на этой неделе мы вместе с детьми учимся красиво говорить и придумывать невероятные истории, а также тренируем логику.
Приглашаем Вас прокомментировать нашу рассылку - пишите на
vertical.centr@gmail.com или в комментариях к рассылке!
1. Игры на развитие речи
Наш
старший ребенок болтает без умолку и любит сочинять сказки. Конечно,
ему интереснее рассказывать, когда в устном творчестве участвует кто-то
из взрослых. И мы сделали подборку речевых игр, помогающих слагать
истории, тем более, что перед нами стоит задача помочь сыну научиться
говорить красиво. Дело в том, что когда Максим не успевает подобрать
слова, его речь превращается в запинки и повторы. А бывают и такие
детки, которым комфортнее выражаться односложно или молчать, но родители
могут им помочь разговориться. В общем, и болтунам, и молчунам
посвящается — игры, которые учат:
- сначала подумать, а потом сказать;
- структурировать речь и формулировать фразы грамотно и красиво;
- быстро найтись, что ответить, и произнести все на одном дыхании.
«Комментируем картинку»
Самый
простой способ сподвигнуть ребенка на рассказ — это найти картинку и
вместе ее описывать. Наши дети периодически просят купить журналы с
машинками и персонажами из мультиков. На серединном развороте там бывают
постеры, и мы их используем для старта истории. Можно помочь ребенку
вопросами: им там удобно? А куда-это они? А с вареньем было бы лучше?
Другой вариант — сочинить приквел и рассказать, как герои дошли до той
жизни, которая изображена на постере. Это сложнее, потому что придется
продумать отправную позицию, выстроить сюжет и привести героев к тому
состоянию, в котором мы их застали. Получится отличная тренировка и
фантазии, и логики. Но если сиквел годится для дошкольников, то второй
вариант лучше пробовать с детьми постарше, лет с 7-9. В принципе, можно
дать письменное сочинение на тему «Как вы здесь оказались?».
«Калейдоскоп эмоций»
Сейчас
продаются игровые наборы с картинками, на которых нарисованы лица в
разном настроении, с разными эмоциями. Задача таких игр научить ребенка
осознавать свои эмоции, выражать их словами, находить все более точное и
тонкое описание.
У
нас были замечания к уровню художественного оформления этих наборов, и
поэтому мы решили обратиться к классике. Мы отобрали и распечатали 20
портретов кисти замечательных русских художников: Васнецова, Коровина,
Врубеля... В них есть и тонкие эмоции, и выразительный характер, и
красивые лица.
Самая
простая игра с портретами — описать эмоциональное состояние героя:
какие чувства он испытывает, что собирается сделать, что он любит или не
любит, чем занимается в жизни. Художник дает подсказки, которые надо
научиться замечать и использовать, а остальное — простор для фантазии.
Портреты могут приходить друг к другу в гости, праздновать день рождения
одного из них, дарить подарки, высказывать праздничные пожелания в его
адрес, красиво прощаться — каждый в своей уникальной манере, со своим
настроением.
Письменная чепуха
Это
старинная игра, в которой историю сочиняют коллективно и втайне друг от
друга. Ведущий задает девять стандартных вопросов, на которые каждый
игрок отвечает письменно. Когда это произошло? Где? Кто был главным
героем события? И кто героиней? Что они делали? Что сказал он? Что
ответила она? Чем дело кончилось? Что сказали люди? Каждый участник
пишет ответ на своем листе, и несколько раз загибает его так, чтобы
нельзя было прочитать написанное. Затем листы передаются по кругу, и
каждый пишет ниже ответ на следующий вопрос, не читая, что до этого
сочинил сосед. Игра завершается совместным прочтением полученной чепухи и
морем хохота.
«Жили-были...»
Эта карточная игра популярна в англоговорящих странах и называется там «Once Upon a Time ...». Для нее нужны две колоды карт, одна с элементами
сказки и другая с концовками.
Задача
игроков состоит в том, чтобы рассказать историю, постепенно выкладывая
свои карты, и завершить сюжет в соответствии со своей картой концовки.
Но все не так просто, поскольку другие игроки пытаются изменить сказку в
собственных интересах. На одном американском форуме был такой пример:
Вы красиво подвели сюжет к тому, что принц и красавица женятся, и
казалось бы, наступает Ваша концовка: «и жили они долго и счастливо». Но
тут другой игрок бросает принца в пасть дракона...
У
игроков есть возможность отбирать друг у друга право слова. Например,
рассказчик говорит: «И вдруг она встретила Кролика с карманными
часами...». Если у другого игрока есть карта «Кролик», то он может
выложить ее, и тогда право рассказа перейдет к нему. Красота игры в том,
чтобы выстроить сказку как можно более логично и последовательно,
учитывая все то, что насочиняли предыдущие ораторы. И чем больше
использовано упомянутых ранее деталей, тем интереснее.
Существует
русскоязычный аналог этой игры под названием «Игросказ». В нем
несколько изменены правила, но сохранен дух фэнтэзи — яркий, явно
кельтского происхождения и немного страшноватый.
«Жили-были...» без карт
В
эту игру мы играли со взрослыми, причем на английском языке — так
прошла одна из сессий нашего клуба англоговорящих родителей. Мы
упростили правила, и вместо карт раздали присутствующим листочки, на
которых нужно было написать имя своего героя — любого на выбор.
Получился впечатляющий кастинг от Черного рыцаря до Поросенка Ниф-Нифа.
Следуя упрощенным правилам рассказчики сменялись по собственному
желанию. Единственное ограничение состояло в том, что игрок, к которому
перешло слово, должен был продолжить рассказ поступком своего персонажа.
И когда Дракон укусил Фею-Крестную, участники активизировались. Сказки
оказались очень смешными, поскольку игравшие состояли между собой в
супружеских или дружеских отношениях, и все время апеллировали к
несказочной реальности.
Удивительные приключения барона Мюнхгаузена
Еще
одна игра «забугорного» происхождения. Все собравшиеся объявляются
знатными господами, которых судьба свела в одной таверне, и начинают
травить друг другу байки. У каждого игрока есть монеты по суммарному
количеству участников. То есть, если играют 5 человек, то у каждого по 5
монет. В этой игре никто не забирает у рассказчика право слова, но
игроки могут использовать свои монеты, чтобы подбросить ему задачку
посложнее.
Один
из участников начинает игру, обращаясь к своему соседу фразой типа: «А
расскажите-ка, любезный, как Вы охотились на тюленей на Марсе...» У
игрока, которому брошен вызов есть пара секунд, чтобы собраться с
мыслями. В это время он может сказать, например: «О, да, припоминаю...»,
- и начать рассказ. Эта игра учит тому, чтобы быстро найтись с ответом.
Истории должны быть самыми невероятными, а рассказчику положено, что
называется, «заливать».
Зачем
в игре монеты? Предположим, в своей марсианской небылице Вы добрались
до момента, когда вскочив в корабль, Вы бросились наутек от обезумевших
тюленей. Один из игроков может предложить Вам свою монету и сказать:
«Держу пари, Вы были не готовы к тому, что в баке совсем кончилось
горючее!» Вы вправе вернуть ему монету и продолжить рассказ на своих
условиях, как будто бы бак был полон, со словами: «напротив, Ваше
благородие, бак был под завязку». Но это менее интересно, чем принять
монетку и придумать, как вписать в историю пустой бак. Другой способ
использовать монетку заключается в том, чтобы указать рассказчику на
некоторые несоответствия в его повествовании. Например, игрок сообщает,
что в связи с отсутствием горючего он пересел на космический скутер и
помчался прочь. Тогда другой участник вправе предложить ему монету и
поинтересоваться, где этот скутер был раньше и как оказался по близости с
кораблем.
Буримэ — высший пилотаж
Знаменитая игра в написание стихов, название которой происходит от французского «boutsrimés»
— «рифмованные концы». Требуется один или несколько
поэтов-добровольцев. Все присутствующие предлагают рифмы любого
характера, например, «очки — сморчки», «бури — лазури», на худой конец,
«палка — селедка». Рифм должно быть не менее 5-7 штук, но и не слишком
много, чтобы не обрекать поэтов на многочасовой труд. Получив
законченный список рифм, одинаковый для всех, добровольцы удаляются для
сочинения стиха, который включит в себя все предложенные рифмы и родится
не более, чем за 10 минут. Публика приветствует аплодисментами все
зачитанные вслух сочинения. Самое интересное получается, когда один и
тот же набор рифм порождает произведения, принципиально разные по сюжету
и стилю.
Очевидное преимущество речевых игр в том, что в
них можно играть где угодно: в машине, в путешествии — тогда, когда нет
игрушек или неудобно ими играть. С другой стороны такие игры позволяют
научиться правильной речи, примерить на себя разные профессии и
социальные роли, развить воображение и узнать много нового.
А какие речевые игры любите Вы?
2. Логические ряды
Из книжки
"Логика". Авторы: С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутяпова и др. - для ознакомления (А4)