Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сотворим Человека!

  Все выпуски  

Сотворим Человека!


https://www.youtube.com/watch?v=9EI-WCbLJeI&index=8   -  Это ссылка на данную статью, представленную в формате слайд-шоу. 

Книга или компьютер? Какой источник информации лично вы предпочитаете, какой считаете более полным, достоверным, современным? Мы всё чаще отдаём предпочтение компьютеру и всё реже открываем книги.

В то же время сетуем, что наши дети делают то же самое. Давайте попробуем ответить на два вопроса: почему мы хотим, чтобы наши дети читали книги и как добиться, чтобы они это делали?

Я на всю жизнь запомнила фразу, в сердцах сказанную одним из самых замечательных школьных педагогов моего детства: «Вы же читаете только то, что вам интересно, а надо читать то, что вас сделает интересными!»

В этой фразе – вся соль. Литература, которая делает нас интересными, глубокими, содержательными людьми, никогда не бывает лёгким чтивом.

Читать такую литературу бывает сложно, потому что она всегда требует встречной работы мысли и на выходе приводит к формированию собственного взгляда на мир, основанного на глубоком осознании и внутренней переработке прочитанной информации.

Это – не простое набивание головы фактами (пусть даже интересными). Это – создание, сотворение себя, как личности. Можно ли найти такую литературу в интернете? Конечно! В этом случае компьютер вполне может быть альтернативой книгам.

Проблема не в самом компьютере, а в том, что в нём ищет ваш ребёнок. А он не будет там искать сложности на свою голову. Он будет потреблять то, что само усваивается без напряжения, то есть то, что мы называем «жвачкой».

Любое действие несовершеннолетнего ребёнка должно контролироваться и направляться родителями, и в первую очередь этот контроль относится к тому, что он читает.

Ребёнок не сможет самостоятельно спланировать этот процесс, тем более, решить: какие именно книги он должен читать, чтобы они сделали из него достойного человека? Поэтому, извините, но это снова наша (взрослых) работа.

А для того, чтобы эта работа оказалась успешной, необходимо сделать две вещи. Во-первых, тщательно продумать и отобрать список книг, которые, возможно, и не входят в школьную программу, но по своему качеству соответствуют интересам и потребностям вашего ребёнка. Вполне возможно, что в этот список попадут и произведения, изучаемые в школе.

Во-вторых, наша задача: научить ребёнка грамотно с этим списком работать. Это означает, что, как и при любой постановке цели, определяются реальные сроки на освоение выбранных книг, устанавливается минимальное количество страниц для прочтения на каждый день, вводится строгий контроль за выполнением намеченного плана.

В-третьих, и это главное: совместное обсуждение прочитанного. Всё прочитанное ребёнок должен видеть и оценивать не только сквозь призму своего, но и вашего жизненного опыта. Высказывая свои соображения, предлагая свои критерии оценки, вы прививаете ребёнку свои ценности, свои нравственные установки, свой способ выстраивания отношений с этим миром.

Все разговоры на тему: у ребёнка должно быть «личное пространство», у него должно быть «своё собственное мнение», «не надо давить на ребёнка», «не надо навязывать» и так далее – всё это лицемерие!

Наши дети – не Маугли, они растут в социуме, и этот социум обязательно будет на них давить, оказывать своё влияние и формировать их мнение весьма не деликатным образом, не спрашивая нашего согласия.

Если мы хотим, чтоб наш ребёнок вырос нашим единомышленником, нашим продолжением, а не нашим антиподом, то для этого необходимо приложить усилие. Это не только наше право, это – наша обязанность.

Мы обязаны дать своим детям весь багаж своего жизненного опыта, чтобы они могли встать в полный рост, опираясь на наши плечи, а не «с нулевой позиции». Если мы пустим этот процесс на самотёк, наше место займут телевизор, двор, компьютерная «жвачка». Результат вам вряд ли понравится.

Когда-то давно в нашей семье стоял вопрос о выборе школы для нашего сына. Мы остановились на частной школе «АИСТ» главным образом по одной причине.

Как только мы с моим шестилетним Олежкой появились на пороге этой школы, к нему подбежал какой-то первоклассник. Он поздоровался, назвал своё имя и поинтересовался именем моего сына. «Олег» - ответил мой ребёнок. После этого прозвучал первый вопрос (чтобы оценить с кем дело имеешь): «Олег, а сколько страниц в день ты читаешь?»

Представляете? Это был первый вопрос при знакомстве! Количество читаемых в день страниц – критерий для оценки человека!

В этой школе чтение – не просто престижное занятие, здесь знают, что это не стихийный процесс, а планомерное действие и от твоего усердия в вопросе саморазвития зависит твой вес в глазах окружающих.

В заключение хочу напомнить, что дети в основном не столько слушают, сколько наблюдают за нами. Если родители много говорят о вреде курения, но сами при этом курят, приговаривая: «не повторяй наши ошибки», то ребёнок, скорее всего, последует тому, что видит, а не тому, что слышит.

Вы можете хоть сто раз в день говорить о пользе чтения своему ребёнку, но если он не видит папу и маму с книгой в руке ежедневно (хоть какое-то, пусть даже небольшое время), то и он, скорее всего, читать не будет.

В этом – один из больших секретов педагогики: займитесь собой, станьте таким, каким хотите видеть своего ребёнка – и он вас никогда не разочарует. Наши дети – это самый лучший стимул для нашего собственного личностного роста. Именно этого я всем нам от души желаю!

 

 

 


В избранное