Хорошо учиться - просто! Упражнения на развитие внимания.
Здравствуйте, уважаемые
подписчики! Перед вами выпуск рассылки
«Хорошо учиться — просто!»
Поздравляю всех Защитников
отечества и настоящих, и будущих с
праздником! И в качестве подарка,
предлагаю вашему вниманию
БЕСПЛАТНЫЕ видеоуроки к видеокурсу по
английскому, немецкому и другим языкам.
Успешность обучения в школе,
особенно в младших классах, определяют
хорошо развитые свойства внимания.
Специальные исследования показывают,
что различные свойства внимания имеют
неодинаковый вклад в успешность обучения
по разным предметам. Например, при
обучении математике ведущая роль
принадлежит объёму внимания, обучение
русскому языку связано с точностью
распределения внимания, а обучение
чтению - с устойчивостью внимания.
Следовательно, развивая определённые
свойства внимания, можно повысить
успеваемость школьников по разным
учебным предметам. Итак, начнём.
Упражнение 1. "Что
изменилось?"
Это упражнение многовариантно.
Рассмотрим несколько.
Вариант 1.
Проводиться с несколькими детьми. Все
становятся в одну шеренгу. Ведущий
вызывает одного ребёнка и предлагает
запомнить внешний вид каждого участника
игры. На это даётся 1-2 минуты. После этого
ребёнок выходит в другую комнату или
отворачивается. Остальные вносят мелкие
изменения в костюм или причёску: меняют
причёску, расстёгивают пуговицу, меняются
местами, прикалывают либо снимают значок
и т.п. Затем запоминавший должен заметить
изменения.
Вариант 2.
Разложить перед ребёнком 10 предметов,
дать ему время запомнить и попросить
отвернуться. Поменять расположение
предметов, а затем попросить вернуть
всё на место.
Вариант 3. Играют
2 человека. Перед ними лежат 2 одинаковых
набора пуговиц, в каждом из которых ни
одна пуговица не повторяется. У каждого
игрока есть игровое поле - квадрат,
разделённый на клетки. Начинающий игру
выставляет на своём поле 3 пуговицы,
второй игрок должен посмотреть и
запомнить где какая пуговица лежит.
После этого первый игрок закрывает своё
поле листком бумаги, а второй должен на
своём поле повторить то же расположение
пуговиц. Чем больше клеток и пуговиц,
тем сложнее игра. Этот же вариант можно
использовать как упражнение на развитие
памяти, пространственного восприятия
и мышления.
Упражнение 2. "Найди
отличие".
Это упражнение известно очень
многим. Берутся 2 картинки, на первый
взгляд совсем одинаковые. Но, присмотревшись,
можно увидеть, что это не так. Надо
обнаружить различия. Сейчас в сети
появилось много игр на поиск различий,
так что с поиском картинок проблем не
возникает.
Упражнение 3. "Дорисуй
и раскрась".
Это упражнение развивает
концентрацию внимания. Нужно приготовить
несколько наполовину нарисованных и
раскрашенных картинок. Предложите
ребёнку дорисовать вторую половину
картинки, а затем её раскрасить. (Это
может быть бабочка, стрекоза, домик,
ёлочка и прочие симметричные рисунки.)
Упражнение 4. " Цифровая
таблица".
Рассмотрим это упражнение в
двух вариантах.
Вариант 1.
Показываем ребёнку таблицу 5 на 5 клеток
с набором цифр от 1 до 25, которые
располагаются в произвольном порядке.
Необходимо как можно быстрее находить,
показывать и называть вслух цифры по
порядку от 1 до 25. Большинство детей 5-7
лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты
почти без ошибок.
Вариант 2. Такая же таблица,
только на этот раз в случайном порядке
записаны числа от 1 до 35, из них 10 цифр
пропущены. Необходимо найти и показать
все цифры подряд, а пропущенные записать.
Фиксируйте время, которое требуется
ребёнку для выполнения этого упражнения.
Упражнение 5. Птица - не
птица.
Занимательная игра на внимание
и знание птиц. Взрослый читает
стихотворение. Задача детей внимательно
слушать и, если прозвучит слово,
обозначающее не птицу, подать сигнал -
топать или хлопать. Обязательно уточняйте
у ребёнка, что неправильно: "А муха -
это кто?"
Упражнение направлено на
увеличение уровня распределения внимания
(умения выполнять несколько дел
одновременно).
Вариант 1.
Прочитайте вслух небольшое предложение.
Чтение сопровождается негромким
постукиванием карандашом по столу.
Ребёнок должен запомнить текст и
сосчитать число ударов. В процессе
занятий количество предложений
увеличивается.
Вариант 2. В
течение 1 минуты ребёнок рисует круги
в тетради и одновременно считает хлопки,
которыми взрослый сопровождает рисование.
Подсчитывается количество кружков и
сосчитанное количество ударов. Чем
больше кружков и правильнее сосчитаны
хлопки, тем лучше.
Вариант 3. В
течение 1 минуты нужно одновременно
рисовать двумя руками: левой - кружки,
правой - треугольники. В конце подсчитывается
количество нарисованных треугольников
и кружков. (Треугольники с "округлёнными"
вершинами, также как и круги с "углами"
не считаются.) Цель - нарисовать как
можно больше треугольников и кругов.
Упражнение 7.
Это упражнение развивает
концентрацию и устойчивость внимания.
Школьнику предлагается без ошибок
переписать подобные следующим строки.
На самом деле упражнений на
развитие внимания множество. Но даже
выполняя некоторые из них вы заметите
как улучшается внимание ребёнка, а
вместе с ним и успеваемость в школе.
Хотите запоминать
номера телефонов, дни рождения,
расписания, физические и химические
постоянные? Хотите вспомнить то, что
казалось давно уже забыто? Тогда
аудиотренинг «Записная книжка в голове
для вас!