передан «женский тип поведения», что превратит их в диванных
обывателей, далёких от креатива так же, как Париж далёк от проблем ЖКХ в
городе Большие Дятлы. Чем подытоживает Вернон свой перечень?
А вот теперь посмейтесь, дорогие Читатели: ибо Вернон и его компания социологов уточняют в конце своего списка: «Материальные условия не имеют при этом существенного значения».
Ну что, будем критиковать?.. Будем смеяться? Будем злиться и упрекать Вернона в классовом и социальном шовинизме?
Или
постараемся создать для своих настоящих и будущих детей схожую
атмосферу, молча, без критики, не теряя ни секунды драгоценного времени
на пустопорожние споры?