Здравствуйте, уважаемые
подписчики! Перед вами выпуск рассылки
«Хорошо учиться — просто!»
Прошу прощения у
читателей рассылки за технические
накладки, которые произошли в понедельник
и благодаря которым Вы получили выпуск
рассылки «Хорошо жить — просто!».
Что такое внимание?
Всё чаще проблемы, связанные
с развитием внимания у школьников,
вызывают беспокойство и у педагогов, и
у родителей, и у психологов, которые
работают с детьми. Взрослые жалуются
на невнимательность детей, их неумение
сосредоточиться, долго удерживать
внимание при решении учебных задач. Всё
больше увеличивается количество детей
младшего школьного возраста с так
называемым дефицитом внимания,
сочетающимся, как правило, с гиперактивностью.
Что такое внимание?
Внимание - это направленность
и сосредоточенность нашего сознания
на определённом объекте. Объектом
внимания может быть всё, что угодно, -
предметы и их свойства, явления, отношения,
действия, мысли, чувства других людей
и свой собственный внутренний мир.
Внимание не является
самостоятельной психической функцией,
его нельзя наблюдать само по себе.
Внимание - особая форма психической
активности человека, и она входит как
компонент во все виды психических
процессов.
Внимание - это всегда
характеристика какого-то психического
процесса:
восприятия,когда мы вслушиваемся,
рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь
различить какой-либо зрительный или
звуковой образ, запах;
мышления, когда мы решаем
какую-то задачу;
памяти, когда мы что-то
определённое вспоминаем или пытаемся
запомнить;
воображения, когда мы стараемся
что-то отчётливо представить себе.
Внимание - это способность
человека выбирать важное для себя и
сосредоточивать на нём своё восприятие,
мышление, припоминание, воображение и
др.
Внимание - необходимое условие
качественного выполнения любой
деятельности. Оно выполняет функцию
контроля и особенно необходимо при
обучении.
Как бы ни был школьник способен
к обучению, у него будут пробелы в
знаниях, если внимание школьника
недостаточно развито и он часто бывает
невнимательным на занятиях. Именно
внимание определяет ход и результат
учебной работы.
Различают внешнее
и внутреннее
внимание. Внешнее внимание направлено
на окружающие предметы, внутреннее - на
собственные мысли, чувства и переживания.
Внимание может быть непроизвольным
(непреднамеренным) и
произвольным (преднамеренным).
Непроизвольное внимание не
зависит ни от нашего желания, ни от нашей
воли или намерений. Оно происходит,
возникает как бы само по себе, без всяких
усилий с нашей стороны. Когда мы говорим
о непроизвольном внимании, можно сказать,
что не мы обращаем внимание на те или
иные объекты, а они завладевают нашим
вниманием. Это может быть молния,
красочная реклама, новое платье у
подруги, музыка, интересный фильм.
Но бывает и так, что приходится
сделать над собой усилие - оторваться
от интересного занятия и намеренно
переключить своё внимание на другой
объект. Это уже произвольное (преднамеренное)
внимание, когда человек ставит себе
цель и прилагает усилия для её достижения.
Именно к уровню развития
произвольного внимания предъявляет
высокие требования обучение в школе.
Ряд условий организации учебной
деятельности способствует развитию и
укреплению произвольного внимания
школьников:
осознание учеником значения
задачи: чем важнее задача, чем сильнее
желание её выполнить, тем в большей
мере привлекается внимание;
интерес к конечному результату
деятельности заставляет напоминать
самому себе, что надо быть внимательным;
постановка вопросов по ходу
выполнения деятельности, ответы на
которые требуют внимания;
словесный отчёт, что сделано
и что ещё нужно сделать;
определённая организация
деятельности.
Основные свойства внимания.
Различают следующие свойства
внимания: сосредоточенность, устойсивость,
объём, распределение и переключение.
Сосредоточенность
- это удержание внимания на одном объекте
или одной деятельности при отвлечении
от всего остального. Сосредоточенность
внимания связана с глубоким интересом
к деятельности, событию или факту.
Степень или сила сосредоточенности -
это концентрация, или интенсивность
внимания.
Концентрация - это поглощение
внимания одним объектом или одной
деятельностью. Показателем концентрации
является невозможность отвлечь внимание
от предмета деятельности посторонними
раздражителями.
Например, вы купили ребёнку
новую игрушку и он полностью ей поглощён,
не отвлекается ни на минуту, не замечает
как течёт время, не реагирует на телефонные
звонки и не слышит вас, когда вы зовёте
его обедать. В данном случае можно
говорить о большой концентрации и
интенсивности внимания.
Устойчивость
- это длительное удержание внимания на
предмете или какой-нибудь деятельности.
Устойчивым мы называем такое внимание,
которое способно в течение долгого
времени оставаться непрерывно
сосредоточенным на одном предмете или
на одной и той же работе. У одного и того
же человека устойчивость может колебаться.
Это зависит от осознания цели деятельности
и её значимости, от отношения к выполняемой
работе.
Противоположностью устойчивого
внимания является внимание неустойчивое,
колеблющееся, которое то и дело ослабляется
или отвлекается на что-либо.
Объём - это
количество объектов, которые охватываются
вниманием одновременно.
Объём внимания обычно колеблется
у взрослых в пределах 4-6 объектов, у
школьников (в зависимости от возраста)
- от 2 до 5 объектов. Объём внимания во
многом зависит от знания объектов и от
их связи друг с другом.
Распределение
- это умение выполнять две или более
различные деятельности, удерживая на
них своё внимание.
Например студент на лекции
распределяет одновременно внимание
между тем, что записывает, и тем, что
слышит в данный момент. Также владеют
этим вниманием и многие водители, которые
могут одновременно вести автомобиль,
слушать музыку, разговаривать по телефону
и много чего ещё делать. Умение распределять
внимание развивается постепенно, с
возрастом. Так, младшие школьники плохо
распределяют внимание, они ещё не у меют
этого делать в следствие отсутствия
опыта и автоматических умений.
Переключение
- это сознательное и осмысленное
перемещение внимания с одного предмета
или действия на другие, перестройка
внимания, его переход с одного объекта
или действия на другие, перестройка
внимания, его переход с одного объекта
на другой в связи с изменением задачи
деятельности.
Сознательное переключение не
надо путать с отвлекаемостью внимания.
В переключении внимания ярко
проявляются индивидуальные особенности
человека - одни люди могут быстро
переходить от одной деятельности к
другой, а другие - медленно и с трудом.
Разные виды деятельности
требуют разных форм внимания. Например,
работа корректора требует высокой
концентрации внимания, работа учителя
- способности распределять внимание.
В следующий раз мы поговорим
об упражнениях на развитие внимания.