Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хорошо учиться - просто!

  Все выпуски  

Хорошо учиться - просто! Что такое внимание?


Здравствуйте, уважаемые подписчики! Перед вами выпуск рассылки «Хорошо учиться — просто!»



Прошу прощения у читателей рассылки за технические накладки, которые произошли в понедельник и благодаря которым Вы получили выпуск рассылки «Хорошо жить — просто!».



Что такое внимание?

Всё чаще проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, которые работают с детьми.  Взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении учебных задач. Всё больше увеличивается количество детей младшего школьного возраста с так называемым дефицитом внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью.

Что такое внимание?

Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определённом  объекте. Объектом внимания может быть всё, что угодно, - предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

Внимание не является самостоятельной психической функцией, его нельзя наблюдать само по себе. Внимание - особая форма психической активности человека, и она входит как компонент во все виды психических процессов.

Внимание  - это всегда характеристика какого-то психического процесса:

восприятия,когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах;

мышления, когда мы решаем какую-то задачу;

памяти, когда мы что-то определённое вспоминаем или пытаемся запомнить;

воображения, когда мы стараемся что-то отчётливо представить себе.

Внимание - это способность человека выбирать важное для себя и сосредоточивать на нём своё восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.

Внимание - необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении.

Как бы ни был школьник способен к обучению, у него будут пробелы в знаниях, если внимание школьника недостаточно развито и он часто бывает невнимательным на занятиях. Именно внимание определяет ход и результат учебной работы.

Различают внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание направлено на окружающие предметы, внутреннее - на собственные мысли, чувства и переживания.

Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным).

Непроизвольное внимание не зависит ни от нашего желания, ни от нашей воли или намерений. Оно происходит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны. Когда мы говорим о непроизвольном внимании, можно сказать, что не мы обращаем внимание на те или иные объекты, а они завладевают нашим вниманием. Это может быть молния, красочная реклама, новое платье у подруги, музыка, интересный фильм.

Но бывает и так, что приходится сделать над собой усилие - оторваться от интересного занятия и намеренно переключить своё внимание на другой объект. Это уже произвольное (преднамеренное) внимание, когда человек ставит себе цель и прилагает усилия для её достижения.

Именно к уровню развития произвольного внимания предъявляет высокие требования обучение в школе.

Ряд условий организации учебной деятельности способствует развитию и укреплению произвольного внимания школьников:

  • осознание учеником значения задачи: чем важнее задача, чем сильнее желание её выполнить, тем в большей мере привлекается внимание;
  • интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать самому себе, что надо быть внимательным;
  • постановка вопросов по ходу выполнения деятельности, ответы на которые требуют внимания;
  • словесный отчёт, что сделано и что ещё нужно сделать;
  • определённая организация деятельности.

Основные свойства внимания.

Различают следующие свойства внимания: сосредоточенность, устойсивость, объём, распределение и переключение.

Сосредоточенность - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания связана с глубоким интересом к деятельности, событию или факту. Степень или сила сосредоточенности - это концентрация, или интенсивность внимания.

Концентрация - это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем концентрации является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.

Например, вы купили ребёнку новую игрушку и он полностью ей поглощён, не отвлекается ни на минуту, не замечает как течёт время, не реагирует на телефонные звонки и не слышит вас, когда вы зовёте его обедать. В данном случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания.

Устойчивость - это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым мы называем такое внимание, которое способно в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. У одного и того же человека устойчивость может колебаться. Это зависит от осознания цели деятельности и её значимости, от отношения к выполняемой работе.

Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается на что-либо.

Объём - это количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно.

Объём внимания обычно колеблется у взрослых в пределах 4-6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) - от 2 до 5 объектов. Объём внимания во многом зависит от знания объектов и от их связи друг с другом.

Распределение - это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них своё внимание.

Например студент на лекции распределяет одновременно внимание между тем, что записывает, и тем, что слышит в данный момент. Также владеют этим вниманием и многие водители, которые могут одновременно вести автомобиль, слушать музыку, разговаривать по телефону и много чего ещё делать. Умение распределять внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо распределяют внимание, они ещё не у меют этого делать в следствие отсутствия опыта и автоматических умений.

Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, перестройка внимания, его переход с одного объекта или действия на другие, перестройка внимания, его переход с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности.

Сознательное переключение не надо путать с отвлекаемостью внимания.

В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека - одни люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие - медленно и с трудом.

Разные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, работа учителя - способности распределять внимание.

В следующий раз мы поговорим об упражнениях на развитие внимания.


Елена Югова

Руководитель проекта «Хорошо учиться — просто!»

http://uchitsya-prosto.info

e-mail: info@uchitsya-prosto.info



Жизнь Без Простуд и Частых Болезней!

Аудиокурс «Как вырастить здорового ребенка» раскроет Вам секреты того, как это сделать легко и просто!

Сделайте 2 Простых Шага К Здоровью!

http://mamabox.ru/om/go/escuela/order/health2


В избранное