С самого рождения слух играет главную роль в процессе развития речи у
ребёнка. Слыша голос взрослого, новорождённый замирает, прислушивается.
Иногда кажется, что он готов слушать часами! Первая улыбка часто
появляется тоже как реакция ребёнка на речь.
Сосредоточенность на
звуках тоже появляется с самого рождения. Но сосредоточенность ребёнка
на речи взрослого наблюдается не всегда.
Зачастую бывает, что мама
постоянно носит ребёнка на руках, рассказывает разнообразные
интересности об окружающем мире и вещах и, казалось бы, ребёнок к году
должен начать разговаривать, ведь мама постоянно пребывает в общении с
ним.
Но если во время такого общения малыш чаще всего не концентрирует
своё внимание на разговоре взрослого, то неминуема задержка речевого
развития. Родители могут думать, что развитие ребёнка отстаёт по
какой-то внешней причине (не правильного воспитания, родовой травмы и
т.д.), но на самом деле ребёнка просто нужно научить концентрироваться.
Правильно
организовать процесс восприятия речи помогут аудиокниги. Это довольно
лёгкий, но эффективный способ помочь ребёнку с концентрацией внимания и
развитием его речи.
Итак, выберите небольшую детскую сказку, где
сочетаются как песни, так и устная речь. Выберите отрывок длительностью в
5-10 минут и ежедневно на протяжении 2-3 месяцев слушайте его. Не
волнуйтесь о том, что ребёнку наскучит.
Наоборот, когда он будет слышать
знакомые звуки и слова, он будет с радостью узнавать их, что и будет
постепенно привлекать его внимание к речи. Это занятие подойдёт для
детей с 6 до 12 месяцев – в период лепета.
Во время звучания сказки в
комнате должен находиться ребёнок и один взрослый, занимающий пассивную
позицию. В период прослушивания никто не должен разговаривать или
отвлекать ребёнка. Во время звучания сказки ребёнок может вести себя как
угодно (заранее подготовьте комнату, убрав все вещи, которые нельзя
брать ребёнку, чтобы в процессу слушания не возникало надобности что-то у
малыша отбирать). Первое время ребёнок может совсем не реагировать на
сказку – такая реакция вполне нормальна.
Но пройдёт несколько дней, и он
уже начнёт замечать знакомые слова и звуки, а со временем внимательно
слушать и узнавать сказку по первым звукам. Ребёнок испытывает радость,
которой он будет стремиться поделиться с окружающими, что и побуждает
его к гулению, произношению первых слогов и слов в зависимости от
возраста. У детей в возрасте 8-12 месяцев через 20-30 дней появляются
первые слова.
Как видите, такое занятие, как прослушивание
аудиосказок не только интересно для малыша, но очень полезно. Оно
стимулирует развитие ребёнка, побуждая к общению со взрослым.