Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сотворим Человека!

  Все выпуски  

Сотворим Человека! Уроки музыки и родители


Уроки музыки и родители

Уроки музыки для маленьких детей должны проводиться в присутствии родителей. Если, конечно, вас интересует результат. Это – одно из немногих правил, не вызывающих у меня сомнений.

 Родительский подвиг будет заключаться в том, что вы не просто присутствуете на уроке, а вы в нём пассивно участвуете. То есть, предельно внимательно слушаете учителя и обязательно конспектируете основные мысли и задачи урока в общую тетрадку.

 Вторая часть вашего подвига заключается в том, чтобы потом дома всё это вместе с вашим ребёнком освоить, выучить, даже посоревноваться с ним: кто быстрее запомнит и сделает всё как надо?

 Я называю эти действия подвигом не для красного словца, а потому что это действительно родительский подвиг и доступен он только тем родителям, которые любят своих детей по-настоящему и готовы выражать свою любовь не только в денежном эквиваленте.

 Все отговорки типа: «Я же в этом ничего не понимаю» отметаются сразу же. Не понимаете – учитесь. Ещё одна расхожая фраза: «Да мы же не собираемся делать из него музыканта. Пусть немножко для себя поучится, для развития». Во-первых, кто «для себя», а кто «для жизни» выяснится значительно позже, когда поздно будет что-то изменить.

 А во-вторых, мой вам искренний совет: никогда не произносите слов «мы учимся для себя» в разговоре с вашим педагогом по специальности в музыкальной школе. Просто подумайте, как должен учитель после этого заниматься с вашим ребёнком? Правильно. Он должен заниматься не в полную силу, не выкладываясь, то есть плохо. Другими словами, вы предлагаете учителю халтурить с вашим ребёнком, поскольку вам это в принципе не надо.

 Вы ходите сюда просто потому, что время девать некуда, а также для того, чтобы дитя по двору не болталось. Пусть лучше здесь «пересидит». Ничего другого, кроме простого «пересиживания» от таких занятий не будет. Более того, ребёнку это очень скоро надоест, и он будет просить вас забрать его из этой школы.

 Дело в том, что люди (и маленькие люди в том числе) так устроены, что им неинтересно то, что легко даётся, а всегда интересно то, что требует приложения усилий. Только та цель доставляет радость и удовлетворение, которую мы достигаем, преодолевая определённые сложности и препятствия. То, что даётся легко, не ценится и вообще не нужно.

 Наверняка у многих возникнет вопрос: а для чего тогда учитель, за что я плачу деньги, если всё буду делать сам? А дело в том, что мало кто из родителей, отдавая ребёнка «на музыку»,  представляет себе в полной мере как объём всей пользы от этих занятий, так и уровень их сложности. Ребёнок просто реально не может сделать всё сам.

 Наверное, я открою большую тайну, сказав, что музыкальное образование – самое дорогое в мире. В нашей стране (пока ещё) большую часть затрат берёт на себя государство, поэтому это образование ещё и существует. Как только исчезнут дотации, исчезнет и музыкальное образование, поскольку бюджет нашей обычной среднестатистической семьи такой нагрузки просто не потянет.

 Но это ещё не всё. Для того, чтобы был результат, на начальном этапе (а иногда и не только) занятия с педагогом должны быть ежедневными. Обеспечить такое на практике просто нереально. Для этого и совершается некоторыми родителями этот подвиг: чтобы компенсировать отсутствие необходимого количества занятий с педагогом.

 Когда-то очень давно, ещё в 1975 году мне посчастливилось присутствовать на встрече с Анной Даниловной Артоболевской, которая проходила в одной из музыкальных школ Киева.

 Для музыкантов это имя в комментариях не нуждается. Для тех, у кого другая профессия, могу пояснить, что эта фигура в детской музыкальной педагогике – как Эйнштейн в физике. Впечатление было необыкновенно яркое, но сегодня я хочу вспомнить только одну её фразу, услышанную мной лично из её уст.

  Она сказала, что соглашается работать с учеником в двух случаях: если у него родители музыканты или если хотя бы кто-то из родителей соглашается начать учиться игре на фортепиано вместе со своим ребёнком.

С этими словами отчётливо перекликаются другие слова, сказанные не менее выдающимся, но уже украинским детским музыкальным педагогом профессором Виктором Львовичем Макаровым. Эти слова были услышаны моей коллегой, которая присутствовала на открытых уроках Макарова в Феодосии.

 Звучали они так: «Я соглашаюсь заниматься с ребёнком только в том случае, если у него есть репетитор (или кто-то из родителей), который берёт на себя обязательство сидеть на моих занятиях с ребёнком, конспектировать все мои требования, а затем дома с ним всё это отрабатывать».

 Моя мама, которая не была музыкантом, но очень хотела дать мне это образование, отходила со мной в музыкальную школу до пятого класса включительно. Только с шестого класса она сочла возможным доверить дальнейший процесс обучения лично мне.

 Когда одна из моих лучших учениц на протяжении года ездила ко мне на занятия, готовясь к поступлению в училище, рядом всегда сидела её мама с толстой тетрадкой, куда она записывала каждое моё слово, чтобы впоследствии всё это дома отрабатывать. Сейчас эта девочка, с красным дипломом окончив консерваторию, учится в аспирантуре, причём тоже на «отлично».

 Вся моя жизнь и практика подтверждает это правило: если вы хотите извлечь из музыкального образования всю пользу, какую оно может дать (не важно, чем будет потом заниматься ваш ребёнок во взрослой жизни), постарайтесь обеспечить ваше присутствие на уроках. И не просто присутствие, а самое активное участие, включая совместное выполнение заданий.

 Моё мнение по данному вопросу абсолютно беспристрастно, так как я никогда не зарабатывала при помощи частных уроков, а всю жизнь занимаюсь только одним: готовлю будущих преподавателей музыкальных школ и делаю это исключительно за зарплату. По долгу службы часто бываю в музыкальных школах и не понаслышке знаю обо всех этих проблемах.

 Кроме того, всю жизнь трачу массу времени и сил на исправление тех дефектов, с которыми дети приходят к нам после окончания музыкальной школы. Далеко не всегда удаётся успеть за 4 года всё исправить, да ещё и поднять ученика до необходимого уровня. И знаю, что главная причина недостаточного уровня подготовки лежит в отсутствии необходимой поддержки со стороны родителей в начальный период обучения.

 Я очень хорошо знаю, как это трудно. И пусть у вас сегодня другие планы по поводу профессии вашего сына или дочери, не музыка. Но жизнь может распорядиться и по-другому, а без качественного обучения на начальном этапе ваш ребёнок не сможет преуспеть в этой профессии, этот путь будет для него перекрыт. Просто не лишайте его такого шанса: сделать в дальнейшем выбор самостоятельно! 

 

 

 


В избранное