Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сотворим Человека!

  Все выпуски  

Сотворим Человека! Моя первая ученица


Моя первая ученица

 Говорят, что учителя, как и врачи, имеют своё кладбище. Туда попадают те, на ком молодой специалист приобретает опыт. Наверное, это правда. И, наверное, я не исключение. Хотя как раз первая, самая-самая первая моя ученица оставила в моей душе глубокий и добрый след.

И мне очень хочется сделать сегодня лирическое отступление и вспомнить об этом своём самом первом опыте педагогического воздействия. Это был первый мой год работы после окончания консерватории.

 Конкурсы на фортепианный отдел тогда были очень серьёзные, больше половины абитуриентов имели «красные» аттестаты из обеих школ. Моя Вита поступила со второго захода: в первый год ей поставили двойку по сольфеджио.

Ту же оценку она, безусловно, получила бы и во второй год, но папа нашёл связи, директору позвонили – и Виточку взяли на I курс. Кому ещё было дать такую студентку, если не молодому специалисту? Чтоб молодой специалист приобретал опыт, учился!

Когда я прослушала её в первый раз, то просто жутко испугалась. Для меня было ясно, что учиться она не сможет, я продемонстрирую полную беспомощность, и мне больше никогда не доверят вести специалистов.

 Это было, как ночной кошмар! Я решила честно проинформировать её о нашей исходной точке, объяснила, что если мы с ней не сумеем совершить чуда, то обе окажемся… ну, в общем, я ей сказала, где мы обе окажемся.

 Стыдно признаться, но моим главным стимулом было не желание помочь ребёнку, и даже не амбиции, а просто страх позора.

И этот страх был таким сильным, что заставлял меня каждый день без исключения приходить в училище на половину седьмого утра, чтобы начать свой рабочий день с дрессировки Виты. Заканчивался день тем же. Днём был перерыв (лекции, да и классы заняты). Занятия наши продолжались от 4-х до 6-7-ми часов каждый день, не исключая выходных (это были самые рабочие дни).

Даже с собственным ребёнком впоследствии я столько не занималась. Практически, я на руках выносила её из той пропасти, в которой она оказалась.

Надо сказать, что Виточка не была в том виновата: музыкальные данные она имела средние, аппарат от природы очень неудобный и совсем слабую подготовку. Как дитя военнослужащего, училась она в военном городке у одной из жён офицеров. А последний год - в одном из райцентров Винницкой области.

К счастью, у Виты была великолепная голова и просто замечательные человеческие качества, такие, как совесть, порядочность, трудолюбие. И ещё: она была не по годам взрослая, имела чувство ответственности.

Всё это: её усердие и мои героические усилия принесли нам победу. Да такую, о которой я в жизни не смогу забыть: в конце учебного года комиссия сама предложила нам пятёрку! Это было неслыханно!

Даже сейчас, спустя много лет, я испытываю восторг, вспоминая тот экзамен. Ещё бы! Это рассказать всё можно в двух словах, а чего нам это стоило…

 Однако, безусловно, как очень многие дети, Вита не была создана для этой профессии. О консерватории речь даже не шла. Но, впрочем, какая разница?

Помните, я вам рассказывала о том, что музыкальное образование даёт возможность освоить без проблем почти любую профессию? Куда только не поступали наши выпускники!

Впрочем, Вита как раз выбрала сферу не очень далёкую от музыки – а именно: смежные искусства. После окончания училища она поступила в Киевскую Национальную академию изобразительных искусств и архитектуры на факультет искусствоведения.

Там она училась на одни пятёрки: игра на рояле там не требовалась, а с головой проблем у Виточки никогда не возникало. Успехи в учёбе были столь значительны, что уже на III курсе речь шла об аспирантуре.

Но ситуация в стране вынудила её с мужем и ребёнком выехать на ПМЖ в Германию, имея за спиной три курса вуза и знания немецкого в объёме: «Гутен таг» и «Хэндэ хох».

У кого-то могли опуститься руки, кто-то, оказавшись в такой ситуации, до конца дней так и не смог бы освоить язык и прожил всю жизнь на пособии. Кто-то, но не моя Виточка!

Первым делом она пошла на интенсивные курсы немецкого и за 1 год освоила его так, что уже со следующего года смогла посещать лекции в Дрезденском университете, причём без потери курса!

 А ещё через пару лет она поступила в аспирантуру, а затем благополучно защитила диссертацию. Тема для исследования, которую выбрала Вита, касалась немецкого национального костюма и была настолько узкой, что подобного специалиста в этой области в Германии больше нет.

Она – эксклюзив! Поэтому очень востребована, постоянно ездит на международные конференции и симпозиумы, живёт очень интересной и насыщенной жизнью. При этом она сумела параллельно со своими научными достижениями вырастить прекрасного сына.

О своей первой ученице я вспоминаю с большой любовью и гордостью, потому что чувствую свою причастность к её успехам. Да, музыка не стала её профессией, но именно занятия музыкой имеют самое прямое отношение ко всей её состоявшейся жизни. Утверждать это мне дают право слова самой Виты:

«Самое главное учебное заведение, которое я окончила – это музыкальное училище имени Леонтовича. Именно здесь я научилась работать»!

Я рассказала вам сегодня историю одной своей ученицы. Но я знаю немало похожих историй наших выпускников. Более того, этих историй так много, что это позволяет сделать вывод о системе, которая даёт возможность людям преуспевать в жизни. У нас этому можно научиться!

Я никогда не устану повторять: усилия, затраченные на приобретение музыкального образования ВСЕГДА окупаются сторицей. И при этом совсем не важно, станет ли ваш ребёнок музыкантом. Он станет личностью. По-моему, это гораздо важней.

 

 


В избранное